June 18, 2018

Распад Я и психоделики

Забавная аббревиатура DIED расшифровывается как drug induced ego dissolution. На русском будет что-то вроде: фармакологически индуцированный распад Я. Смерть эго, растворение Я, распад самости – чудно́й и многогранный опыт, когда самосознание то ли исчезает, то ли безмерно удивляется своему существованию и перестает нормально работать. В эту категорию включают много всего: ощущение слияния с внешним миром, выход из тела, отчуждение от своего тела и опыта или простое ощущение, что Я больше не собирает в кулак беспорядочный и полный противоречий личный опыт. Как легко догадаться, один из путей добиться распада Я – психофарма.

Список не полный, конечно, но три класса соединений точно могут вызвать яркий опыт распада Я: классические психоделики, антагонисты NMDAR, антагонисты KOR. Работают они по-разному, да и эффекты на сознание не сильно у них сходные, кроме как раз периодического ego dissolution. Логично предположить, что распад Я не зависит какой-то одной нейротрансмиттерной системы или участка мозга. Скорее, это системный эффект – результат некоего сдвига в динамическом равновесии больших сетей мозга.

Если вы в замешательстве, зачем вообще знать о буднях любителей кислоты, то на это есть две причины. Во-первых, наблюдать, как Я распадается, потом собирается вновь, а потом снова разрушается – неплохой способ понять, как работает самосознание и сознание в целом. Во-вторых, мистический опыт, включая распад Я, связан с уменьшением депрессивной и тревожной симптоматики, отказом от опасных пристрастий и перманентными переменами в личности (вроде как положительными, но это мнение оптимистов).

Недавно, например, писал, что антидепрессивное действие кетамина коррелирует с деперсонализацией, которую он вызывает. А деперсонализация, как знают даже школьники, об искажениях в чувстве Я. Авторы работы предположили, что у кетаминовой деперсонализации и ад эффекта одна нейробиологическая основа, что кажется очень правдоподобным.

В исследованиях с ЛСД нашли схожую связь: чем насыщеннее был трип (мистический опыт, распад Я, комплексность переживаний), тем эффективнее психоделик как антидепресант. С другой стороны, распад Я – основная причина бэд трипов и негативных последствий в дальнейшем.

Непонятно, почему насыщенный психоделический опыт (включая и распад Я) иногда ведёт к длительным и устойчивым эффектам. Но нередко ссылаются на два умозрительных объяснения. Первое про трансформативный опыт – странность трипа перезапускает матрицу восприятия, человек по-другому вглядывается в мир и свое место в нем и далее в этом же направлении. Вторая гипотеза из мира нейронауки: и кетамин, и классические психоделики бустят нейропластичность, в частности в префронтальной коре, в которой обычно находят малозаметные признаки снижения структурной сложности нейронов при расстройствах настроения. Но это не объясняет многие моменты, например, почему это работает далеко не всегда или почему так важен именно субъективный опыт значительности трипа.

Что легко было ожидать, некоторые специалисты и просто интересующиеся объединяют оба объяснения в одну, тоже сырую и умозрительную гипотезу. Упрощенная логика такая: психоделики повышают нейропластичность, параллельно сбивают рутинно работающее чувство Я, через смешивание двух больших сетей, дефолтной системы и CEN, которые в норме работают по очереди. Плюс значительные перемены происходят в салиенс нетворк, особенно в передней инсуле, что важно. Из-за нейропластичности, вероятно, self-reference процесс, то есть обработка информации, связанная с собой, меняется надолго. Очень косвенно это поддерживают данные, что даже единичный прием психоделиков может изменить черту характера "открытость новому опыту", а ещё меняют профиль некоторых когнитивных искажений, связанных с оценкой себя и других. В итоге, всё очень интересно, но непонятно.

Источники и дополнительное чтение:

Be Disconnected from the Body?: A Phenomenological Account of Disembodiment in Depersonalization/ Derealization Disorder

Self unbound: ego dissolution in psychedelic experience

Model hallucinations

Looking for the Self: Phenomenology, Neurophysiology and Philosophical Significance of Drug-induced Ego Dissolution