November 27, 2021

Релятивизм и абсолютизм

Максим "это другое" Кац и Людовик "Государство -- это я" XIV.

В вопросах морали , этики, нравственности и прочих замечательных вещей есть много вариантов классификаций по разных признакам. Одна из них — это способ применения в жизни. На этом основании выделяют:

  1. Релятивизм — мировоззрение, в рамках которого при оценке по отношению к разным ситуациям применяются разные критерии;
  2. Абсолютизм — мировоззрение, в рамках которого при оценке по отношению к разным ситуациям применяются одинаковые критерии, принятые за универсальные.

Для меня дилемма о том, что наиболее применимо в жизни встала по двум причинам. Во-первых, я бо́льшую часть жизни исходил из того, что последовательность — лучшая стратегия в том числе и в жизненно-моральных вопросах, то есть я смотрю на ситуации, вне зависимости от субъекта и действую одинаково при одинаковом стечении обстоятельств, чтоб быть предсказуемым и нормально взаимодействовать с обществом. А во-вторых, всё чаще вокруг себя и сам стал употреблять пресловутую фразу "это другое". Она дискредитирована не потому что априори лицемерна, а потому что её стали применять либо по отношению к тем, кто акцентируют внимание на одном и пренебрегают другим в одинаковых ситуациях, либо пропагандисты всех лагерей берут её на вооружение, чтоб уличить соперника: мол, а потом выяснилось, что ты сам такой!

В результате встало аналогично два вопроса: какие факторы влияют на то, что по отношению к одному и тому же мы используем разные мерила? Возможно ли быть последовательным, исповедуя релятивизм?

Кто-то тут скажет, что мои размышлении заранее неверны, потому что и так понятно, что всё зависит от ситуации. Само собой, что любое событие или явление — это комплекс обстоятельств и совокупность воль, но в этом-то и дело, что досконально разбираться во всех спорных вопросах не всегда хватает времени, сил или желания, поэтому вопросы важные, так как необходимо вырабатывать определённые стереотипы поведения, чтоб с катушек не съехать.

Факторы

Для себя я вывел два фактора, которые заставляют говорить: "это другое". Глобальный и личный. Глобальный — идеология, личный — отношения с субъектом.

Идеология

В плане идеологии, некоторые могут сказать: "Да я аполитичен, мне не интересно". Да пожалуйста, но тут можно вспомнить фразу, которую приписывают Жюлю Ренару: "Я не занимаюсь политикой. ... - А знаете, это все равно что сказать: "Не занимаюсь жизнью". Но идеология не исчерпывается активным политическим действием, она может проявляться в обыденности, в отношении к повседневным вещам, даже если к идеологии вы себя не причисляете, то это не значит, что вы не придерживаетесь какой-то. Самым ярким примером подобного являются, как не странно, пропагандисты всех мастей: Максим Кац, Андрей Рудой, Владимир Соловьёв и т.д. Люди смеются над пропагандой не потому что пропаганда ужасна сама по себе, а потому что казалось бы на одни и те же вещи они смотрят по-разному и постоянно виляют туда-сюда, пытаясь подвести оценку ситуации под свою идеологию, будь то смертная казнь, геноцид, шутки и др. сложные моральные вопросы глобального масштаба.

Кстати, небольшая ремарка, больше всего фраза "это другое" стала ассоциироваться с Максимом Кацом, хотя в своих видеороликах он её никогда не говорил, по крайней мере, я такого не заметил. Но просто загуглите "кац это другое" и вы увидите, почему эта фраза стала ассоциироваться именно с либеральным пропагандистом, а не с кем-то другим.

В моей личной жизни идеологическая принадлежность не играет определяющей роли, банально потому что я не занимаюсь политикой профессионально и активно, поэтому с людьми разных взглядов, даже если они мне противоположны я иду на контакт и дискомфорта не ощущаю, если это не радикалы, само собой. И для себя я понял, почему в некоторых случаях я оправдываю одних, а других нет, хотя действия сходны. В детали я вдаваться не стану, дабы не пропагандировать в лоб свои политические взгляды.

Ну вы поняли.

Личное отношение

В плане личного отношения проще, так как я больше, чем уверен, что у всех у всех были ситуации, когда человек, которого ты любишь(не обязательно в романтическом смысле) совершал действия, которые расходятся с твоими представлениями о добром и прекрасном.

Если это человек, которого вы любите (родители, друг, вторая половина и т.п.), то вероятнее всего, его проступки вы будете стараться оправдать, понять, простить и т.п. И если вред от действий любимого человека не нанесён непосредственно вам.

Если же это человек с кем такая связь значительно меньше, то и спрос с него будет больше, чем с родни, если тот облажался.

Зачастую это проявляется в случаях, когда родители и дети связаны не только семейными узами, но и рабочими или учебным. Если ребёнок проколется в классе, где его мама — учитель или на работе, где папа — начальник, то с ребёнка спрос будет явно меньше, чем с обычного ученика или работника, с коими родственных связей нет.

Разный взгляд на одно и то же.

Последовательность

Определившись с факторами сохраняется вопрос: а можно ли оставаться последовательным, исповедуя релятивизма?

На мой взгляд вполне. Ключевым в данном случае будет чёткое определение принципов и выстраивание в своей голове чёткой системы ценностей, по которым живёшь. А также принятие того факта, что люди не одинаково относятся к другими людям на личном уровне и придерживаются разных идеологий.

В рамках моей идеологии, например, выкладывание фоток в нижнем белье и купальнике — это одинаковые вещи, для моих друзей — это разные вещи. Для меня отстаивать права животных и не быть вегетарианцем — это лицемерие и непоследовательность, но для кого-то это вполне сочетающиеся вещи.

Имплекация, то есть логическая последовательность.

Что в итоге?

Думаю можно нормально жить релятивистом и абсолютистом. Но во втором случае вы будете рискуете стать фанатиком, на мой взгляд. Как иначе жить в таком случае мне сложно представить. Релятивистами, наверное, являются большинство людей. Я точно. Жить последовательно и наслаждаться жизнью это в любом случае не мешает. И да, выводы вы делаете сами, я вам сказал и по заветам "Редакции" я вам сказал какие именно.

P.S.

А, да! Не забывайте все люди алчны, лицемерны и лживы. Просто каждый в разной степени. В том числе и я, ни капли стыда я за это не испытываю, потому что, как уже сказал, все такие же и живётся хорошо.