December 14, 2020

Дневник из 5 пунктов

Отслеживание и анализ поведенческих, психических и физических данных позволяет нам видеть закономерности, выявлять проблемы и сильные стороны и вносить эффективные изменения в нашу жизнь. Это здорово!

Но как насчет данных, которые невозможно измерить цифрами, символами или бинарными ответами «да»/«нет»?

Представьте, что вы можете легко получить доступ ко всем вашим прошлым блестящим идеям, мыслям и выводам — которые теперь либо забыты, либо затерялись в старом потрепанном блокноте, — и использовать их, чтобы принимать более правильные решения. Да, наверное, вы не сможете собрать данные из прошлого, но сегодня можно начать собирать данные на будущее.

Почему мы помним, отслеживаем и изучаем что-то? Потому что хотим расти. Расти — значит становиться лучшей версией себя каждый день, а учиться — значит предоставлять своему будущему «я» ценные данные, на основании которых можно принимать правильные решения.

Поэтому я придумала систему, как это сделать. Я называю ее «Дневник из 5 пунктов», и состоит она в том, что каждый вечер я записываю пять кратких ответов на следующий вопрос:

«Что мне записать про сегодняшний день, чтобы получить пользу в будущем?»

По поводу этого вопроса следует помнить две важные вещи.

Первое: будущее «я»

Этим будущим «я» можете быть вы через два дня, месяц или тридцать лет. Осмысление происходящего с точки зрения будущего помогает оценить важность того, что вы записываете. Будет ли мне действительно важно прочитать это завтра/через год/когда у меня появятся внуки? Если нет, пропускайте.

Второе: 5 (или около того) пунктов

Суть в том, что их не должно быть ровно пять — их может быть немного меньше или немного больше. Лично для меня лучше всего подходит семь, но я рекомендую начать с пяти, чтобы упростить задачу, а потом адаптировать ее к своим предпочтениям.

Суть здесь в том, чтобы расставлять приоритеты и выбирать только то, что важно. Расстановка приоритетов сама по себе дает преимущество: это заставляет вас напрягать мысли, выбирать и осознавать, что действительно важно для вас.

Если бы вы могли записать все, что хотели, важные вещи затерялись бы, и ваше будущее «я» ничего не получило бы от прочтения. Если вы чувствуете, что число 5 слишком ограничивает вас, это здорово — значит, вы полны идей. Просто запишите их где-нибудь еще, а затем выберите наиболее важные из них, чтобы сохранить в дневнике.

Как видно на иллюстрации, я использую символы для обозначения каждого элемента в зависимости от вида информации:

  • Перевернутый сплошной треугольник для креативных идей
  • Обычный треугольник для больших побед
  • Глаз для подсказок и знаков
  • Спираль для важных выводов и вопросов для размышления
  • Квадрат (позже в нем можно поставить галочку о выполнении) для действий и экспериментов, которые я хочу предпринять.

Я расскажу больше о каждой из этих категорий в следующем разделе. Вы можете придумать собственный набор символов или другие категории, если хотите. Это то, что подходит мне, и вы можете использовать их, чтобы сразу перейти к практике, а затем со временем подобрать подходящие лично вам.

В оставшейся части статьи мы рассмотрим:

  • типы информации, которые вы можете включить в свой журнал;
  • как повысить эффективность запоминания и обработки информации;
  • как сделать эту систему приятной, привлекательной и простой в использовании.

Что можно записывать в дневник?

«Что мне записать про сегодняшний день, чтобы получить пользу в будущем?»

Каким образом информация, которую вы записываете, может принести пользу вашему будущему «я»?

В своих экспериментах я обнаружила, что есть пять категорий информации, которые оказывают на меня больше всего влияния, когда я перечитываю свой дневник.

1. Креативные идеи

Выгода: создание и вдохновение

У вас как у творческой личности, вероятно, в течение дня рождается множество идей для творческих проектов, которые можно реализовать.

Основатель Virgin Group Ричард Брэнсон, считающийся одним из самых успешных предпринимателей в современной истории, связывает большую часть своего успеха с тем, что он постоянно записывает свои идеи.

Я часто записываю в дневнике свои идеи, а также цитаты, концепции или вдохновляющие высказывания других людей. Однако лишь немногие избранные попадают в мой «дневник из 5 пунктов», и я выбираю их, задавая следующий вопрос:

«Насколько вероятно, что мое будущее «я» вдохновится/создаст что-то значимое из этой идеи, если прочитает ее в дневнике?»

Выйдет ли из нее статья? Книга? Проект? Вдохновит ли она принять решение, которое изменит мою жизнь? Изменит курс моего бизнеса? Если ответ «да», я включаю эту идею.

Исследования показывают, что вынашивание идей и их бессознательная обработка улучшают творческое мышление. Так что примите к сведению свою идею, дайте ей время, и пусть ваше будущее «я» решит, когда ее использовать.

2. Большие победы

Выгода: уверенность и осознание достигнутого

Моя самая большая проблема в жизни — это чувство, что я никогда не делаю достаточно. Это такой предрассудок, который не дает ососознавать свои достижения и постоянно заставляет сомневаться в себе.

Поэтому я обязательно включаю в свой журнал «большие победы». Я осмысливаю прошедший день и нахожу 2-3 достижения, которыми горжусь.

Это приятно даже просто записывать, но больше всего бонусов получает мое будущее «я». Всякий раз, когда я сомневаюсь в своей ценности и начинаю спрашивать: «Что, черт возьми, я делала последние несколько недель?», я просто просматриваю записи. Это простое, без побочных эффектов средство от низкой самооценки, от которой я все время страдаю.

3. Подсказки и знаки

Выгода: самосознание, изменения и рост

В течение дня вы можете заметить взаимосвязи, закономерности или области для потенциального роста или изменений (особенно препятствий).

В книге Пауло Коэльо «Алхимик» главный герой отправляется в путешествие, следуя своей жизненной миссии или «личной легенде». В конце концов он достигает этого, потому что хорошо понимает приметы — сигналы от вселенной (люди, которые появляются в его жизни, изменения в его окружении и даже его собственные чувства), которые помогают ему принимать решения.

Все, что мы чувствуем, думаем и переживаем, — это возможность для нас учиться и расти. Все, что нам нужно сделать, — овладеть этой возможностью.

Недавно я чувствовала себя очень непродуктивной. Я записала это. Потом я заметила, что причина в том, что меня отвлекают разные предметы и беспорядок вокруг. Поскольку у меня было одно рабочее пространство с другим человеком, я не могла ничего изменить. Поэтому я изменила свое собственное положение — переехала и пересмотрела нашу договоренность. Я продолжаю работать с той же командой над тем же проектом, но поскольку я прислушалась к подсказкам и справилась с проблемой, моя производительность взлетела до небес.

Как правило, наиболее мощным сигналом к переменам служат препятствия, с которыми мы сталкиваемся, но существуют и другие чрезвычайно информативные признаки:

  • Желания: Вы жаждете, тоскуете или мечтаете о чем-то очень сильно?
  • Эмоции: Вы чувствуете особую злость? Состоятельность? Тревогу? В чем причина? Испытывали ли вы недавно какие-либо эмоциональные взлеты или падения? Кто-нибудь или что-нибудь заставляло вас переживать интенсивно?
  • Изменения: Изменилось ли что-то в вашей обстановке в последнее время (место, отношения, возможности, основные события)? Изменились ли вы (поведение, мысли, телосложение)?
  • Симптомы: изменилось ли ваше тело каким-либо образом? Чувствуете ли вы непривычную усталость или заряд энергии? Какие-то незнакомые боли, стремления или ощущения? Едите ли вы больше? Меньше двигаетесь? Больше плачете?
  • Сны: Как вы себя чувствовали, когда проснулись? Что вам пытается сказать подсознание? Когда я начала вести дневник сновидений, я получила много значимой информации о себе.

Это всего лишь несколько примеров, но вы можете добавить свой собственный — если он отвечает на следующий вопрос:

«Что из происходящего сейчас в моей жизни может побудить меня принять решение и предпринять какие-то действия?»

Это подскажет полезные данные, которые помогут в будущем ставить цели и принимать решения.

Например, если вы постоянно пишете про мечту о жизни на тропическом острове, вы можете больше находиться на солнце, забронировать отпуск или даже поставить сумасшедшую цель начать работать удаленно и переехать в Таиланд.

Иногда полезно просто дать волю интуиции, даже если вы не осознаете причину. Например, на днях я встретила парня, который живет с одним рюкзаком и спит на свежем воздухе, укрываясь куском шотландки. Не знаю почему, но я почувствовала, что нужно записать это в дневник. Несколько дней спустя я начала переосмысливать свои концепции комфорта и минимализма, которые позволяют сделать важные выводы о моем образе жизни и имуществе. Это был приятный и неожиданный сюрприз.

С записью знаков и наблюдений радикально повысился уровень моей осведомленности, что, как оказалось, напрямую связано с общим благополучием. Вот пример того, что я отметила, и мои выводы:

Наблюдение: меня задевает, когда мы с партнером разговариваем с кем-то, и этот человек направляет свое внимание в первую очередь на него (или, как я говорю, когда расстраиваюсь, «смотрит на него как на лидера пары»).

Вывод: это отражение моей собственной неуверенности. Что делать: 1) принять свою замкнутую натуру и поощрять другие качества, или 2) работать над своей активностью, присутствием и умением слушать, рассматривая партнера как образец для подражания, а не повод для соперничества.

4. Важные выводы и вопросы

Выгода: можно увидеть более широкую картину

Бывают такие моменты, когда вдруг все становится понятным или когда у нас возникает неожиданная связь в голове. Прозрение. Важное осознание.

Бывают моменты, когда мы начинаем задавать важные вопросы, которые могут изменить ход нашей жизни.

Некоторое время назад, устроив прогулку во время перерыва на работе, я внезапно осознала:

Я подсознательно определяю успех как популярность и множество подписчиков. Но это не то, во что я искренне верю, и это изматывает меня. Мои настоящие цели — это цельность, любовь и духовное развитие.

Эта мысль могла бы проскользнуть мимо. Но я знала, что должна записать ее, поэтому хранила ее в памяти до конца дня, а затем записала. И эта мысль полностью изменила мой подход к жизни.

Цель этого раздела — отложить повседневные дела и интеллектуальные мысли и задуматься о таких вопросах, как ваша жизненная миссия, место в мире или духовный рост. Некоторые из озарений могут показаться слишком очевидными, когда выражаешь их словами, но дневник служит для того, чтобы напомнить вам о том моменте, когда вы поняли это на глубоком эмоциональном уровне — и вернуть вас туда.

5. Действия и эксперименты

Выгода: новые знания и удовольствие

Лучший способ узнать, что вам подойдет, — попробовать.

В этом разделе я придумываю действия, основанные на знаках (решение текущей проблемы) или тестирующие чужие идеи (я услышала в подкасте Тима Феррисса о режиме сна Uberman и с тех пор очень хочу попробовать его).

Вы можете выбирать небольшие действия, которые помогают достичь больших целей, вдохновляться тем, что кажется приятным, или ставить себе задачи. Как сказал Мэтт Дэймон в фильме «Мы купили зоопарк»:

«Иногда все, что нужно, — это двадцать секунд безумного мужества. Буквально 20 секунд просто неприличной храбрости. И я гарантирую, что из этого получится что-то великое».

Этот раздел помогает мне не слишком застревать в своих мыслях, не быть парализованной большими пугающими целями и продолжать пробовать новое. Он также делает «дневник из 5 пунктов» более увлекательным и интерактивным. Совет: мне нравится добавлять к каждому действию пустой квадратик для галочки. Это повышает вероятность того, что мое будущее «я» захочет реализовать идею.

Как запомнить больше и выбрать, что важно

Лучший способ сохранить идеи до вечера — всегда носить с собой блокнот, листок бумаги или телефон.

Однако, если вы похожи на меня, иногда это бывает неудобно. Например, когда я читаю книгу, меня раздражает необходимость прерываться, чтобы набросать заметку, поэтому я сначала выделяю нужное, а по окончании чтения возвращаюсь и записываю.

Поэтому я начала применять тот же принцип к разговорам, событиям, семинарам и другим мероприятиям: я внимательно слушаю, мысленно выделяю важное, и, оставшись одна, записываю это. Бонусом идет улучшение памяти и навыков слушателя.

Если вы предпочитаете вообще не делать заметок в течение дня, можно вспоминать вечером события за день, которые могут вызвать важные идеи. Это могут быть:

  • разговоры и светские мероприятия;
  • образовательный контент — книги или документальные фильмы;
  • эмоциональные взлеты и падения;
  • пиковые переживания;
  • любые важные изменения в вашем графике.

Прокручивая эти события в памяти, запишите все важные идеи, которые они вызывают, а затем выберите самое главное — и перенесите в дневник.

Хотя может показаться нелогичным писать много только для того, чтобы потом «отбросить» большую часть, это чрезвычайно полезная практика.

Меня вдохновила концепция Мортимера Адлера о «поверхностном чтении»: читая книгу, которая выше вашего уровня понимания, нужно сначала прочитать ее от начала до конца, не беспокоясь о том, что вы понимаете только 25%, и только потом приступить к более глубокому анализу.

Вот как это выглядит при применении к дневнику:

  • Во-первых, вы тренируете память, выполняя «поверхностное чтение» своего дня — так вы не упустите ничего важного.
  • Во-вторых, вы заставляете свой мозг видеть более широкую картину вещей — чему вы действительно научились и чего достигли? Что на самом деле происходит в вашей жизни?
  • В-третьих, вы начинаете понимать собственные ценности, замечая, какие из этих вещей вы делаете приоритетными — что это говорит о вас?

Небольшой бонус для дополнительных идей

Чтобы более глубоко мыслить, я использую «Утренние страницы» Джулии Кэмерон («три страницы потока сознания, записанного от руки первым делом утром»). Исследования показывают, что наш мозг наиболее креативен сразу после пробуждения.

Вечером я просматриваю эти страницы и включаю самые важные мысли (если они есть) в дневник.

Вы могли бы даже извлечь выгоду с помощью своего рода обратной связи между дневником и утренними страницами: если записывать трудности, которые нужно решить, или творческие идеи, которые требуют проработки, вечером, то вы будете «прокачивать насос» — ваше подсознание продолжает работать над проблемами, пока вы спите. Запись первых утренних мыслей позволяет сформулировать решения.

Я предпочитаю вести дневник от руки в тетради, потому что это позволяет запоминать информацию, я могу создавать свои символы и макеты, кроме того, я храню там почти все остальное.

Но вы можете использовать цифровые приложения, такие как Evernote, которые позволяют перемещать пункты и организовывать мысли по тегам.

Можно использовать отдельные карты вместо блокнота или календарь — или что-то еще, что вам больше нравится. Вы заметите, что ваш дневник будет меняться со временем, и это отражает вашу собственную постоянно меняющуюся природу человека.

Использовать дневник вам, поэтому адаптируйте его под свою индивидуальность и предпочтения. Какой бы формат вы ни выбрали, им должно быть легко и приятно пользоваться — в противном случае это не станет привычкой.

Прежде чем вы начнете…

Вот небольшой секрет, который я открыла после некоторого времени использования этой системы: на самом деле не будущее «я» извлекает наибольшую выгоду из этой практики — а я сегодняшняя, прямо сейчас.

Конечно, полезно иметь доступ ко всем этим данным. Но еще более полезно иметь ментальную структуру, которая помогает думать, консолидировать и обобщать информацию.

Я живу по-другому, потому что знаю, что вечером мне придется заполнять дневник. Я постоянно ищу знаки и возможности стать лучше. Я замечаю хорошие идеи, когда они появляются, и запоминаю их. Я задаю больше вопросов. Я задумывюсь о том, что раньше даже не замечала.

Иногда наступает вечер, и я чувствую, что мне нечего записать в дневник. Тем не менее, я пишу все, что приходит на ум — даже если самые важные вещи, которые я могу придумать в этот день, касаются похода за продуктами или уборки дома.

Не беспокойтесь, если на первый взгляд кажется, что вам нечего писать, или у вас в голове столько всего, что трудно выбрать. Это все часть процесса, и со временем это изменится, так же, как ваш подход к жизни, память и ведение заметок.

Для меня преимущества ведения дневника неоценимы, и со временем появляются все новые. Вот некоторые из них:

Мои методы постановки целей основываются на надежных данных, и они более эффективны.

Каждую неделю я формулирую цели на неделю и месяц. Раньше я основывалась исключительно на чувствах, мыслях или чужих подходах к постановке целей. Теперь я основываюсь на реальных доказательствах.

Я не могу убежать от своих собственных проблем.

И это здорово. Некоторое время назад я заметила: я каждый день пишу в своем дневнике, что недостаточно читаю, недостаточно учусь, не уделяю времени учебе. Я так расстроилась, что каждый день записывала в дневник одно и то же, и в конце концов включила в график время для учебы по утрам. Проблема была решена. То же самое произошло с заеданием эмоций и улучшением коммуникативных навыков.

Я быстрее выхожу из эмоциональных провалов.

Вспоминая свои достижения и выводы, я вижу, чего достигла на самом деле. Это показывает мне, что все временно, и напоминает о навыках и уроках, необходимых, чтобы преодолеть любую проблему.

Я более последовательна.

По сути, «дневник из 5 пунктов» — это ежедневная практика, требующая последовательности. После того, как я решила сделать эту процедуру не подлежащей обсуждению, я более последовательно стала относиться и к другим привычкам — делать заметки после разговоров и событий, отслеживать привычки и вести дневник вообще.

Но в первую очередь это помогает мне отделить зерна от плевел. У меня много идей и наблюдений, но необходимость выбирать самые важные из них каждый день многое говорит о том, что я ценю в жизни, какова моя текущая цель и от чего следует отказаться.

Больше статей на канале: https://t.me/business_cartell