May 4, 2023

Вестник №7

Апрель 2023

Вступление.

Что-то написал. Получилось долго и неинтересно. Много текста.

В целом, месяц хороший. Факты. Много болели. Посчитал деньги и взялся за голову. Читал интересные книги. Гулял, шурша кучами желтых листьев.

Память.

Заметил странную особенность своей памяти, возможно, так происходит и у остальных, но я никогда об этом не слышал и не говорил. В моей памяти огромные объёмы данных уложены по репозиториям и закрыты от меня самого паролями и ключевыми словами. За все годы консультирования я поработал с сотнями клиентов, с сотнями историй жизни, семей, переживаний, отношений, страхов, смешных историй. На ежедневной основе из этого я ничего не помню. В этом смысле моим клиентам не стоит переживать о конфиденциальности, потому что я как герой мема, забываю обо всем через 5 минут после окончания сессии. Но, на самом деле, вся информация аккуратно уложена.

Приведу пример, что мне написал клиент, с которым я работал 3 года назад. 3 года я не видел этого человека и ни разу о нем не вспоминал. Если бы кто-нибудь спросил меня, помнишь того-то и того-то? Я, скорее всего, сказал бы что нет, или что помню, но никакой конкретной информации у меня о нем не сохранилось. И я буду максимально искренен, потому что так и есть. Отправляя запрос, в памяти ничего не всплывает, вероятнее всего даже черты лица затрутся. Но когда мне пишет или звонит этот человек, и несколькими словами, интонацией голоса или фотографией я вновь с ним соприкасаюсь, в голове начинает распаковываться все с ним связанное. Чего он боялся в детстве, как звали всех его сексуальных партнёров, что зимой 2008 этот человек стоял у театра и замерз, ожидая свою тётю. Понятно, что-то забывается, видоизменяется или дописывается, но, судя по всему, это небольшой процент.

Видимо, организм выработал такую систему, чтобы не перегружаться информацией. Чаще всего в моей голове пустота. У меня редко возникаеют мысли и ассоциации в голове, которые уводят меня куда-то, я просто вижу солнечный день, а ассоциации и образы возникают и пропадают. Я живу в расфокусированном режиме, смотря вокруг периферическим зрением. Нет никаких мыслей. В какой то момент, в 2019 году кажется, меня это сильно пугало, мне казалось, что я тупею. Ни о чем не думаю. Я ложусь спать и засыпаю тут же. Я что-то говорю и делаю, часто с удивлением смотрю на это, поражаясь как все это происходит. Это не значит, что я не беру ответственность за свою жизнь, я чувствую, что я делаю это, но одновременно понимаю, что это делает не мой сфокусированный разум. Я не могу это объяснить, как никто пока не смог объяснить, как появляются мысли в голове. Мир вокруг меня просто происходит, и я в нем просто происхожу. Белые облака - сами по себе белые облака. Я понимаю, что они состоят из определенного набора вещест, и есть логическое объяснение их виду, форме, но одновременно они сами по себе такие. Этот способ жить занимает меня очень давно, я напишу о нем ниже.

Здесь можно сделать пометку, почему неудобно если клиент рассказывает мне о человеке, который был у меня в терапии. Каждый раз, когда он упоминает этого человека, у меня начинается распаковка информации о нем, и это жутко не удобно и сбивает.

Разность.

Заметил интересную особенность, что с каждым клиентом я разный. Когда я говорю разный, значит совсем разный, думаю, если бы некоторые мои клиенты встретились, они бы, может быть, даже и не поняли что у них один терапевт. За этим интересно наблюдать, и я знаю, что в целом это свойство контакта с человеком.

С кем-то я очень умный и последовательный, с кем то совершенный дурак и ничего не могу понять, с кем-то очень эмоциональный и плачу, а с кем-то холодный и сдержанный.

Понятно, что есть общие паттерны, которые проявляются со всеми, но различия иногда так значительны, что я не могу не удивляться. От части это зависит от того, каким хочет видеть меня клиент и какие образы на меня нацепляет, а я уже так или иначе справляюсь с этой протекцией. Встречаюсь с ним той или иной стороной. В жизни происходит то же самое, это не специфичный опыт терапии. Удивителен он мне только в том, что занимаясь одинаковой деятельностью, можно быть критически разным. А зная это, важно уметь это использовать.

Кстати, поэтому терапевта для себя, можно найти только перебором или долгой работой с одним, когда мы сможете прорваться через это.

Пандемия информации. Бессвязные обрывки.

Недавно мы говорили с Настей о том, что невозможно отдохнуть и есть много усталости, хотя ничего сверх сложного не делается. Столько уже всего про это написано, мне кажется. Или мне не кажется. Но пока я не видел хорошо раскрытой кем-нибудь этой темы. Как бы то ни было, у меня ее тоже раскрыть не получится. Поэтому пока просто закину сюда отрывки.

Мы потребляем все больше информации, опасаясь что-то упустить. Оправдываем это тем, что большое количестве контента позволяет каждому найти что-то свое. Счастливей от этого не стали. Доступ к информации максимально упростился. Как использовать такой объём - не ясно, гигиену пока не выработали.

Когда мы погружаемся в мир информации, когда поддаемся на эту мысль и надежду что там что-то есть, оказываемся или, точнее сказать, находим себя на том же самом месте где и были. И ни знание об этом, ни понимание, что информация и контент все еще сильно ограничены, не помогают.

Возможно, самое страшное случится когда годного контента станет больше, чем можно посмотреть, но я думаю что этого не произойдет, потому что степень годноты определяется состоянием человека, а пока мы будем в сознании, мы будем продолжать быть недовольны.

Интересно еще то, что мы потребляем тот контент, который подходит нашему состоянию, и если мы чувствуем себя плохо, скорее всего мы будем находить в контенте подтверждение этому состоянию и в итоге его пролонгируем. Потому что выйти из состояния может помочь только сложносочененный контент, который помогает переживать, но согласитесь, что все чаще мы потребляем не такую информацию.

Кто-то старается создавать тупой контент, чтобы бороться с этим, кто-то предпочтает вообще ничего не делать и не множить его. Я помню что задумался об этом лет 15 назад, когда началась повальная волна инстаграмма и всякого контент-скама в обычном обществе. Люди начали выкладывать миллион фотографий своей жизни, транслировать свой образ жизни не просто в тексте, но уже и в картинках, видео тогда делали единицы. За какие-то 10 лет создалась невероятно огромная индустрия. И это я вижу еще только часть, доступную мне, по факту это, конечно, началось намного раньше.

Пока мы не понимаем, как важно проводить информационную гигиену. Утверждение, что я буду "сознательно смотреть немного ерунды чтобы отдохнуть" работает в очень ограниченном времени. Управлять этим очень сложно, потому что слишком силен паттерн включения в потребление скам-контента. Но почему? Потому что рассредоточенность - это основное состояние человека сейчас. Мы потребляем сразу несколько источников информации, но, стоя в них одной ногой, мы потеряли цель как таковую, цель жизни. Мы просто хотим чтобы от нас все отстали, но мы не знаем что делать, после того, как все от нас отстанут. Все разучились скучать. Деньги проблему не решат и слабо помогают.

Мир кричит, предлагая чуть ли уже не каждый день новые гаджеты, которые помогут посчитать сколько вздохов вы сделали за день, но в этих вздохах нет никакого ссмчсла.

Что происходит в моей жизни.

Последние две недели кашлял и болели легкие с диафрагмой. Интересное ощущение, как будто сильно побили по всему корпусу, на каждый вздох чувствуешь, как легкие раскрываются. Потом неделю был кашель. Потом прихватило поясницу. В общем жизнь идет иногда хуже, иногда лучше. Думаю, в определенный момент к этому просто привыкаешь.

Последний месяц много читал и слушал о течении Дзен, о его истоках и том, как идеи развивались. Для меня, эти идеи всегда лежали в основе психотерапии, но мне кажется, нам пока удалось очень мало адаптировать из всего объёма информации. Недавно вдруг вспомнил, как лет 10 назад на одной встрече, Данила Хломов, один из моих учителей, сказал что для него гештальт-терапия это продолжение идей Дзен. Тогда я подумал, что это что-то связанное с буддизмом, в целом что-то восточное, что лучше углубиться в научную психологию, современный психоанализ и его ответвления. Все эти "восточные штучки" с богами и кармами не нужны или, по крайней мере, мало понятны.

Основная проблема, как видится сейчас, состоит в том, что для понимания идей Дао и того, о чем в целом речь, необходимо понимать историю основных школ Буддизма, китайского Даосизма и как с этим связанно Конфуцианство. Из какого мышления и предпосылок сформировался такой подход к вещам и миру? Все это бесконечно интересно. Писать об этом пока сложно. Так что просто для справки, чем я занимаюсь в апреле 2023 года.