February 15, 2019

Про трейдинг...

Подписчик попросил сделать пост про трейдинг.

Начну издалека. Примерно 2003 год, я студент 2 или 3 курса, увидел в ВУЗе обьявления , что брокер Алор-трейд приглашает студентов бесплатно учиться трейдингу.   Тут опять же сильно повлияло на мою судьбу то, что я оказался именно в Плешке.  Там давали азы тех анализа, как читать котировки, торговать именно внутри дня, быть скальпером.  Я там добился хороший результатов, показывал уверенный рост , познал азы. Познал что такое российский фондовый рынок.

Затем примерно через год я попал в странную контору, коих потом наплодись немало. Когда некий   трейдер, приехавший с америки, набирал всяких умных талантливых и очень голодных студентов,  показывал им  самые азы американских рынков, открывал им счета минимальные и сажал за компьютер торговать.  В те времена реально зарабатывали на рынке руками, обычные, простые, малообученные обезьяны типа нас вполне реально могли поднимать ежемесячно от пары сотен до нескольких тысяч баксов в месяц. Вот реально рынок был молодой, неэффективный, медленный и с кучей возможностей. Как жаль, что тогда рядом не было умного опытного человека, который мог бы показать как на таком рынке делать по миллиону в месяц. Но это я понимаю только сейчас, имея многолетний опыт торговли на новом, текущем рынке.    Надо признать, что фондовый рынок для обычного трейдера постоянно меняется, постоянно усложняется.    За свою жизнь я лично повидал несколько сотен трейдеров которые начинали и уходили параллельно мне. Я через вторые руки знаю до тысячи реальных молодых и умных ребят, которые начинали торговать. Некоторые даже длительное время были очень успешными, делали регулярно большие деньги.  Но  далее идет статистика.  Среди всех начинающих торговать, реально успеха достигало 3-5% всего. Остальные сливали деньги или зарабатывали только брокеру. Из этих даже 3-5%,  суметь подстроиться под меняющийся рынок смоли лишь единицы. Меня все вообще считают динозавром. Лично я знаю кроме себя лишь двух человек, которые не бросили эту профессию.  Рынок становится более эффективным, засилье роботов, которые быстрее , которые не испытывают эмоций. Роботы сильно поумнели. Я помню времена, когда я сам манипулировал рынком,  обманывая роботов в малоликвидных акциях.

Все что я написал выше, относится исключительно к моему личному опыту именно активного внутридневного трейдинга, скальпированию.     Считаю, что заниматься можно только тремя вещами на фондовом рынке. А) долгосрочные инвестиции, причем скорее через индексы, ETF, а не просто покупать акции амазона, твиттера и apple , потому что это модно. Б) профессионально заниматься разработкой торговых роботов, желательно с применением нейросетей, искуственного интеллекта В) инсайдерская информация.  Тут все понятно.

Важный «инсайт», я не знаю ни одного учителя, инфогуру, которые обучают трейдингу, (а я их знаю немало) который при этом реально зарабатывает сам.   Если человек умеет торговать сам, он никогда не станет обучать людей своей мазе. Или он зарабатывает очень мало. Я вот реально умею зарабатывать до сих пор, и точно не пойду обучать людей пока деньги делаются. У таких людей можно взять азы, а дальше самому свои стратегии вырабатывать из того что в голову лезет. Может модифицировать чужие. Но если стратегия продается, она уже не работает.

Чтобы попрактиковаться на кошках сойдет и российский рынок,  но объективно считаю, что стоит рассматривать только крупнейшие зарубежные финансовые центры. Проще всего это сделать на америке. Для обычных клиентов физических лиц с капиталом от 10000 до неск млн долларов, по всем параметрам оптимальный вариант брокера это InteractiveBrokers , у них адекватные условия и даже есть представители в рф.

Ввиду моей специфики торговли внутри дня, мне они не подходят, и мне приходится искать всякие экзотические офшорные варианты где существенно выше риски, но зато есть огромные плечи внутри дня. То есть при депозите в 10000 долларов, можно иметь на счету скажем 10 млн долларов для внутридневной торговли. Это объясняет почему мне нужны чужие деньги для торговли.   Я и сейчас могу открыть субброкерский счет для Нью-Йоркской биржи, если тебе реально интересно и нужно это.

Как итог:  моя рекомендация не лезть на фондовый рынок вообще, если ты не собираешься этому посветить свою жизнь. Очень большая вероятность разочароваться , потерять свое время и деньги. Вероятность этого около 90%. Даже при инвестировании долгосрочном, есть статистика, что более половины клиентов входят на рынок спустя несколько лет активного роста, как например сейчас , в начале 2019 и убегают, когда их портфель проседает на 20-40%. Рынки уже 10 лет растут. Выросло целое поколение которое не видело нормального кризиса. Множество новых управляющих, считающими себя гуру, которые хотят управлять вашими деньгами за %%, но они видели только растущий рынок. И не за горами тот момент, он уже активно назрел, когда все начнет падать.    И вот тут надо быть на готове.   Долгосрочно рынки всегда только растут, НО!!! Важна точка входа! А самая лучшая точка входа, это когда на рынке все умываются кровью, когда страх и паника достигают предела. Когда уже никто не верит в светлое будущее. Когда последний аналитик оптимист скажет в статье или интервью, что экономика в упадке, дна не видно и скорее всего завтра будет только хуже и мы продолжим падать, когда во всех новостях будет только негатив, вот это и есть идеальная точка для покупки. Когда тебе  точно не захочется покупать, но это надо будет сделать!   Если к тому моменту рынок упадет на 50-70% от своих максимумов, то ты скорее всего в долгосрочной перспективе заработаешь многократно более, чем те, кто просто купил на растущем рынке.   На 99%, рынок все равно через несколько лет возьмет новые максимумы , но ты то купил на провале, в 2-3 раза дешевле.  Короче ждем кризиса, сидим в кеше или высоколиквидных активах, чтобы быстро откешиться.  И входим на биржу в разгар кризиса. Прекрасная возможность умножить капитал в несколько раз. Хотя бы купить ведущие голубые фишки на ммвб.  Запомни эту рекомендацию, даже если не воспользуешься, просто потом будет что вспомнить.