May 2

Как меня занесло... в авиацию. Часть 8.4. Буксировщик

- Теперь ты взлетаешь! - сказал мне Лёха. - Готов?

Да, я был готов. Поле, куда мы сели, было ровным и ничем не уступало нашей полосе, препятствий по курсу взлета не было. Стоял полный штиль, а низкое солнце при взлете будет светить справа, то есть будет мешать не мне, а скорее Лехе.

- Да, я готов. Открывай воздух.

Леха отвернул вентиль, я зажал кнопку старта и, после первого оборота винта, включил зажигание. Горячий двигатель запустился моментально. После прогрева и опробования, я собрался рулить. Предстояло развернуться, хотя места для разворота было немного - самолет стоял носом к воде. Это меня смущало.

- Стой! - остановил меня Леха. - Тут все проще. Дай до упора педаль, зажми тормоз, ручку в ту же сторону и на полсекунды дай взлетный. Главное не испугайся и реально дай режим.

Он положил руку на РУД и поставил ноги на педали.

- Давай, я контролирую.

Я быстро сунул рычаг наддува до упора и тут же [ссыкотно, мля] убрал его обратно на малый газ. Двигатель заревел, потянул и Вильга, взмахнув хвостом, развернулась вокруг заторможенного колеса. Не на 180, конечно, чуть меньше. Надо было чуть подольше подержать РУДы на взлетном...

- Понял как?

- Ага.

- Ну и ладно. Потом потренируешься. На ограниченной площадке бывает иначе и не развернуться.

- Понял.

Немного газанув еще я таки довернул самолет на нужный угол. Выпустил закрылки. Проверил контура зажигания. А Леха сидел демонстративно поджав ноги и сложив руки на коленях. Воспользуюсь-ка я рацией.

- 232-й, взлет с площадки.

Как ни странно, на аэродроме нас услышали.

- 232-й, принял. Выполняйте взлет. И прстарайтесь успеть с посадкой до заката!

- Попробуем.

Выдыхаю. Зажимаю тормоза и мееедленно добавляю режим. Самолет сначала чуть приседает на шасси, но в какой-то момент начинает скользить на заблокированных колесах по траве. Тогда я бросаю тормоза и чуть отдаю от себя ручку - я запомнил, Леха взлетал именно так. На небольшой скорости Вильга отрывает хвост и так и бежит на двух колесах - теперь ручку нейтрально... Но вот самолет подпрыгивает на кочке и больше не приземляется - скорость 90 км/ч. Чуть подразгоняю его и убираю закрылки. Теперь, когда скорость у нас 120 км/ч на чистом крыле, можно затяжелить винт до 2050 об/мин и переходить в набор.

- Хорошо! - говорит Леха. - Но по РЛЭ все же уборку закрылков надо выполнять на 50 метрах. Не забудь, когда полетишь контрольный с Михалычем.

- Понял. Только я РЛЭ этого в глаза не видел.

- Да и ладно. Потом дам. Где аэродром знаешь?

- Гыыы!

Мне смешно. Конечно знаю. Да и не идиот я - если сюда мы летели с курсом 240, то даже оленю понятно, что назад нужно лететь в обратную сторону, то есть с курсом 60 градусов. Солнце, тем временем, село. Точнее так - мне оно светило в левую дверь, а вот землю уже не освещало. Самые красивые мгновения заката - когда золотым цветом подсвечены облака, а земля уже кажется черной. Но долго любоваться закатом нам не пришлось - минут через 15 мы увидели аэродром. И я начал постепенно снижаться.

- А вот это ты зря! Рано! Нам нужно к третьему выйти на пятистах метрах. Не ниже.

- Ага.

Вот теперь ясно, че уж. Третий разворот у нас аккурат воооон над теми кустами, которые выделяются черным пятном на поле. Сию у нас как раз 500 метров, как может терять высоту Вильга - я уже понял. Дело техники.

- 232-й, вход в круг в районе третьего, заход, посадка.

- Выполняйте заход.

Я элегантно вписался в круг (это легко, когда на нем никого) и, чуть довернув, полетел к четвертому развороту.

- Хорошо. Теперь переводи винт на малый шаг и на скорости 120 выпускай закрылки на 21.

Я толкнул ручку шага вперед - обороты выросли. Чуть прибрал режим... Еще... Еще... Ухватился за рычаг закрылков и вот - пора. Но, блин. Мы высоковато, на Тэшке я бы уже был раза в два ниже. Выполняю четвертый.

- Не спеши, не спеши снижаться. - подсказывает Леха. - У нас аэрродинамика кирпича.

- Да понял уже!

Аэродром медленно подползал под нас... Мне уже начинало казаться, что мы не сядем - слишком высоко!

- Пора. Давай, держи скорость 120 и снижайся в торец.

Я убрал режим (Леха хмыкнул) и перевел самолет на снижение. Крутое снижение, прошу заметить. Нереально крутое. Практически пикирование. Но... скорость начала падать. Ручку от себя, режим... Блин. Мне казалось, что для того чтобы попасть на полосу нам понадобится тормозной парашют, а этой штуке пришлось давать газу... Снижались мы в черноту. Оранжевое солнце светило нам в глаза, но землю-то оно не освещало. Где полоса я понимал скорее по ориентирам, да чуть белели на фоне черной травы посадочные щиты. Но вот мы снизились еще и солнце ушло за горизонт - картина сразу поменялась. Земля начала светлеть и вот уже видны стали не только пятна знаков, но и полоса и стоянки самолетов... С посадкой мне Леха помог. Это нормально для первого раза...

- Ну, как аппарат? - спросил меня Борисыч за вечерним чаем.

- Просто бомба! Снижается так же. Вертикально. Но мне понравилось. Спасибо, Борисыч.

Вечер я провел за изучением РЛЭ Вильги, а утро началось у меня со скоростных рулежек и полетов по кругам на Вильге. Утро - это 6 часов, чтобы вы понимали. До того, как Вильга понадобится для буксировки. И знаете - дело пошло. После двух серий по 5 кругов...

- Ну ладно, давай сам. Только не заигрывайся!

Леха, конечно, маханул, забыл, что мне нужен контрольный с Михалычем, но... Напоминать я ему не стал и слетал сам. Три конвейера и посадка.

- Ну что, Лех, я сегодня буду буксировать?

- Да не торопись ты. Надоест еще. Сначала закрылки 44 освоим. Потом выберем ветерок посильнее. Потом освоим подбор площадки... А вот потом, через месяцок примерно...

Но, этим (безусловно правильным) планам не суждено было сбыться - буквально через 20 минут после этого разговора, спрыгивая с подножки Вильги [какой опасный самолет!] сломал ногу Игорь (основной буксировщик) и пришлось Леше экстренно выпускать меня. Сначала было очень непривычно и некомфортно - шутка ли, ты летишь не сам по себе, а тянешь привязанный к хвосту планер. Ты и в маневрах ограничен, да и он тебя дергает периодически. Неприятно. А потом - втянулся. Это даже интересно - в наборе ты должен лететь идеально плавно, зато потом, на снижении... Можно и компенсировать себе все неудобства. Еще один приятный сюрприз случился вечером.

- Быков, сволочь! Где тебя носит! - поймал меня возле парашютки Михалыч. - Бегом в штаб!

Ну... Я пошел. Только я не понял зачем. Вроде нигде не накосячил... А в штабе уже сидели все пилоты и Стас (старший инструктор ПДС). Хитрый Моисеич сидел за компьютером.

- Ну-с, приступим! - изрек Михалыч и обернулся к Борисычу.

- Як-18Т, разведка погоды, пять покатушек и три курсанта. - доложил Борисыч. - Общий - 3 часа 21 минута. Як-52, две покатушки и курсант, 1 час 12 минут.

Моисеич застучал по клавиатуре, а старший техник Василий выдал Борисычу формуляры самолетов. Потом отчитался Михалыч. Потом остальные. Я уже понял к чему все идет и начал судорожно искать по карманам клочки бумаги с записанным налетом. Хорошо, переодеться не успел, нашел бумажки. Скоро очередь дошла и до меня...

- Вильга 232-я. Тренировочные по кругам, 18 буксировок и 3 покатушки. Итого 5 часов 51 минута.

- Покатушки коммерческие? - уточнил Моисеич.

- Две коммерческие и девчонок наших покатал.

- Ага. - теперь Моисеич обернулся к начальнику аэроклуба. - Михалыч, а мы ему за буксировку платим по полной ставке? Или есть за что вычесть?

- По полной. Давай по полной. Все-таки он нас сегодня очень выручил.

Я осторожно толкнул Леху локтем.

- А полная ставка это сколько?

- Х рублей.

Я тут же умножил этот Х в уме на 18... Ого! Даже неплохо...

- Вот, заполнишь и распишешься. - Техник Василий протянул мне формуляр. А Михалыч сказал:

- Ну, коли так, давайте тогда 232-ю за Быковым и закрепим. Возражения есть? Возражений нет! Принимай аппарат, Андрюха. И мои поздравления!