April 26

Как меня занесло... в авиацию. Часть 8.3. Ну, здравствуй, Вильга.

Если кто-то думает, что после моего самостоятельного вылета на Як-18Т я сразу стал крутым пилотом - то он ошибается. Скорее я стал крутым парашютистом. Почему? А вот так...

Я прошел ВЛЭК как пилот. Я сделал свое первое пилотское (ДОСААФ!). И всё, аллес. Летать постоянно с Борисычем было неинтересно, бессмысленно да и невозможно - желающих хватало. Ввестись на Як-52 особо не светило - не было такой необходимости у аэроклуба. Поэтому все что удавалось - это изредка слетать с утра на разведку погоды да иногда покатать кого-то из "своих". В общем так - если мне удавалось за выходные хоть раз слетать самостоятельно - это были хорошие выходные. Обалденные просто. И да, напоминаю - летал я все-таки бесплатно (и получал зарплату как техник), поэтому чего-то требовать и стучать кулачком было невозможно. Ни совесть не позволяла, ни обстоятельства. А раз так, то свободное от обслуживания техники время я проводил с парашютистами. Вторая классическая программа, знаете? Сначала Д1-5у "на веревку" (принудительное открытие и вытягивание купола), потом Д1-5у "на расчековку" (грубо говоря, кольцо привязано к самолету), потом Д1-5у с задержкой раскрытия (это уже сам дергаешь кольцо!) 3 секунды, потом 5 секунд, потом 10, потом 20... После этого парашют Т4 - это уже спортивный купол, который имеет скорость 4,5 м/с и неплохо управляется. С ним задержка уже до 40 секунд (2700 метров с Ан-2, ничего другого тогда у нас не было). Потом - УТ-15. Вот это уже вещь. Хоть это и круглый купол, но... На 50 квадратных метров площади там 55 прорезанных отверстий. Обалденная управляемость и мгновенное раскрытие. Из минусов - запаска все та же З5, прикрепленная на животе. Дальше был неудачный (нет, ничего не случилось, просто стала понятна глупость затеи) прыжок на ПО-16 (это уже "крыло") из-за сильной недогруженности парашюта. А потом мне удалось накопить (помогая Василию с ремонтом неклубной авиатехники) на собственную парашютную систему! Да и вообще, ходили уже разговоры о том, что мне пора бы стать инструктором. Парашютистом-инструктором.

Но... В один прекрасный вечер, когда парашютисты уже отпрыгались, а пленеристы отпарИлись... Ко мне подошел зам начальника аэроклуба по летной части Борисыч.

- Быков! - обратился он ко мне. - Скажи пожалуйста, ты все-таки пилот или парашютист? Ты завершил процесс самоидентификации?

- Я пилот, Борисыч, но...

- Никаких "но"! Я вижу как ты пытаешься на двух стульях усидеть. И вашим и нашим. Не выйдет!

Ну, это он перебрал, положим. Вон, даже сам наш начальник аэроклуба Михалыч, нет-нет, да и берет свой "матрас" (крыло большой площади предназначенноедля прыжков на точность приземления) и идет прыгать.

- Борисыч, ну ты же сам знаешь - я летать всегда готов. Но вот как-то...

- Нееее, дружок! - нахально заявил он. - Это ты врешь. Ты, как я вижу, готов летать только на Як-18Т. А вот чтобы ввестись на другой тип, об этом ты и не заикаешься!

Тут сердце мое забилось сильнее. Як-52. Пилотажник. Ага! Хочу-хочу-хочу!

- Я - за! - чуть ли не выкрикнул я.

- Отлично! Тогда пойдем к Лёхе. Он тоже за. Собственно, он это и предложил, пока тебя окончательно не засосало парашютное болото.

- Куда пойдем? К Лёхе? К ккккакккому Лёхе?

Нет, я знал кто такой Лёха, конечно. Вот только к Як-52 он не имел никакого отношения. Он был очередным замом Михалыча, но... по планерной секции.

- Борисыч, ты про Вильгу что ли?

- Про нее, родимую, да.

Блэт. Первой моей мыслью было отказаться. После прекрасной Тэшечки... В мечтах о стремительном Як-52... И вдруг - летать на вот этой вот кракозябре. "Спасибо, я пешком постою". Борисыч заметил это мое состояние.

- А тебя, что, собственно, смущает?

- Вильга.

- Аааа, так ты дурачок, что ли? А с виду нормальный...

Ну, после этого я сделал лучшее что мог - заткнулся и молча пошел в сторону планерной стоянки.

- Алексей, он готов. Просто пышет энтузиазизмом. - мы подошли к Лехе, сворачивающему буксировочный фал.

- Отлично. - сказал он Борисычу и повернулся ко мне. - Прыгай на левую чашку. Осматривайся пока в кабине.

Я залез. Я 3 минуты промучался с сиденьем. В конце концов Леха отвлекся от разговора с Борисычем и помог мне. Я осмотрелся в кабине. Да, в целом все понятно, от того же Як-18Т принципиально не отличается. Но какое же тут всё... не то... Наконец и Леха залез в кабину.

- Запускай. - и он показал какие тумблеры включить и где (я не нашел) находится воздушный кран.

После запуска мы вырулили на полосу.

- Так, выпускай закрылки и мягко держись за ручку. Взлечу я пока сам. Запоминай.

Леха взлетел и передал мне управление. Ну, что сказать... "Это такой же самолет как и любой другой и управляется он так же как и любой другой."

- Давай, набираем 500 метров с курсом 240. Надо слетать кое-куда.

- Хорошо, давай...

А знаете... Мне это начало даже нравиться. Обзор - отличный. Кресла - удобные. Кабина, блин, вот не думал, что я это скажу, кабина - уютная.

- Ставь номинал! - внезапно сказал Леха. - И задери нос.

Я добавил наддув и взял ручку на себя. Скорость ожидаемо начала падать. 130.. 120... 100... 80...

- Держи педалями!

- Ага.

Блин, даже интересно стало.

70... Удерживаю самолет от кренов педалями, ручка уже взята на себя полностью. И, ууух! Самолет резко сваливается в левый крен и опускает нос. Моментально убираю газ и даю от себя ручку. Самолет без всяких закидонов восстанавливает управляемость, остается только вывести его из пикирования. 50 метров высоты потеряли... Неплохо. Тэшка бы сейчас... В общем, на высоте всего в 500 метров на Тэшке так делать не стоило бы.

- Молодец! - хвалит меня Леха. - Теперь отдавай управление, покажу посадку.

Посадку? Мы вообще-то над озером сейчас, на высоте в полкилометра. Но Леха убирает газ, дает жуткий левый крен и начинает чуть ли не вертикально снижаться. В последний момент, когда я уже был готов к худшему, он выравнивает самолет и, по мере гашения скорости, выпускает закрылки сначала на 21 градус, а потом и на 44 градуса. В этот момент самолет и садится. Блииин, мне нравится. И я внезапно понимаю, что я хочу летать вот на этом. Мы просто так сели в поле на берегу озера. Да, я понимаю, что место Лехе знакомо, но... Все равно здорово!

- Пойдем! - говорит он мне. - Надо закидушки проверить...

Мы идем к берегу, а я оборачиваюсь. Она... все-таки она красивая...

Вытащив двух лещей и перезакинув снасти мы собрались лететь обратно.

- Теперь ты взлетаешь! - сказал мне Лёха. - Готов?