February 19

Слабохарактерный Вася.

Никто еще не слышал о героически погибшем экипаже тренажера...

Вася... Вася у нас уже достаточно долго летает вторым пилотом. И вроде бы неплохо так летает, если что. Но есть одно "но". Характер. Он у Василия черезчур мягкий. Недопустимо мягкий для пилота, вот в чем дело. Слабохарактерный наш Василий. С одной стороны это удобно для командира - Васе что скажешь, то он и сделает. С другой...

Заходим по ILS, то есть инструментальнее некуда. При этом видимость хорошая, но вот ветер дрянь - легкий самолет швыряет на глиссаде. Василий отключил автопилот и тренируется в ручном пилотировании. И он не сам это придумал, это моя команда, это полезно иногда делать. Получается же у него достаточно неплохо - самолет летит относительно ровно, не отклоняясь от глиссады более чем на одну точку. Для такой погоды это прям хорошо. Тысяча футов - отклонение от глиссады ровно точка (мы ниже), скорость скакнула к отметке +20 узлов от заданной, механизация в положении 3 (впрочем, это как раз нормально), Василий машет сайдстиком от упора до упора. Заход явно нестабилизированный и это еще мягко сказано (повторюсь - это не вина Василия, он в этих условиях еще неплохо справляется). Тем не менее...

- Continue! (продолжаем заход!) - говорю я.

Вася смотрит на меня с удивлением и ужасом, однако продолжает снижаться. Сзади доносится довольный всхрюк нашего инструктора Сани, не сдержался, паршивец.

- Ниже будет полегче! - пытаюсь я приободрить Василия.

Но легче не становится - самолет болтает, скорость гуляет, Вася страдает. На высоте чуть меньше 200 футов я не выдерживаю:

- Go around! Flaps!

Вася ждал этой команды. Он моментально добавил режим и взял сайдстик полностью на себя. Избыток скорости, который был у нас к этому моменту, помог переломить траекторию и уйти в набор. Я потянулся к рукоятке управления механизацией, но тренажер остановился.

- Ну допустим... - сказал Саня и укоризненно посмотрел на меня. Саня кровожадный, ему была нужна катастрофа. А что я? У меня рефлексы. Я же вижу, что сесть нереально, ну и вот...

- Хорошо. Идем дальше. Следующий заход. Командир крутит селект-селект, второй пилот контролирует. Нижний край 400 футов. Готовы?

- Готовы! - отвечаем мы с Васей.

- Поехали!

Заход select-select несложен. Самолет летит с включенным автопилотом, а моя задача, пользуясь крутилками на FCU (панель управления автопилотом), управлять курсом и вертикальной скоростью снижения (поэтому и select-select) так, чтобы самолет шел по глиссаде. А когда мы увидим полосу останется всего лишь отключить автопилот и выполнить посадку. Вот я и кручу задатчик курса, подбирая идеальный угол для борьбы с легким боковым ветром. Плюс градус, минус два градуса, плюс градус, минус градус... Во, кажется попал. С вертикальной скоростью проще - как я накрутил 700 футов в минуту, так она и стоит. Хорошо идем! Подходит высота стабилизации, у нас все четко - скорость, глиссада, механизация и шасси в прсадочном положении. Вот только земли не видно... Впрочем, Саня нам обещал нижний край 400 футов, а у нас пока 900. Спокойно снижаемся дальше.

- 100 hundred above!

Я оцениваю ситуацию - идем идеально, но земли не видно. Это повод для прерывания захода, но... Задача сейчас поставлена иная.

- Minimum!

Я молчу. Сейчас, сейчас... Вот прямо сейчас покажется полоса... Ну... Ну... Я уже готов выпалить "Continue!", как только... Внезапно мы видим землю. И это не полоса. Совсем.

- TOGA! - отчаянно кричит Вася. Одновременно с ним мы тянем до упора сайдстики, а я сдвигаю РУДы вперед. Самолет начинает задирать нос, но... Поздно. Я прямо кожей чувствую, как сначала шасси задевают кроны деревьев, а затем и крылья начинают стричь ветки... Поздно. Сейчас эти ветки забьют двигатели и всё. Прилетели.

- Crash! - подтверждает Саня. - Вася, это провал. Ты угробил себя, командира, бортпроводников, 150 пассажиров и самолет.

- Эх, Василий... - вздыхаю я.

- Но как же! - Вася пытается оправдаться. - Ведь пилотирующим был не я!

- Вася... Скажи, Вася... А твоей маме будет от этого легче?

- Нет, но... Это же все равно он.

- Вася, ты же видел, что командир творил фигню еще в прошлом заходе? Ты видел, что сейчас он продолжил снижение ниже минимума? Не установив при этом контакта с наземными ориентирами? Видел, же, да?

- Потому что нам дали нижний край 400 футов! - встреваю я.

- Да... Вася, ты же видел, что нижний край был ниже заявленного? Почему ты позволил ему снижаться?

- Ну он же командир. У него же опыт...

- И как? Результат видел?

- Да.

- Выводы сделал?

- Да.

- Какие выводы ты сделал, Василий?

- Что нельзя снижаться ниже минимума, если земли не видно.

- И все?

- А что еще?

- А если командир дает тебе команду снижаться?

- Ну, он же командир...

Как там говорится? "Хоть стой, хоть падай". Васю мне, если честно, жалко. Он парень хороший. И пилот грамотный. Задай ему любой вопрос - ответит так, что заслушаешься. И техника пилотирования на высоте. Но... Слабохарактерный он, иначе и не скажешь. И что с таким делать? Пока все хорошо - лучшего второго пилота не отыскать. Но если командир, по каким-то причинам начинает творить фигню... Вася его не остановит. Курумоч 1986. Решать дальнейшую Васину судьбу, к счастью, не мне. И не Сане.

P.S. Насколько мне известно, Василий все же завершил карьеру в нашей авиакомпании. What tak.