November 27, 2023

Как меня занесло... в авиацию. Часть 5. Как заработать полёт.

Спустя примерно два-три месяца после того, как я появился на аэродроме (то есть уже зимой) случилась пренеприятнейшая неприятность. Старший техник Василий умотал с семьей в отпуск на целый месяц. И оно бы все и ничего, но вышло так, что и другие техники испарились. По самым разным причинам. Кто сам заболел, у кого родственники заболели, а кто-то был послан в командировку по основной работе. Приехав на аэродром как обычно, в пятницу вечером, я начал понимать что... ничего хорошего меня, похоже, не ждет. И на весь наш авиапарк я остался в гордом одиночестве. При этом, старший техник Василий мне уже выдал допуск на самостоятельное выполнение каких-то видов работ, но ведь далеко не на все. Да даже если бы и на все... Одному не справиться, я это понимал очень ясно.

- Пора валить... - подумал я, но... как оказалось, я себе польстил и такой умный был не только я.

- Оооо, ты уже здесь! - в Большой домик внезапно ворвался зам начальника аэроклуба по лётной части Борисыч. - Пойдем! Михалыч зовет.

- Привет, Борисыч! - ответил я. - Пойдем, раз зовет. [Не успел... Ну ладно...]

- Ах, да! Всем доброго вечера. - опомнился Борисыч. И, внимательно оглядев стол, добавил: - И не усердствуйте тут! Завтра нужно быть в форме.

После чего мы отправились в штаб, где нас уже ждал Михалыч.

- Борисыч! А что случилось? - не выдержал я.

- Пока ничего! Но может случится завтра. Если никто не взлетит.

- Ясно...

Когда мы дошли до штаба, то застали Михалыча, сидящим перед Плановой Таблицей Полетов. Он делал в ней какие-то пометки карандашиком.

- Ну-с, братцы кролики. Жду ваших предложений! - сказал он и посмотрел на нас с Борисычем грустными глазами. - На завтра нам нужны Ан-2, а лучше два, два Яка и две Вильги. Итого 6 самолетов. И все это к десяти часам.

- Эээээ... - сказал я.

- Ууууу... - поддержал меня Борисыч.

Подготовка Ан-2 в зимнее время, это, на минуточку, два часа минимум, с учетом прогрева. Василий, может быть, справился бы за полтора. Но того Василия даже на горизонте не видно... Всякие Яки и Вильги - эти по полтора часа. Итого, на каждого из нас с Борисычем приходится по... 2+1,5+1,5 = 5 часов работы. А поскольку все должно быть готово в 10 утра, то начать надо в 5, не позже. Обычно-то каждый техник готовил один, максимум два самолета. И начинали мы в 8 утра. Ну да, все сходится... Но что-то мне такой вариант не по душе. Все-таки да - пора валить...

- Видишь ли Михалыч... - осторожно начал я. - Начнем с того, что у нас вся техника не заправлена. А я ТЗ водить не допущен...

- Понял. Я умею. Сам все заправлю. Дальше.

- А дальше, у нас на ходу две печки всего. - продолжил Борисыч.

- А остальные?

- Не знаю... Может они и исправны, но в этом сезоне их еще не запускали.

- И вообще, Михалыч... - снова встрял я. - Нужны будут помощники.

- Фигня война! - заявил на это начальник. - Можете припахивать любого! Вот меня вы уже припахали на ТЗ.

Проговорив так еще немного и обсудив нюансы и очередность работ мы разошлись спать. Точнее - разошлись спать мы с Борисычем, а Михалыч отправился в Большой домик разгонять шабаш парашютистов и мотивировать их на ранний подъем.

Я встал в 6 утра и тут же отправился в гости к Борисычу. Он с вечера обещал напоить меня кофе...

Было морозно и прямо над головой сияли звезды. Но за ночь поднамело снега... Тропинку не было видно и я то и дело промахивался мимо нее, утопая в сугробах. Хорошо, что к этому времени Михалыч уже успел выдать мне комплект зимнего обмундирования - лётный костюм на овчине, унты и ушанку. Оглянувшись чуть назад можно было увидеть покрытые снегом самолеты на стоянке, освещенные желтыми фонарями.

- Борисыч! Ты в окно смотрел? - спросил я, едва войдя в теплый домик.

- Еще нет...

- Там все замело. Это звиздец!

- Оооо! - простонал Борисыч. - Только этого не хватало...

К семи утра мы стояли вместе с Михалычем у Большого домика, где жило большинство парашютистов. Как ни странно, но все приняли вчерашнюю речь Михалыча всерьез и уже были готовы к работе.

- Ну, господа! Вот мой товар! - обратился Михалыч к нам с Борисычем и обвел широким жестом толпу парашютистов. - Выбирайте по очереди. Сегодня со скидкой!

- Мне вон тех двоих! - я ткнул пальцем в Катю (невесту старшего инструктора ПДС Стаса) и ее подругу Олю. Они были самыми стройными, а именно такие мне были нужны для очистки верхнего крыла Ан-2 от снега.

- Продано! - сказал Михалыч. - Борисыч, твоя очередь.

- Не-не-не! - Стас почему-то оказался против. - Какого хрена? Я возражаю!

- А у тебя нет права голоса, раб! - ехидно заметил Борисыч.

- Михалыч! Давай тогда мне и этого раба тоже! - я подумал, что и Стас мне пригодится.

- Это наглость! - запротестовал Борисыч.

- Нуууу... - Михалыч было замялся. - Учитывая особые обстоятельства... Предстоящую свадьбу... Можем пойти навстречу... Продано! Борисыч, теперь ты выбираешь троих.

Через 10 минут с работорговлей было покончено и, надев на свежеприобретенных рабов колодки, мы отправились на стоянку.

- Ох тыж мля... - выразил общее время Стас, увидев занесенную снегом стоянку.

- Фигняяяя... - ответил я. У нас каждое утро с этого начинается...

- Нормаааально... - почему-то большинство парашютистов считали нас, техников, халявщиками. Теперь им пришло время убедиться, что это не так.

- Ну, что, народ! Начинаем с раскапывания вон тех двух сугробов! - Борисыч послал несколько человек откапывать моторные подогреватели (по-простому - "горынычи"). - А потом тащим то, что под ними найдем, вон к тому и вот к этому самолетам!

- Стас! А ты бери девчонок и швабры! Ваша задача почистить весь Ан-2 от снега. - я тоже взялся командовать. - Ты и ты! Тащите вот эту стремянку вооон туда. А вы двое раскапывайте лыжи! Как закончите с этим самолетом, переходите к воон тому Яку.

Народ засуетился. Я же внезапно обнаружил, что на мою долю достались лишь руководящие и контролирующие функции. Ну в самом деле - не чистить же мне снег? Подкатил Михалыч на ТЗ и собрался раскатывать шланги.

- Стой, Михалыч! Давай ты сначала ТЗшкой печки подтащишь.

Михалыч подтащил. И только тогда, отправив Стаса укутывать капот Ан-2 чехлами, я полез заправлять самолет. Сверху я посмотрел и на выдумку хитрого Борисыча - силами десятка парашютистов он поставил две Вильги носами друг к другу. И, накрыв их капоты одним чехлом, готовился греть два самолета одновременно одной печкой. У нас же такого варианта не было - и второй Ан-2 замучаешься катить, да и размеры самолетов несопоставимы. Тут одной-то печки мало... Поэтому - греем по очереди. Тем временем начало светать. Прибежал Михалыч:

- Ну как?

- Полчаса и можно запускать. У нас и 18Т готов почти. Только печку подкатить.

- Добро. Пойду к Борисычу!

А Борисыч уже вовсю гонял одну из Вильг, пока его команда чистила Як-52.

Приковылял и Доктор:

- Не холодно?

Я осмотрел свой костюм.

- Да нет...

- Воот! А посмотри на ребят, как они одеты. Я там чай изобрел. Начинай отпускать их понемногу. Соплей нам только не хватало.

- Понял! Девчооонки! Бегите в домик, вам Доктор чай предлагает!

Впрочем, теперь и надобности в людях не было - за печкой я и сам могу посмотреть, гонять самолеты все равно могут только летчики, а с перетаскиванием печки справлялся один Михалыч на ТЗ. Тем более, что уже подходили и другие пилоты. Спустя час все было кончено и я с чистой совестью отправился в теплую парашютку. Стас обещал мне сегодня дать УТ-15. А УТ-15 после "Дуба" это как "Формула 1" после запорожца. Я как раз подгонял подвесную систему, когда в парашютку вошел Михалыч.

- Ну ты как? - подошел он ко мне. - Все-таки полезешь прыгать или слетаешь со мной на выброску? Справа?

Вот! Это! Поворот! Но, к чести моей, на ногах я все же устоял. Выбор был очевиден, не правда ли?

- Да чет холодно прыгать... - я обвел торжествующим взглядом окружающих меня парашютистов. - Давай-ка слетаю, пожалуй...