August 19, 2021

Свободов. Часть 1

Цель — нанести на карте достаточно подробно передвижения деда по Манчжурии в августе-сентябре 1945 года, а потом повторить путь.

Что меня натолкнуло на эту идею? Я люблю путешествовать. А после определённого количества посещённых стран и культур приходится выдумывать себе приключения похитрее. Но эта идея - лишь благодатная почва.

На очередное 9 мая я зашёл на прекрасный сайт Память народа, где собраны и разобраны свидетельства Великой Отечественной. Я уже находил и изучал на нём наградные листы деда, а теперь там появились рассекреченные военные карты.

Отчетная карта расположения частей 6-ой гвардейской танковой армии на 1 августа 1945 года.

Проделана огромная работа по сканированию и систематизации. Да и на сайте информация представлена очень доступно. Меня привлекла вот эта картинка:

Здесь же всё разобрано, осталось только переписать координаты и отправляться в путь! Но в таком случае путешествие будет ну очень поверхностным. Надо будет посетить некую точку в монгольской пустыне, а потом примерно три китайских города. Но на рассекреченных картах очень подробно отмечены позиции. Что если и маршрут путешествия по этим четырём точкам можно будет сделать подробнее.

И вот в плодородную почву попало зерно идеи. Исследуем дальше. Начнём с монгольской пустыни. Приглядимся к позиции 1 августа повнимательнее.

Тамцак Булак, карта составлена в 1942 году

Вот она, наша 63 МБр; а где-то там и командир батареи артиллерийского корпуса Свободов. Озеро Аманый цаган-нур. Даже координаты есть на карте 117 градусов 15 минут. 47 градусов 5 минут. Плюс-минус. Идём в яндекс карты?

https://yandex.ru/maps/?ll=117.150000%2C47.050000&z=7

Окей, может спутник?

https://yandex.ru/maps/?l=sat&ll=117.150000%2C47.050000&z=11

Так как координаты я брал примерные, немного подгоним нашу военную карту под спутник. Глаз цепляется за озеро в левом нижнем углу и сложное русло реки с озером посередине. Вуаля.

Немного фотошопа

Zoom in. И что я вижу? Какой-то зигзаг. Траншея? На данный момент у меня ноль экспертизы в такновом и артиллерийском деле, так что делаем zoom in ещё раз.

Первый zoom in.

Для более подробного наблюдения из космоса переключаемся на гугл карты. И вот тут начинается рок-н-рол. Теперь я вижу не только большой зигзаг, но и траншеи поменьше. Нетронутое поле боя!

Я в первую очередь ожидал, что разглядывая территорию Китая, я буду удивляться урбанизации и развитию территорий. Но я никак не ожидал увидеть нетронутые позиции на 1 августа 1945 года в Монгольской пустоши. Уже одно мосещение этого 20-километрового окопа - настоящее приключение.

Вернулись в Яндекс, чтобы воспользоваться рулеткой

Именно это удивительное (для меня) открытие сподвигло меня двигаться дальше. В общем, пошёл двигаться дальше.

Гугловая машина прям рядом проехала