re:NFT
April 8

"Р*ботать, NFT-артисты!" - интервью с художниками, которые до сих пор продают NFT

Каждый криптоэнтузиаст с уверенностью может сказать, что в этом году, а возможно даже этой весной, затяжная криптозима должна наконец закончиться. Рынок NFT три года назад удивительным образом изменил отношение к коллекционированию, а диджитал-художникам дал возможность монетизировать своё творчество вне коммерческих проектов. Пока мир кричал о продажах Beeple и о том, что NFT - это инструмент мошенников, наши художники-соотечественники захватывали рынок и становились локальными селебами, чьи работы каждый год теперь демонстрируются в Нью-Йорке.

Мы побеседовали с российскими NFT-художниками, которые пробовали продавать свои работы в прошлый NFT-бум и остались в нём навсегда. Violet7rip, Ринат Абдрахманов (Rinatto L'Bank), Fawkek и Глеб Батурин рассказали о том, как изменился рынок картинок за три года, как художники переживали криптозиму и на что стоит обратить внимание, если вы хотите попасть в волну нового бума.

Структура статьи-интервью:

  • Кто до сих пор продает NFT?
  • Кто до сих пор покупает NFT?
  • Важность комьюнити для художника: насколько сложно сейчас начать продавать работы?
  • Какие прогнозы и планы у NFT-артистов на новую волну?

Кто до сих пор продает NFT?

Пример твита художницы Petra

Рынком в первую очередь заинтересовалось комьюнити 3D-художников: если иллюстраторы своё творчество могут монетизировать через любую печать, то с гифками и моушн-дизайном всё обстоит несколько сложнее. С помощью NFT 3D-художники смогли продавать собственные работы в любом формате, хотя раньше казалось, что со знанием Blender можно получать деньги исключительно за коммерческие заказы. Такая история получилась у Violet7rip, сейчас он продаёт AI-арт.

Violet7rip: До NFT я работал моушн-дизайнером в небольшой студии + подрабатывал виджеем + фрилансил по 3D-моушену. Я вел Инстаграм (запрещен в РФ - прим.ред) и Reddit, куда заливал свои 3D-дейлики, рендеры, и т.д. Там я впервые увидел среди коллег по цеху упоминания об NFT. Я планировал увольняться с основной работы и уходить на фриланс, параллельно изучал что такое NFT. Что ж, удивлению моему не было предела, когда случился первый солдаут за несколько часов, и я осознал, что могу зарабатывать ДЕНЬГИ за ту же работу, за которую раньше получал только сердечки под постами. Собственно, как тут не заинтересоваться.

Последний дроп Violet7rip на площадке Zora (Layer 2)

Художник Fawkek занимался фрилансом как UI/UX-дизайнер интерфейcов, когда тоже начал замечать в сторис известных 3D-художников рассказы о продажах. Вместе с изучением Blender он принялся изучать NFT.

Fawkek: Я был подписан на популярных 3D-шников и часто видел у них в сторис непонятные продажи за тысячи долларов, постоянно упоминалось "NFT", но никакой информации на эту тему у нас еще не было. Я не вникал, пока случайно не застал запуск русскозычного сообщества. Через день после этого я уже продал свой первый арт в пределах $500-600. Эту продажу я сделал в начале 2021 года и продаю NFT до сих пор. Последние продажи были в коллекции The Memes by 6529, я продал 310 изданий своей работы.

Кадр проданной работы Fawkek

Среди заинтересовавшихся NFT есть и уже состоявшиеся художники. Например, Ринат Абдрахманов (Rinatto L'Bank) напротив пробовал выходить со своим искусством в оффлайн — участвовать в ярмарках и выставках, налаживать контакты с галереями и фестивалями. В 2021 году Ринат занимался медиа-артом, свои физические работы он успешно продавал и имел собственный круг коллекционеров.

Ринат: В момент, когда NFT-бум произошел, я был на пути выхода из цифровой среды, чтобы войти в мир искусства более понятный. Медиа-арт работал только "на удаленке" и не представлял перспективу без физического бэка. Мне написал один из коллекционеров моих физических работ. Он рассказал о том, что есть NFT и что мой арт, по его мнению, подойдёт рынку. Порекомендовал заняться. С 2021 года на протяжении трех лет я погружен в этот мир, который растет и масштабируется в разные стороны.

"NY_Fusion" - дроп Рината на блокчейне Base (Layer 2)

Вообще, есть распространенное заблуждение среди новичков о том, что арт-сегмент NFT-рынка предназначен для именитых художников. На самом деле, многие известные NFT-художники начали свою творческую карьеру уже находясь внутри рынка.

Глеб: Я работал в кибербезопасности. С NFT я познакомился во время дропа Cryptokitties. Как программист, я смотрел на смарт-контракты и видел это сухо, для меня в этом не было ничего необычного. Как заинтересовать людей? Позже художники мне открыли глаза и я выступил в роли NFT-креатора.

Легендарная "Kedra" Глеба, выкупленная комьюнити вскладчину за 1,1 ETH ($3,397)

Надо сказать, что если в месяцы популярности NFT заработать деньги с продажи "чего угодно" пробовали все, то сейчас на рынке остались только представители целевой аудитории криптовалют и красивых картинок: сообщества практически полностью состоят из художников, кураторов, айтишников и трейдеров. Вот такая интересная получилась Web3-среда.

Кто до сих пор покупает NFT?

Пример твита нейрохудожницы и коллекционера AVE

Ещё одна прелесть рынка - это его многогранность. Блокчейнов, художников и коллекций такое множество, что выбор перед покупателем во время криптозимы уменьшился, но никуда не исчезал. Мягкая коррекция в виде падения криптовалют исправила хаотичность и сумбурность. Покупают NFT всё по тем же причинам: перепродажа, коллекционирование работ на определенную тему, коллекционирование "имени", поддержка друг друга и так далее.

Fawkek: У меня около 250-300 коллекционеров и постоянных около 10. Это те люди, которые любят мои смешные ностальгические штуки и ретро-интерфейсы, лишь с двумя из них я общаюсь по-дружески. Есть несколько крупных в индустрии людей в коллекционерах, но, я думаю, они попали туда случайно. Большинство просто молча забирает работу.

Ринат: Мои коллекционеры - это довольно интересный разношерстный список людей: айти-специалисты, представители медицины/науки/закона (доктора, адвокаты), владельцы бизнесов и студий. Порой люди не имеют характера, а имеют лишь профайл в сети, но по внешним признакам я бы сказал, что это коллекционеры, которые любят собирать картинки для дальнейшей реализации своей коллекции (выставки). В последнее время список коллекционеров пополнился людьми, которые занимаются разработкой инструментов на Solana и различных DAO. В этом году я расширил круг влияния, пробую новые блокчейны и появляются новые люди.

Характер коллекционера зависит и от художника — если создатель активен в сообществах, часто делает дропы и поощряет своих коллекционеров (например, аирдропами), то его NFT будут востребованы и среди флипперов. Флипперами называют трейдеров картинками, людей, заинтересованных в приобретении NFT для быстрой перепродажи с целью получения прибыли.

Violet7rip: Если у автора есть свой узнаваемый стиль, скорее всего у него и коллекционеры будут постоянные, а с ними и флипперы, которые будут в хорошем случае держать постоянный уровень продаж, в обратном - руинить артисту продажи, продавая его работы дешевле. Так что 100% выигрышных стратегий в NFT нет, если ты не селеба.

Вторичные продажи работ Violet7rip

Ринат: Есть, опять же, Ordinals, NFT на Биткоине, где снова появляется этот дух 21-22 годов, когда одни люди бегут создавать коллекции, другие - покупать и перепродавать. Я так же завел себе под это кошелек, что-то сам заминтил, пробовал и активно участвовал в коллекции Пиксельлорда - покупал у него, что-то удачно продал, что-то держу, наблюдаю. Рынок есть, трейдеры цветут, особенно на Биткоине. В Эфире уже не так, Биткоин выглядит как что-то новое и свежее, имеет свои рекорды. За этим мы наблюдаем.

Одна из коллекций Pixelord на The Ordinals. Общий объем продаж - 3.64 BTC

Важность комьюнити для художника: насколько сложно сейчас начать продавать работы?

Тренд на формирование комьюнити в медиа-сфере пришел именно из Web3. Как ни странно, в среде NFT меньше всего говорят о создании личного бренда. Вместо этого художникам и коллекционерам для поднятия популярности приходится много общаться в Твиттере (Х), делиться апдейтами, мыслями и новыми работами, участвовать в драмах и обсуждениях. А самое главное — показывать свою активность на самом рынке.

Активность комьюнити под твитом Рината

Fawkek: Лично по моему опыту и наблюдениям – если ты не какая-то суперзнаменитость, то нетворкинг и участие в жизни сообщества очень важны. Нужно заводить знакомства и хорошо общаться с людьми, которые тебя покупают и поддерживают. Я знаю людей, были большие продажи из-за величины их фигуры, а потом эти продажи просто умирали. Не знаю, правило это или нет, но они почти ничего не возвращали в сообщество и никого не поддерживали. Так что, получая – часть возвращай в сообщество.

Fawkek коллекционирует работы других художников

Violet7rip: Сообщества важны, как минимум для старта. Я многое узнал из чата "бастардов" (ныне мертв - прим.ред) в 2021, получил там первых подписчиков в Твиттере, первых "NFT друзей". Позже я и сам старался помогать новеньким, как информацией (чат Рукетнунк в тг), так и покупками их работ. Многие из тех, кто уцелел после 21-го года, так же помогали и мне в ответ, когда у меня были особо сложные периоды. Можно ли заниматься всем этим в одиночку? - можно, но вместе проще, веселее и надежнее. Как и (почти) в любом деле.

Самый надежный вариант для достижения успеха — работать над личным брендом и активно участвовать в сообществах. Художникам, знакомым с продвижением в социальных сетях, эта формула покажется очевидной, но не стоит недооценивать объем работы, который может свалиться в ожидании продаж.

Ринат: Для меня NFT - заработок непостоянный. Так как это имеет волновую структуру, меня, к сожалению, не хватает: ни концентрации, ни ресурсов на то, чтобы постоянно пребывать в этом всём. Я продаю свои работы иначе в том числе - это связано с тем, что я был нацелен на выход в арт-рынок, параллельно с NFT я не переставал участвовать в выставках, ярмарках и проектах оффлайн. В том году с лета по зиму я не был вовлечен в NFT и пропустил актив на Solana. Думал, что надо было бы этим заняться, но не было ресурса. В итоге я занялся Solana этой зимой и догнал тот результат, который мог получить в моменты активности летом.

Глеб: Да, надо пахать, но и победа соизмерима. Это образ жизни.

Какие прогнозы и планы у NFT-артистов на новую волну?

Курс Биткоина и новости об активности на NFT-рынке сообществ мем-коинов (на Solana) говорят о том, что рынок потихоньку оживает. Благодаря последним случилась самая громкая продажа этого года, побившая прежний рекорд: мемная фотография щенка сиба-ину была продана за 1,210.7 ETH ($3,911,926)!

Глеб: Курок для NFT-бума уже спущен. Сегодня 18.03 на Foundation продался мем с щенком в шапке. Это уже вопрос нескольких дней, когда начнётся NFT FOMO истерия. Некоторые художники тоже создают свои монеты. Илья Колесников по фану создал свой коин $elijah и он стрельнул. На данный момент у монеты 3000 холдеров, при этом оживились вторичные продажи его NFT-коллекции ELIJAH WHEEL.
В самом деле здесь сошлись все звезды, Илья сделал кучу мемов и приколов со своим персонажем и спустя три года трудов получил результат.

Илья Колесников о своём успехе

Ринат: Буллран будет происходить, уже всеобщая болезнь по щиткоинам на Solana, также есть Layer 2, NFT подтянется. К тому же, The Ordinals развивается, там тоже низкий газ, бывает дешевле чем на Эфире.

Многие коллекционеры и флипперы имеют выработанную аналитику, а инструментов и площадок становится всё больше.

Fawkek: Я уверен, что второй NFT-бум уже случался, но это было не на Эфире, а на Биткоине (The Ordinals). Если новый NFT-бум и будет, он будет уже в каком-то другом виде, потому что уровень осознанности и насмотренности коллекционеров повысился.

Violet7rip: Начинать тоже никогда не поздно. Как сказал недавно Бипл, празднуя 3 года продажи своего легендарного джпега - still early. Лично я никуда отсюда уходить не собираюсь, я здесь пережил и самые хорошие и самые сложные времена, это уже как второй дом в виртуальном мире цифрового безумия.

NFT на Биткоин (The Ordinals), Layer 2, Solana, бюджетный уютный Tezos, запуск отечественной NFT-площадки от VK и новый инструмент Farcaster — художникам можно выбирать подходящий формат или пробовать себя везде и сразу. Некоторые могут совмещать это с оффлайн-деятельностью, а кого-то NFT даже выводит в этот самый оффлайн.

Работа Рината на Times Square 6 апреля

Ринат: На апрель у меня уже запланированы мероприятия выставочные в Нью-Йорке, в том числе с поддержкой Bonk DAO - это монета на Solana. Мои планы - это выпуск коллекций на Layer 2, на Solana, всё в процессе или запущено, надо пробовать себя в The Ordinals. Farcaster предлагает много инструментов в контексте социальных взаимодействий и NFT. Есть также Zora, довольно давно существует и приобретает новые краски за счет Base (Layer 2). До лета точно нужно везде успеть поучаствовать. Там уже посмотрим.

Работа Глеба Батурина на выставке NFT NYC в Нью-Йорке

Глеб: Конечно, у меня есть планы, я продолжаю "работать" в NFT. В ближайшее время на открытии VK NFT маркетплейса у меня выходит ограниченное издание pfp-коллекции KEDROIDS. Также сейчас я готовлю коллекцию работ для публикации на Биткоине.

Так что, время пришло - Р*БОТАТЬ, NFT-АРТИСТЫ!

Следите за нашими героями:


Violet7rip - Твиттер, Инстаграме (запрещен в РФ), а также заходите в чат с бесплатной информацией по Тезосным NFT-площадкам

Ринат Абдрахманов (Rinatto L'Bank) - Твиттер, Инстаграм (запрещен в РФ), а также посетите персональную выставку Рината в VS Gallery в Москве

Fawkek - Твиттер, Инстаграм (запрещен в РФ), Телеграм-канал (там сейчас розыгрыш на 4 премиума!)
Глеб Батурин - Твиттер, Инстаграм (запрещен в РФ), группа VK

Request - медиа о креативной индустрии и современной визуальной культуре