Интервью
November 13, 2019

«Когда я прикасалась к книгам, то, будто, впитывала знания через кожу»

Зачем люди приходят в книжный магазин? Причин может быть много: кто-то хочет побаловать себя литературной новинкой, кто-то – купить подарки родным и близким, ну а некоторые - выплеснуть накопившийся чуть ли не за всю жизнь негатив. Балансировать между этими факторами приходится только одному человеку – продавцу, который в любой ситуации должен излучать спокойствие. Как сохранить рассудок, не потерять любовь к литературе и не разочароваться в людях?

***

С кнутом и без пряника

Знакомьтесь: Диана Хмара. Родилась и выросла в тёплом городе Сочи. Закончила Российский Университет Дружбы Народов по специальности «Художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов». Параллельно – играла в местной рок-группе на бас-гитаре, а встретив любовь всей жизни - вышла замуж и переехала в город похолоднее – в Сосновый Бор, Ленинградской области. Долгое время мечтала работать в типографии и желание сбылось: скоро она залихватски управлялась с рабочим оборудованием, мастерила альбомы , оформляла переплёты и много чего ещё. Правда, однажды, Диана поняла, что слишком «романтизировала» эту профессию, ибо подводных камней «всплыло» на целое Посейдоново царство.

— Я просто угробила своё здоровье и тонкую натуру художника. И ещё, как ни странно, физический труд с кнутом, но без пряника, никак не стимулирует на продуктивность: зарплату не платили, о премиях я даже не говорю. График адский, да и вообще – сбежала я оттуда очень быстро.

Сбежала Диана, конечно, как положено – после двухнедельной отработки, ежедневных «да какого чёрта вообще?!», и попыток вылечить накопившуюся за это время усталость. Свет на горизонте появился весьма неожиданно.

— Я очень люблю рукоделие, а ещё – верить во всякие приметы. Так, я вооружилась красными нитками и вышила маяк, словно желая шепнуть Вселенной о своём намерении что-то поменять в жизни. Собственно, так оно и получилось.

Целых два книжных

Многие годы в Сосновом Бору был только один частный книжный магазин, который пользовался немалой популярностью у горожан. Вскоре, открылся второй, но уже – сетевой, принадлежащий известной Петербургской книжной компании. Надо сказать, что такое событие стало сенсационным,так как в продаже там имелись не только книги, но и канцелярские товары, фирменные вкусняшки, необъятные горы блокнотов, скетчбуков и прочей художественной атрибутики.

— Это просто замечательно! Теперь у нас в городе есть целых два книжных магазина! – иронично восклицали посетители, заботливо прижимая к груди пакет с книжными покупками. Зато если выпить чего горячительного захотите, пожалуйста – в каждом доме по пивнухе уж точно найдёте!

***

— Надеюсь, поиски не затянутся. Да уж, в этом Бору неимоверная напряжёнка с работой, - мысленно сетовала Диана, попутно просматривая ленту поиска работы. Увидев «требуется продавец-консультант» , она быстро кликнула на вакансию.

— Ого, тут ещё один книжный появился. Хм, а почему бы не попробовать туда устроиться. В конце концов, не зря же маяк-то вышивала, - решила Диана, и собрав все нужные документы, отправилась на собеседование.

Новенький книжный магазин удобно расположился на цокольном этаже самого большого в городе торгового центра. Он оказался не то что большим – огромным! Множество стеллажей с русской и зарубежной литературой, полочки с красками, холстами и цветной бумагой, канцелярия, игрушки, сладости в мерцающих упаковках.. глаза разбегались и не давали сфокусироваться на чём-то одном. Не успела Диана сообразить, какого скетчбука не хватает в её коллекции, как очутилась у двери управляющего магазином.

— Я особо не помню вопросы, которые задавала управляющая – я так нервничала, что готова была съесть собственные волосы. Тем не менее, собеседование я прошла, получила новенькую, рабочую форму, и на следующий день уже вышла на работу. Первое о чём я узнала от коллег – у продавцов есть скидка 30% на всю продукцию. Нетрудно догадаться, что я тут же обследовала каждую полку, отыскала кучу интересностей и подчистую опустошила свой кошелёк. К тому же, в первый день меня не сильно напрягали работой, но магазин я исследовала чуть ли не ползком.

В иллюстраторы пойду, пусть меня научат!

Новая работа приготовила Диане немало обязанностей.

— Я, как и все остальные продавцы, выполняла целый ряд всяких поручений от руководства: клеила переоценку, работала на кассе, принимала товар, собирала тематические стеллажи, консультировала покупателей и ещё кучу всего. Несмотря на поток ежедневной, и порой тяжёлой, физической работы, мне там жутко нравилось. Особенно я любила «зависать» в отделе «Фантастики и фэнтези», и никак не могла пройти мимо всяких самоучителей и справочников. Когда я прикасалась к книгам, то будто впитывала знания через кожу – так мне иногда казалось.

Ещё одним излюбленным местом стал отдел детской литературы.

— Вы не представляете, насколько современные детские книги яркие, красочные и отлично проиллюстрированные. Каждый день, пролистывая сказку за сказкой, историю за историей я всё больше понимала – тоже так хочу. Хочу быть иллюстратором и дарить людям такое же эстетическое наслаждение. Ну и тут понеслось: освоение Photoshopa, онлайн-курсы по технике иллюстрации и многое другое. Параллельно с этим, я потихоньку стала раскручивать свой Youtube-канал. Там я провожу мастер-классы по вышивке, кулинарии, да и по всему, что мне самой интересно.

Плюсы и минусы

Время шло, а покупателей становилось всё больше: вежливые и приветливые клиенты быстро сменялись скандальными и периодически подворовывающими подростками. Диана не отчаивалась: в этой войне света и тьмы всё равно побеждала тяга к литературе.

— Основной плюс этой работы – книги и саморазвитие. Ещё, конечно же, скидки на продукцию магазина. Также мы каждый квартал повышали квалификацию: проходили разные курсы и тесты на корпоративном портале. Тем не менее, парочка минусов тоже есть. Один из них и очень важный - зарплата. Как ни крути, но если не делать поставленный начальством план, то заработок будет не ахти какой.

Оказалось, что на книгах какой-то феерической выручки сделать нельзя. Не спорю, что тому есть ряд факторов: численность населения в городе, погода – в дождь или снег вообще редко кто выйдет из дома по своей воле. Ещё одна причина – цена, ведь многие товары тоже не всем по карману. Увидев ценник на некоторые книги, посетители любили поорать: «Да что они у вас, из золота что ли?!».

Также график изматывал: мы работали в режиме 3/2 по 10 часов. «Железно» в этом графике не был никто: очень часто мы дико перерабатывали и могли отдохнуть только один день в неделю. Так что поход домой периодически превращался в восход на гору.

Покупатели – это вообще отдельный разговор.

— Как-то раз, едва мы только открыли магазин, зашёл пьяный мужчина и отчаянно требовал найти ему томик Шекспира. ��осле того, как книгу всё-таки нашли, он хмыкнул, развернулся и ушёл восвояси – хорошо, что без книги. Другая покупательница на повышенных тонах требовала достать ей книгу с верхней полки, причём я сначала даже не поняла что она обращается ко мне. Она говорила куда-то в сторону, хотя кроме меня поблизости никого не было. Потом, один с виду интеллигентный мужчина требовал руководство по строительству атомных станций, ещё один – ежедневник из кожи молодых дермантинов.. У коллег, со временем, выработался иммунитет на таких людей, а у меня день ото дня знатно «подгорало». В любом случае, если ты продавец, то будь добр стиснуть зубы и пытаться находить подход к каждому покупателю. Да, это жесть как сложно, но нужно пытаться абстрагироваться и всё. Тут главное не выгореть, иначе даже доброжелательные клиенты обернутся для тебя настоящими монстрами.

Кстати, раз в месяц к нам наведывался тайный покупатель, который под видом беспомощного клиента пытался узнать уровень нашего профессионализма. Иногда он приходил в самый пик, когда набегало неимоверно много народа. Несколько раз проверку мы провалили – набрали мало баллов, но чаще всего такие консультации проходили успешно.

А сколько воров! Была у нас такая «криминальная парочка»: отец и малолетняя дочь, которые пытались своровать целый ворох папок, гелевых ручек и парочку мягких игрушек. К счастью, ничего забрать им не удалось: в магазине повсюду стоят камеры, так что коллеги всё вовремя заметили.

С ворьём, кстати, мы боролись отчаянно. При появлении подозрительной толпы подростков, мои коллеги открывали настоящую охоту: один убегал в подсобку следить за камерами, второй – ненавязчиво крутился рядом с подростками, а заодно и поправлял товар на полках. В случае чего – красная кнопка всегда под кассой.

Я хочу жить

«Улыбаться и принимать пинки от обиженных жизнью людей» - так характеризует Диана свою бывшую работу. Но было и много благодарных покупателей: приятных, весёлых и вежливых, ради которых хочется заморочиться, и перевернуть весь магазин вверх дном, чтобы добыть нужную книгу. Такие позитивно-негативные колебания продолжались примерно полгода. Потом Диана уволилась из книжного по настоянию мужа и устроилась на другую работу – в пункт выдачи интернет-заказов. Работа, как говорится, «не бей лежачего»: покупателей гораздо меньше, заказов – тоже, зато свободного времени вагон: можно и книжку почитать, и порисовать, и в облаках повитать.

— Мне казалось, что с людьми я вообще больше работать не смогу - слишком уж они начали бесить. Какое-то время мы всем коллективом даже плотно «сидели» на валерьянке. Слава Богу, хоть на людей не бросались, хотя нет нет, да и возникало желание воткнуть кому-нибудь в глаз карандаш. Ну а если серьёзно, то я очень часто вспоминаю книжный. Не скажу, что новая работа плоха, совсем нет – в ней есть свои положительные стороны. Только нет того необъяснимого чувства, когда приходишь в магазин, вдыхаешь запах книг и понимаешь: «Я хочу жить».