Интервью
November 13, 2019

Вгрызаясь в трудности

Пару раз в неделю Наташа приезжает в тщательно охраняемое здание, проходит досмотр, заходит в ярко освещённое помещение, и после облачения в белый халат приступает к работе. Сначала – принимает смену, затем – просматривает рабочие журналы, вливает в себя чашку ароматного кофе с молоком и, наконец, - настраивается на бескорыстную, но такую нелёгкую работу. Наташа – фельдшер врачебного здравпункта.

***

Как все начиналось

Осенью 2005 года 17-летняя Наташа поступила в Волгодонской медицинский колледж, задумывая отучиться на фельдшера. Не сказать что она с детства мечтала быть в единстве с белым халатом, но профессия эта очень привлекала – что может быть лучше, чем помогать людям? Усиленная подготовка к вступительным экзаменам изрядно трепала нервы, с недосыпом она постепенно перешла на «ты», но цель была достигнута, и вот, на торжественной линейке 1-го сентября довольная первокурсница стоит с букетом цветов и заранее планирует дальнейшие 4 года учёбы.

Родители Наташи к этой затее отнеслись прекрасно.

— Единственное что они сказали, это что-то вроде «Ого, это так круто! Будешь всех нас в старости лечить! – со смехом вспоминает Наташа. Если честно, то я просто больше никуда не стремилась поступать. Я всегда хотела иметь такую профессию, где будет движение, а сидячая работа офисного планктона - не для меня.

Студенческая жизнь кипела, играла красками, периодически «била» по голове, и настраивала Наташу на работу, которой хотелось посвятить всю жизнь. Тёплый и приветливый Волгодонск, в котором она родилась и выросла, приоткрыл ей дверь на пути к цели: проучившись до 4 курса Наташа пошла работать санитаркой в хирургическое отделение Больницы Скорой Медицинской Помощи. Девушка мыла полы, помогала медсёстрам транспортировать пациентов на процедуры, выслушивала горы причитаний от врачей из-за «плохо вымытых подоконников» и много чего ещё.

— До сих пор с теплотой вспоминаю пору студенчества. С некоторыми своими одногруппниками я познакомилась ещё перед поступлением – на практике и подготовительных курсах. Так что да, студенческие годы – вещь бесценная.

Но несмотря на мой энтузиазм, в медицине я себя до конца не осознавала, но поработав в хирургии поняла – это то, что мне нужно. Там, кстати, работалось неплохо, но стресса добавилось знатно. Чтобы его как-то поубавить, частенько после отбоя я закрывалась в пустой палате и читала книгу «Профессия – ведьма» Ольги Громыко . Очень люблю эту книгу.

Следующим профессиональным пристанищем Наташи стал травмпункт.

Порядок в голове

— Моя первая официальная работа после окончания колледжа, да ещё и по специальности. Я устроилась туда медсестрой и сидела на приёме с врачом. Тогда ещё не было этих странных разграничений – фельдшер мог работать медсестрой без всяких дополнительных сертификатов, не то что сейчас. Так вот, в травмпункте было два кабинета: неотложной помощи и первичного приёма. В моём распоряжении был как раз второй, и я его оборудовала с нуля: установила стеллаж, завела картотеку на пациентов, насобирала нужные бланки для всяких врачебных направлений и многое другое.

Так как в травмпункте была всего одна санитарка, рабочий день Наташи начинался с влажной уборки кабинета. После этого, смахнув скупую испарину со лба, она проветривала помещение и наконец - приступала к своим прямым обязанностям: просмотру карт пациентов, сверке больничных листов (чтобы было понятно кому их продлевать, а кому – нет) и заполнению множества бумаг. Загвоздка была в одном – она постоянно работала с разными врачами. Приходилось подстраиваться под требования каждого.

— Для меня было очень важно, чтобы каждая карта, каждый бланк были на своих местах. Не скажу, что я какая-то жуткая перфекционистка, но медицина очень приучает к порядку, и прежде всего – в голове. Коллектив меня тоже радовал – я имею в виду средний медперсонал, а вот врачи попались теми ещё неженками. Зато как специалисты они были отменные.

Не радовала Наташу только зарплата – в 2009 году она получала 3500 тысячи рублей.

— У нас-то медики со стажем не всегда могут похвастаться высокой зарплатой, что уж говорить о студентах, которые только выпустились из медколледжа. Поэтому и оплата труда была самая минимальная.

Помню как внутренний голос периодически начинал одолевать, мол, «Наташа, куда ты влезла, зачем тебе эта неблагодарная и низкооплачиваемая работа?». Потом, правда, шум затихал и я вспоминала, что не всё так плохо. Очень скоро моя одногруппница позвала меня поработать фельдшером на здравпункте крупного предприятия – там зарплата была уже 7 тыс.рублей. Я согласилась – такой вариант оказался гораздо лучшей альтернативой.

Люди, которые работают на этом предприятии — специфичны: с виду — серьёзные и уверенные в себе, на деле — «ой, а вы мне место инъекции спиртом обработали?», «я не поеду в больницу, мне работать нужно», «а прививка — это точно не опасно?» Я иногда смотрела на этих людей и не понимала: они все такие взрослые дяди и серьезные тёти, а как начнут говорить – то хоть плачь. Ну откуда они добывают такие средневековые знания относительно здоровья?

Маразм крепчал

Работает Наташа сутки через трое: одни – дежурит, трое – спит и приходит в себя от периодических набегов не всегда адекватных пациентов. Обязанностей у нее немного добавилось: она делает все виды инъекций, капельницы, заполняет множество журналов, сдаёт/принимает смену, и оказывает неотложную помощь при разных патологиях — от зубной боли до острого аппендицита.

— Сейчас я получаю около 16 тыс.рублей. В эту зарплату входят и стаж, и категория и прочие доплаты. Для нашего города это стандартная зарплата, во всяком случае встречается у большинства. Недавно повышала категорию – проходила онлайн сертификацию. Большей чуши я еще ни разу не видела: во-первых, сия роскошь обошлась мне почти в 7 тыс.рублей, при том что нужно это в первую очередь работодателю. Во-вторых, мне пришлось самой искать организацию, которая меня аттестует. Ну что тут сказать – маразм крепчал.

Проработав на здравпункте несколько лет, девушка вышла замуж и ушла в декрет. Сейчас ей 31 год. К этому времени она неплохо освоила рерайт и подрабатывает на удалёнке. Это очень удобно, тем более, что родительские обязанности никто не отменял — маленькая Аня расслабиться маме не даёт.

Ежегодно из стен Волгодонского медколледжа выходят тысячи вполне готовых к работе фельдшеров и медсестёр. Тем не менее, даже многие Наташины соратники в медицине надолго не задержались.

— Многие уходят из медицины из-за низких зарплат. К тому же, если ты отучился на фельдшера скорой помощи, то на станцию устроиться не так-то просто: видимо четырёх лет обучения не хватает для становления хорошего специалиста. После окончания колледжа нужно пройти дополнительные курсы и получить сертификат. И все это, естественно, платно. И вообще, с работой у нас в городе тяжко: если ты не хочешь быть водителем категории «В» и продавцом «Пятёрочки», поиски могут изрядно затянуться.

Хочется пожелать тем, кто генерирует такие идеи хоть раз надеть белый халат и посидеть на приёме с врачом – побыть, так сказать, в шкуре среднего медперсонала. Или выпускника, который покинул учебное заведение и понял, что ему ещё нужно найти работу, которой нет. И ладно бы система здравоохранения была такой совершенной – в ней ведь куча странностей и проблем. Она должна быть выстроена так, чтобы ее представители понимали как все устроено и видели, с чем сталкиваются и уже действующие медработники, и только начинающие этот нелёгкий путь. Надо быть ближе к людям. Но несмотря на такую несовершенную систему – я люблю медицину и не могу сказать, что жалею о своём выборе. Просто ожидания с реальностью не так уж и совпали.

Я знаю одно - если уж хочется учиться на медика – отступать нельзя. Такое образование никогда не бывает лишним. Тем более ко второму курсу многие реально понимают нужно им это, или нет. А вот найти потом работу, да еще и достойно оплачиваемую – это настоящий квест, во всяком случае в маленьких городах. Но только вгрызаясь в трудности можно определить, чего ты на самом деле стоишь.