September 8, 2018

Кондиционеры: Как анализировать состав

Подписывайтесь на канал ChemCream в телеграм :)

Я долго думала, с чего начать первый пост о кондиционерах. Так как информации очень много, то мне хотелось начать с чего-то глобального, чтобы вы увидели общую картину, и как вы сможете использовать свои знания на практике, оценивая состав в целом, а не вычленяя ингредиенты из таблички.
Поэтому, в этом посте я хочу продолжить тему, которую затронула в рубрике у Клавы. Главное, что я хочу донести до вас, это чтобы вы научились абстрагироваться от маркетинга и выбирать кондиционер (и любые другие средства), исходя из его ключевых компонентов, а не из списка мало значащих красивых слов.

Для чего нужны кондиционеры?

Итак, прежде чем рассуждать о составах, нужно понять, зачем мы используем кодиционеры. Волосы – это мертвые клетки, и самое основное, чего мы хотим добиться, это создать пленку на поверхности, тем самым, защищая кутикулу от внешних повреждений: трения, расчесывания, укладок, нагревания феном и т.д.
Кондиционеры облегчают распутывание (расчесывание), придают волосам мягкоcть, снижают статику (думаю, вы и так в курсе)
Поэтому так важно обращать внимание на те компоненты, которые обволакивают ваш волос, а именно:

Жирные спирты: - Cetyl Alcohol - Stearyl Alcohol - Cetearyl Alcohol

Катионные агенты (ПАВ и полимеры): - Behentrimonium Chloride - Сetrimonium Chloride - Сetrimonium Bromide - Cetrimonium Methosulfate, - Guar Hydroxypropyltrimonium Chloride, - Polyquaternium-7, 10, 37 (и другие) - Quaternium-91 (и другие)

Катионные агенты имеют положительный заряд, их привлекают отрицательно заряженные поврежденные участки белка на волосах. Поэтому они очень эффективны в кондиционерах, ведь чем лучше притяжение между молекулами, тем дольше эти компоненты будут оставаться на ваших волосах.

Силиконы: - Amodimethicone - Dimethicone - Dimethiconol - Cyclopentasiloxane и др

Масла: - Coconut Oil - Butyrospermum Parkii (Shea Butter) и др

Протеины (Белки): - Hydrolyzed Soy Protein (Соевый белок) - Hydrolyzed Wheat Protein (Пшеничный белок) и др

Про каждую группу компонентов мы будем разбирать в следующих постах, а пока посмотрим, как мы можем применить это на практике.
Отдельно хочу отметить, что я демонстрирую вам свой способ анализа составов, и у каждого он может быть разным.


Составы: с чего начать?

Итак, как я упоминала в статье у Клавы, чтобы не пугаться длинного перечня ингредиентов вам необходимо:

1)     Понимать из чего состоит продукт, который вы выбираете;
2)     Фокусироваться на ключевых ингредиентах;
3)     Научиться откидывать лишнее.

Начинаем с того, что откидываем все лишнее: экстракты и все красивые слова («органический», «натуральный»). Сюда также относится «родниковая вода», различные отвары и прочее. Кто-то может сказать, что делает дома отвары из трав, и это намного лучше, чем просто мыть водой. В вашем домашнем уходе возможно, но косметическое производство так не работает! Никто не закупает сухую крапиву и не варит из нее «полезную смесь». Отдельно закупаются экстракты (чаще смесь) и добавляются в водную фазу (как правило, в минимальном количестве). Поэтому, считайте их просто водой, магии здесь нет.

Давайте посмотрим на пример №1 (я специально не указываю название средства, чтобы вы фокусировались на перечне ингредиентов, а не цеплялись за бренд)
Что из этого игнорируем в первую очередь?

Конечно же, экстракты и слова типа "natural"! На следующей картинке они выделены серым цветом.
А что делать с остальными ингредиентами? Давайте, я вам их распишу (смотрим картинку ниже).

Что мы видим?
Убрав экстракты, список сократился до трех строчек, анализировать его теперь гораздо удобней.

Что еще можно не учитывать?
Далее я предлагаю вам откинуть компоненты отдушки и консерванты.
Они, безусловно, важны для продукта и вам необходимо обращать на них внимание, особенно если у вас непереносимость какого-то компонента, либо вы избегаете определенных ингредиентов. Но в данном случае, мы учимся искать основу.

Поэтому я выделю консерванты, отдушку, замутнители, эмульгаторы фиолетовым цветом и назову их: компоненты, которыми можно пока пренебречь.

Ключевые и дополнительные ингредиенты
Также я выделила жирным шрифтом самые важные компоненты: вода (aqua), два жирных спирта (cetyl, stearyl alcohol) и катионный ПАВ (cetrimonium bromide)

Остался butylene glycol и hydrolyzed soy protein.

Butylene glycol - это влагоудерживающий компонент (как и глицерин). Но не придавайте ему слишком большого значения. Так как он водорастворим, то часть его быстро уйдет с волос при смывании кондиционера.

Hydrolyzed soy protein - Гидролизованный соевый протеин. Я люблю белки, но в смываемых продуктах также не зацикливайтесь на них. Тем более, здесь протеин один, и судя по перечню, его там может быть совсем чуть-чуть.

Что получилось в итоге? (смотрим картинку ниже)

Итак, мы имеем: ключевые и дополнительные ингредиенты; компоненты, которыми можно пока пренебречь (выделены фиолетовым);ненужные экстракты и красивые слова (выделены серым).


Давайте теперь попробуем сделать тоже самое в примере №2 (а выводы по каждому кондиционеру сделаем в конце):

Сначала смотрим на Aqua with infusions of. Эта магическая фраза позволяет добавить все экстракты и масла в начало ингредиентного списка, и вы можете ошибочно подумать, что их процентное содержание больше, чем Cetearyl Alcohol, например. (Но это не так, зато состав красиво выглядит)
Теперь давайте отбросим лишнее и выделим основу:

Заметили, что я выделила серым не только экстракты, но и витамины? Потому что я тоже считаю их бесполезными. Это, конечно, приятное дополнение к составу, но не думайте, что их наличие является преимуществом.

Далее фиолетовым я выделила: ∙ консерванты(Benzyl Alcohol, Benzoic Acid, Sorbic Acid) загуститель(Sodium Chloride) pH-регулятор(Citric Acid) Hippophae Rhamnoidesamidopropyl - что это такое?
Это ПАВ по типу Cocamidopropyl betaine (да, вам будут встречаться такие незнакомые и совсем непонятные ингредиенты, поэтому и важно знать основу, потому что легче прогуглить один незнакомый ингредиент, чем судорожно переписывать весь состав)

масла из перечня "aqua with infusions of". Опять-таки, эти включения не дают информации сколько масел добавлено, и окажут ли они какое-то значительное влияние на ваши волосы. Поэтому учитываем, но смотря через призму скепсиса.

Ключевые компоненты: ∙Жирный спирт (Cetaryl alcohol) Катионные агенты (Cetrimonium Bromide, Cetrimonium Methosulfate, Guar Hydroxypropyltrimonium Chloride, Polyquaternium-37, Quaternium-91) Дополнительные: ∙ Hydrolized Wheat Protein (Гидролизованный рисовый протеин, мое отношение к нему такое же, как и к белку в примере №1)


Теперь рассмотрим пример №3. Не листайте сразу до объяснения. Попробуйте сами откинуть лишнее и выделить основу.

Если вы в недоумении, где жирные спирты, и вообще запутались, то давайте разбираться. Итак, откидываем экстракты и все органические слова.
Далее, консерванты (Benzoic Acid, Sorbic Acid, Dehydroacetic Acid, Benzyl Alcohol), Perfume и рН-регулятор (Lactic Acid).

Я не вижу привычных мне жирных спиртов, зато указано много масел (в том числе твердое масло ши - Butyrospermum Parkii). Еще я замечаю Glyceryl Stearate SE и Glyceryl Monostearate - это эмульгаторы, которые необходимы для введения большого количества масел в формулу. (да, это уже чуть сложнее, но ничего, и про это я вам расскажу)
Из ключевых ингредиентов я также выделю Behenamidopropyl Dimethylamine (как катионный агент). И дополнительный - glycerin (влагоудерживающий компонент.

Получается так:


Какие выводы можно сделать после анализа состава?

Многие заметили, что ключевые компоненты почти всегда одни и те же. Научившись выделять их из общей массы и оценивать количество (сколько катионных агентов, силиконов, масел, белков добавлено в состав), вы сможете выбирать подходящий для себя кондиционер, оценивать текстуру и влияние средства на ваши волосы.
Например, если я захочу купить масляный, питательный кондиционер, я выберу вариант №3, но никак не 2 (хотя там тоже есть масла). Если у меня тонкие волосы и мне нужен кондиционер, который не будет их утяжелять, то я могу рассмотреть варианты 1 и 2. Причем 1 более легкий в этом плане.
Заметьте, я не говорю, что какое-то из этих средств плохое. Мы оцениваем их в рамках наших требований, и тут нельзя однозначно указать какой луше или хуже.

Что мы усвоили из этой статьи?

1) Обращаем внимание на ключевые ингредиенты (жирные спирты, катионные агенты, силиконы);
2) Масла и белки оцениваем в зависимости от их суммарного количества и примерного положения в составе;
3) Не зацикливаемся на экстрактах, витаминах, красивых словах.

Если вы прочитали и ничего не поняли, или вам кажется нереальным запомнить столько компонентов, то не расстраивайтесь. С каждым постом я буду раскрывать темы подробнее и постепенно вы втянетесь. Здесь главное насмотренность и желание учиться (разбираться в этом).
Надеюсь, вам была полезна статья. А для самых стойких предлагаю дополнительную информацию.


Что еще почитать?

Так как эта статья ненаучная, а основана на собственном опыте, то здесь не будет исследований. Зато я подготовила для вас интересные статьи по теме, от других косметических химиков, которым я доверяю:

1) Похожая статья про анализ составов (Автор разбирает составы Kinky Curly, JessieCurl, Aveda)

Я вдохновилась этой статьей и методом автора, когда писала свой пост. Поэтому моя статья немного похожа на эту.

2) Статья про кондиционеры от моего любимого химика-ученого Мишель

3) Нужны ли вам несколько видов кондиционера? Статья от Перри Романовски - очень классного косметического химика

4) Нужно ли увлажнять кудрявые волосы? Снова статья от Перри.

На этом пока все:)