November 15, 2008

ВУ-Кино. Есть вопросики к френдам

Ну вот, вычитал, мал-мала отредактировал, и отправил в издательство на 1-ю корректуру почти все тексты, включенные в сборник "Важнейшее из искусств". Теперь пора писать предисловие, первые тезисы к которому я набросал вчерне еще месяца полтора назад. И надо бы также вернуться к идее, придуманной с полгода назад, но отложенной "на потом". Дело в том, что я хочу попробовать такой вот эксперимент - пристегнуть к предисловию небольшой раздельчик с рабочим названием "блог-клуб". В этот раздельчик я намерен включить избранные каменты моих френдов в ответ на мои вопросы. При этом: 1) Каменты в книжке будут подписаны, естественно, только юзверьскими никами, без никаких настоящих имен. 2) Договоров-гонораров за принятые к публикации абзацы не обещается и не предвидится. 3) Я выберу только наиболее интересные мне мысли и только каменты 1-го уровня, а не всё обсуждение подряд со всеми ветками. 4) А чтобы не пришлось сокращать и вырезать отдельные фрагментики из громоздких фраз, просьба формулировать свои мысли чётко и лаконично. Годится?

Итак, один из тезисов в задуманном предисловии будет не шибко оригинален. Ибо давно и не мною замечено, что фильмы по Стругацким можно разделить на две группы: 1) прямые экранизации их текстов, которые с точки зрения кино, как правило, получаются либо неудачными, либо и вовсе плохими; 2) вольные "авторские" интерпретации их сюжетов и идей, признанные критиками шедеврами кино или почти-шедеврами. Примеры фильмов из обеих групп, думаю, нет смысла приводить здесь, они широкоизвестны.

Второй же тезис будет у меня такой. Возможно, это просто случайность, но мне это кажется чуть ли не закономерностью. Фильмы по АБС, как правило, выходят в прокат черно-белыми парами: прямая экранизация - вольная интерпретация. В конце 70-х это были "Отель" и "Сталкер", в конце 80-х - "Дни затмения" Сокурова и "Трудно быть богом" Фляйшмана, в конце нулевых - "Арканарская резня" Германа и "Остров" Бондарчука. Были, правда, и несколько исключений, выпадающие из этого "закона природы": "Чародеи", "Искушение Б" и "Гадкие лебеди", но даже и эти исключения можно как-то обосновать.

А теперь - внимание! - вопросы. Во-1-х, как вы относитесь к тем фильмам по Стругацким, которые уже были? И во-2-х, какой должна быть экранизация АБС, чтобы она полностью вас удовлетворила?

Короче, отсчет пошел. В "блог-клуб" при предисловии будут включены лучшие из каментов, поступившие в течение всей будущей недели. Времени сверх этого срока у меня попросту нет - предисловие я должен буду сдать в издательство к концу следующей недели, не позже.