November 14, 2009

Что может быть проще времени?

Сегодня под утро (хотя какое там утро - полдень уже) я вдруг вспомнил, как холодной снежной зимой 1976 года я приехал вместе с мамой на зимние каникулы в Ленинград - в гости к ее питерским друзьям. По пути в поезде я в который уж раз перечитывал "Далекую Радугу" в растрепанном "знаньевском" сборнике "Новая сигнальная", настраивая себя на выполнение "кровь из носу" сложнейшей задачи - познакомиться-таки лично и пообщаться с Борисом Натановичем, с которым к тому времени я уже обменялся аж тремя письмами. Мне было целых 15 лет, и я был готов к любым приключениям и абордажам. Я купил в киоске карту и вычислил, где находится улица Победы. Как выяснилось, эта улица была не так уж далеко от проспекта Космонавтов, где мы остановились - на троллейбусе можно доехать. И я доехал-таки и, несмотря на жутковатые для южанина сугробы, дня 3-4 подряд нарезал круги вокруг искомого дома, ожидая ответа на письмо, отправленное сразу по прибытии - мол, вот я приехал, уважаемый Борис Натанович, и я хочу наконец с Вами познакомиться. Но ответное письмо, как это было принято тогда у советской почты, о\запоздало - пришло чуть ли не в самый последний день моего ленинградского вояжа (в нем говорилось: "Очень рад был бы встретиться, но сейчас не могу - сильно занят"), поэтому, не дождавшись ответа, я самовольно пошел на приступ цитадели. Поднялся на нужный этаж и позвонил в ту самую дверь (коридорной решетки тогда еще не было). Дверь открыла женщина (как я узнал сильно позже - жена БНа Аделаида Андреевна) и, выслушав мой запинающийся монолог, ответила, кажется, так - что Бориса Натановича сейчас дома нет и будет он поздно. Вот так я и ушел оттуда, несолоно хлебавши и не выполнив поставленной перед собой задачи. А потом пришло наконец ответное письмо-отлуп, а на следующий день мы с мамой уехали из Ленинграда обратно в Севастополь. Я был, конечно, обижен, но, в общем, не смертельно, поскольку жизнь продолжалась. И, разумеется, я и предположить тогда не мог, что примерно 16 лет спустя, в 1992-м, я буду снимать в Питере квартиру - на улице Фрунзе, причем не у кого-нибудь, а у невестки БНа, и, поскольку это всего в двух кварталах от того самого дома на улице Победы, я буду время от времени заходить в гости туда, куда меня в свое время не пустили. Тем более, что в то время я как раз работал как редактор с восстановленными текстами "Понедельника" и "Тройки", да и несколько интервью я взял у БНа примерно в те же годы (для "Интеркома" и для "Если").

Непонятно, почему именно сегодня припомнилось мне вдруг это давнее приключение, но вот заглянул я в утреннюю френдленту и обнаружил у БВИ такой вот текстик:

Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. У меня такой вопрос: Недавно видел книгу в магазине «Возвращение в Арканар. Ученики Стругацких, 21 век». Скажите, пожалуйста, Вы имеете к этому отношение, или это просто использование имени? Дмитрий, Пенза, Россия «Время учеников» – серия, организованная писателем и критиком Андреем Чертковым. Вышло, по-моему, уже три тома, – все это «продолжения» АБС или подражания им. Мое «отношение» к этой затее сводится к тому, что я читаю рукописи и даю «добро».

Там, в комментах у Борисова, уже пошли вопросы. Но мне кажется, целесообразнее задавать их здесь.