November 15, 2020

Старые, но не мертвые, или Как старики теряют субъектность

О старости и стариках написано мало книг, но при этом не так уж и мало. Вроде бы старики и тема старости присутствует во многих произведениях, но мало у кого получается раскрыть вопросы жизни и, что важно, смерти глазами стариков, глубоких стариков как любит говорить главный герой Хендрик Грун.

Сегодня расскажу про книгу «Записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни», написанная писателем Питером де Сметом под псевдонимом Хендрик Грун и изданная издательством CORPUS. Формат данной книги – дневник, который ведёт постоялец одного дома для стариков (богадельни) в Амстердаме.

Главный герой – это Хендрик Грун, в начале книги 83, далее 84 лет, ведущий самую обычную жизнь по доживанию/ожиданию смерти, его мучают всякие заболевания, но спасает от полного уныния только его друг Эверт, предлагающий всё время выпить. Грун со своими новыми друзьями, создают клуб «Старые, но не мертвые» и обретают субъектность, они не хотят больше жить в этой богадельне как запылившиеся тумбочки, они хотят действовать решительно, насколько это позволяет, конечно, их здоровье. Они на небольшой период времени испытывают перерождение, они вырвались из этого замкнутого круга доживания: они гуляют, пьют, интригуют против директрисы и вызывают недоумение у остальных постояльцев богадельни, которые являются бессубъектными запылившимися тумбочками.

Сюжет книги затягивает, вроде бы я понимаю, чем все должно закончиться, но при этом автор держит интригу. Главный вопрос, который у меня возник – кто к концу книги из клуба «Смертные, но не мертвые» окажется смертным и мёртвым? Этот вопрос появляется довольно органично, потому что, читая понимаешь, что герои уже давно не молоды, а некоторые ещё и больны. Автор насколько мог держит читателя в ожидании кто же умрёт, при этом претендентов целых 3. Непродолжительное время, мне казалось, что умрут все 3 героя, заболевающих, к сожалению, неизлечимыми заболеваниями, особенно для их возраста. Но потом понимаешь, что это не «Игра престолов» и автор вряд ли Джордж Мартин, следовательно, умрёт только 1 герой, который очень близок для Хендрика Груна. Выбор падает уже только на 2 героев и только к середине ноября понимаешь кто умрёт. И читать от ноября до конца декабря немного сложно, ведь ты понимаешь, что этот герой умрёт однозначно, что его не спасти и автор всё оттягивает его смерть. Мне особо сложно было читать как умирает один из герой, так как точно при таких же обстоятельствах я потерял в этом году близкого мне человека. Книга не просто задела меня за живое, она отозвалась эхом, которого я не хотел ощущать и, несмотря, на то, что я прочитал книгу за 5 дней, мог бы сделать это за 4. Отложив прочтение последней главы, где умирает один из героев, я оттягивал наступление смерти и её послесловия.

Как я уже писал тема старости и стариков мало/много освещается в художественных произведениях и, кстати, фильмах. Честно говоря, когда картинка «Записок Хендрика Груна из амстердамской богадельни» в моей голове сформировалась сразу: мое бессознательное, почему-то взяло за основу фильм Паоло Соррентино «Молодость», фильм «Квартет», снятый по сценарию английского драматурга Рональда Харвуда, отчасти фильм «Отель «Мэриголд» и, конечно, фильм «Вторая жизнь Уве». Эти фильмы показывают старость какой она есть, без особых купюр.

Герои предельно проработаны, несмотря на их многочисленность. Автор смог раскрыть каждого главного героя, не забывая и про второстепенных. Прорисовка настолько филигранно выполнена, что я легко смог представить второстепенных героев так же отчетливо, как и главных. Хотя это случается не часто.

Мне не хотелось заканчивать историю Хендрика Груна из амстердамской богадельни. Я мог дочитать книгу еще вчера, но отложил последнюю главу «Декабрь» на сегодня: мне очень не хотелось расставаться с Хендриком Груном, хоть я и ассоциировал себя немного с другим героем книги. Благо уже вышло продолжение – «Новые записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни».

«Записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни» — это must read для всех, кто интересует современной литературой и нидерландской литературой, в частности; ведь это история о возрождении человеческого в отдельно взятом человеке и о том, как мы с вами теряем субъектность становясь старыми, но не мертвыми; это история для всех отчаявшихся в этой жизни, не взирая на возраст и континенты.

P.S. Тут есть шутки про разные сексуальные и национальные меньшинства, но они здесь оправданы и органично вписаны в сюжет.

Оценка

  • Впечатления – 10 из 10
  • Актуальность – 10 из 10
  • Оригинальность – 10 из 10
  • Язык – 10 из 10
  • Читабельность – 10 из 10

Читабельно на 10 из 10

Записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни / Хендрик Грун; пер. с нидерл. Э. Венгеровой – Москва : Издательство АСТ : CORPUS, 2019. – 384 с.