September 16

Я спросил электрика Петрова, или Два позабытых урока

У знакомой перестала работать люстра в прихожей. Не горят две оставшиеся в люстре светодиодные лампочки. Давно просила посмотреть. Добрался вот. Учитывая, что люстра старая и дышит на ладан (несколько лет назад я с этой люстрой ковырялся, вытащив с того света), я сразу же решил снять люстру, добраться до внутренностей и протестировать соединения мультиметром, осмотреть целостность проводов.

Я вспомнил, что снять люстру это полбеды, а вот установить посложнее будет из-за особенностей монтажного узла. Но деваться некуда, полез снимать. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что люстра исправна, а всего-то перегорели эти самые две лампочки. Япона ж мать!..

Вместо того, чтобы проверить лампочки, последовательно вкрутив в каждый патрон заведомо исправную лампочку, которая хранилась в чулане знакомой, я принял «гениальное» решение снять люстру. Браво. Гигант мысли!

При установке люстры пришлось решать задачу посложнее — восстановить схему подключения. Для меня стало открытием, что там мудреная схема с участием уборной, провод из которой идёт в колодку люстры. Хотя какое это может быть открытие, если я эту схему и изобрел несколько лет назад, решая другую проблему с освещением в уборной. Изобретатель, блин.

А еще я не зафиксировал на камеру телефона схему перед демонтажем, как обычно делал. Гениальное решение номер 2.

И вот передо мной три входящих провода — фаза и два нуля, которые нужно подключить к колодке; несколько перемычек неясного мне назначения в колодке и куча отходящих от колодки проводов, уходящих во внутренности люстры. Конечно же, никакой схемы, никаких ярлычков и прочих указателей на то, что куда и что откуда идёт, не было. Можно было только спросить себя самого — почему я не оставил никаких пояснений к схеме, хотя бы элементарных.

Довольно давно я не брался за электрику и многое выветрилось из головы. Плюс несколько тревожных ночей, когда засыпал под утро и вот — такая элементарная вещь, как подключение люстры, вогнали меня в ступор.

Это потом, уже после установки лампы я вспомнил, что от туалета на клеммную колодку люстры приходит нулевой провод, так как в туалете нуля не стало (это отдельная история), и схема подключения стала ясна как короткое замыкание божий день. А в тот момент я, как баран на новые ворота, смотрел на клеммную колодку с кучей разноцветных проводов и перемычек, пытаясь понять что происходит и боролся с желанием сделать ноги и не видеть эту люстру больше никогда.

«Что ж, поскольку на люстру приходит три провода, а в колодке есть три гнезда, куда их можно подключить, то это значит, что провода можно присоединить 3! (факториал трех) способами, что означает 6 возможных способов подключения» — внезапно подумал я. Я чертыхнулся про себя. Понять схему он не может, а вспомнить комбинаторику он, оказывается, может. Чудеса да и только.

Продолжив рассуждать таким способом, пошатываясь на неустойчивой стремянке, я посчитал вероятность угадать нужную мне комбинацию подключений этих злополучных трех проводов на калькуляторе телефона — (1/6)*100 = 16,67%. То есть, вероятность подключить провода неправильно составляет без малого 84%. Это охренительно много, учитывая, что в случае неверно выбранной комбинации я получу «козу» — короткое замыкание (КЗ) и, возможно, эта проклятая люстра наконец-то выйдет из чата. Поскольку защиты от «козы» в виде современного автоматического выключателя в квартире и щитке не было, то мы увидим небольшой фейерверк. Но это были бы незаслуженно роскошные похороны для такой рухляди, как эта люстра!

В голове пронеслось:

Я спросил электрика Петрова:

— Отчего на шее твоей провод?

А Петров висит, не отвечает.

Всё висит и ботами качает...

Устало потер виски и в очередной раз пожалел, что не перенес ремонт люстры навсегда на потом. Но назвался груздем — полезай в жопу кузов. Оставить разобранную люстру, сказав «вызывай электрика», и откланяться было бы некрасиво. А разбираться в схеме подключения попросту отказывалась голова.

И вдруг пришло спасительное озарение. Я подумал, что раз эту люстру я уже ковырял и самолично собирал эту колодку, то наверняка следовал стандартам цветовой кодировки: фаза чёрный или коричневый провод, ноль — синий или в крайнем случае белый. Забрезжил луч надежды. Кажется, это мой единственный шанс!

Подключил. Помучавшись немного, установил люстру на место. Спустился со стремянки и нерешительно подошел к выключателю. Выдохнул и потянулся к клавише... Клац... Да будет свет, сказал электрик, и перерезал провода! Ннанахуй! Кто молодец? Я молодец!..

Посокрушались со знакомой о том, что никому из нас в голову не пришло проверить работоспособность лампочек. Хотя с этого следовало бы начать.

Мораль сей басни такова. Сопроводительная документация, хоть какая-то, должна быть, какой бы простой не казалась та или иная система — это раз. Пройдет время и, столкнувшись с системой снова, можно ничего не понять.

Не стоит пренебрегать алгоритмами и протоколами, рассчитанными «на дурака», из разряда «убедитесь, что прибор подключен к сети»/«убедитесь, что лампочки исправны» — это два.

Похожие записи

Квартира и её люди

Ноктюрн на флейте водосточных труб

Горе от ума