April 20, 2020

Вечерний КлэпТрэп #3876

Как же мы давно не виделись, дорогие читатели нашего шоу! Эти три недели прошли тяжко и для КлэпТрэпа, так что тот жаждет новых интервью. В тихий пятничный вечер я листал ленту своих чатов в Telegram, пил кофе и абсолютно случайно наткнулся на некий канал "Путеводитель по Галактике". Я вспомнил, что когда-то давно хотел пригласить на беседу ведущую этого канала, которая так красиво и юзабельно организовала Энциклопедию OverSкy.

Итак встречайте: невероятно красивая, умная и содержательная, дамы и господа, на Вечернем Клэптрэпе — Снеееежкааааааа!


1. Привет дорогая, привет любимая, как же я рад, что ты согласилась поучаствовать в сегодняшнем интервью. Прежде остального: скажи, пожалуйста, как тебя зовут или как лучше мне тебя называть в течении интервью, чтобы не мусолить твой никнейм в разные стороны?

Имя, в принципе, не секрет, но и нику уже столько лет, что порой на него реагируешь быстрее. Так что вполне можешь и Снежку "мусолить" тоже)))


2. Снежка, давай начнём наш рассказ с твоей истории старта участия в проекте OverSky. Как вообще ты попала сюда?

В ОС, на свою голову, меня позвал сам Максим. Сказал, что всё равно затащит, и предложил при желании потом помогать и тут тоже (на тот момент у меня имелся богатый опыт хелперства в WW). Было немного обидно, что "забыл" позвать на збт, конечно, но в день безумного старта обт пригласил лично, и на том спасибо, было приятно))


3. Скажи, пожалуйста, а как ты вообще вот познакомилась с миром Телеграм-проектов? Давно это произошло?

Непосредственно в сам телеграм я попала из Ингресса. Они как раз переехали из Хенги и приглашали через игру всех новичков в обучающий чат. Это был декабрь 2015, оказывается.

Первые игры в тг были в формате текстовых квестов. Ну, то есть, совсем-совсем текстовые. Тебе давался абзац текста, в какой-то момент он обрывался и предлагалось 2-3 варианта дальнейшего развития событий. В зависимости от выбора присылался следующий кусок текста. Из всех линий только одна позволяла выжить... Первая такая игра очень захватывала. Но вторая, третья... Хоть и были с другими темами, уже не могли удержать в таком же напряжении.

Потом люди придумали добавлять в игры эмоджи и простейшие команды для персонажей. Каждая из них называлась "первой стратегией в телеграме", конечно. В некоторые я даже пыталась играть, но развивались они медленно, примитивно тыкать было скучно, поэтому эти игрушки довольно быстро надоедали.

Ну, а потом (где-то в начале 2017 вроде) уже появился Chat Wars, поглотивший большой пласт игроков, тот самый, который сейчас известен как Chat Wars Classic. Тот самый, который дал людям в тг-игре главное – социалочку. Чатики, ради которых продолжали терпеть безразличие команды разрабов и какие-то проблемы в самой игре.

Собственно, в ЧВ мы случайно оказались в одном отряде с Гззв и оттуда я узнала про WW. Правда, умудрилась проморгать его упоминание в чате ещё в августе 2017 и пришла в игру только в январе 2018. Соответственно, из WW попала, как и большинство игроков, потом и в OS...


4. Вот как ты считаешь, на каком этапе своего развития находятся телеграм-проекты сейчас? Это пик популярности всех этих первых и уникальнейших игр или будет это направление ещё популярнее?

Ну, индустрия телеграм-игр, в целом, никуда не денется. Всегда найдутся скучающие на уроках, лекциях, собраниях и просто желающие разгрузиться люди. Не зря же так часто мелькает в чатах фраза "я пришел сюда деградировать" :))

Существует много профессий, в работе которых имеется возможность для мимолетного переключения, но этой паузы не хватает для полноценной смены деятельности типа почитать книгу или пройти уровень в игре помощнее. Те же врачи между пациентами, учителя, операторы колл-центров, ремонтники в переездах между точками, а уж те, у кого работа за компом...

Также есть ещё отдельный класс игроков - желающие самоутвердиться хотя бы в инете, примеряющие на себя совершенно другие, чем в реальной жизни, роли. Очень часто самые ярые задиры в чатах при более близком знакомстве оказываются мелкими тихонями, а довольно успешные командиры отрядов - забитыми ботаниками.

Так что кому играть - всегда найдется. Надоест этим, придут на смену новые люди. А вот во что играть...

Пол-дела написать игру и даже привести в неё людей. Гораздо сложнее постоянно её развивать, обновлять и всех этих людей удерживать. Причем это не день, не месяц, и даже не один год. Не выгореть, понимая, что у тебя не одна сотня игроков, и всем никогда не угодишь. Кольцов не общается с игроками - Кольцов пидор. Газизов общается с игроками, пытается реагировать на пожелания, но не вводит их в игру прям все или вводит, но не в ближайшие пол-часа после озвучивания - Газизов пидор. У меня на глазах один из игроков WW решил написать свою игру, учитывая все ошибки Макса, конечно - сейчас читаю "Керилл пидор, обещал обнову, а выкатил черт знает что". Порой задумываешься, может быть, делать то, что считаешь нужным, без оглядки на критику игроков, не самое плохое решение)))
(Хотя, как у игрока, у меня частенько подгорает, когда видишь, как можно сделать лучше, а тебя тупо игнорят... Не знаю, было бы мне проще, если бы знала, что предлагать, в принципе, бесполезно?)

Что же касается развития, скажем, типов тг-игр, думаю, обязательно ещё придумают что-нибудь новенькое. Сначала были текстовые квесты, потом игры с простейшими действиями, дальше добавилось взаимодействие между игроками, потом появилась игра в формате передвигающихся эмоджи по карте, это было нечто принципиально новое на фоне десятков клонов текстовых ммо, теперь вот есть ещё ОверСкай с кучей графики... Подождем, может, нас ждут игры с видео-вставками, например, или что-то вообще совершенно новое.


5. Предположим, ты бы развивала проект OS, совместно с Максом. Как ты считаешь, что необходимо и важно добавить в игру, в приоритете? А что тогда стоит убрать, как таковое из OS?

Мне кажется, в ОС и без меня хватает советчиков)) Да и потом, неблагодарная работа, критиковать обт, когда видишь, сколько задумок скрыто в игре за замочками. Но если говорить не глобально, а чего не хватает лично мне вот прямо сейчас...

Первое - это полной реализации системы навыков. Даже при моем крайне неторопливом темпе игры у меня уже выкачаны практически все полезные навыки и куда развиваться дальше, совершенно непонятно.

Второе - то, что предусмотрено, но так и не открыто. Это дейлики. Потому что у новичков есть квесты, благодаря которым они молниеносно докачиваются до 10, а то и до 12 лвл, а потом... А потом начинается нудный дроч, или бурить, или мобов лупить. Раньше еще была орбита, пока её не порезали. Это, конечно, очень хорошо для реальной жизни, зайти раз в час-полтора, убить моба и дальше своими делами заниматься, но если до 15 лвл ты тянешься ради штурмовика и тактика, то найти в себе мотивацию качаться до 17 с каждым днём всё сложнее...

Ещё мне хотелось развить бы советы Скрепочника, но это не приоритет, конечно. Просто по душе :)

Говорят, что в игре есть обучение на старте. У меня, к сожалению, его не было, поэтому не могу оценить. Но, в целом, неплохая была бы задумка, если б сначала шли небольшие задания сделай то, перелети туда-то, посмотри это. Ты прошел обучение, приступай к выполнению заданий агентов. И только после этого появлялась уже вся игра, в целом, и ссылка на чат.

Из того, что убрать... Даже не знаю. Меня несколько напрягло, когда ограничили продажу ресурсов за кредиты. Сейчас в игре получается так, что если ты в корпе, то кредиты не нужны вообще, только на постройки. (Ну и на закупку зенонов, при наличии людей, готовых вливать их на рынок. А если их не будет?) Но если ты соло-игрок, что так пропагандировали изначально, то тебе нужно найти корпу, для которой ты будешь собирать и продавать ресурсы. Через урезанный общий рынок на нормальный экип собирать крайне долго.

А вот что очень порадовало - то, что Макс прислушался и сделал генерируемую карту прямо в игре. Есть к ней пару мелких претензий ещё, но даже в таком виде мне очень нравится.


6. Расскажи немного о своей личной жизни!

а) В каком семейном положении находишься в данный момент? Есть дети?

б) Где учишься или училась, на какую специальность?

в) Где работаешь в данный момент?

У меня прекрасная семья с дочкой-школьницей. По образованию я недобитый энергетик 😂😂😂 (привет ЗАЭС) и системный программист. Оба получала в Политехе. По зову души работала в одесской и киевской газетах, а также вела новостную колонку на сайте нашего провайдера. Около трех лет назад произошли не самые приятные события в моей жизни, которые нынче, к сожалению, накладывают физические ограничения в выборе деятельности. Тот случай, когда наши желания не очень совпадают с нашими возможностями...


7. Поведай нам, пожалуйста, о своей деятельности в OS.

Дааа, собственно, какая у меня деятельность в ОС?)) Кроме канала и нет никакой деятельности, обычный рядовой игрок, ничего более.

8. Как ты пришла к идее ведения Путеводителя по Галактике и подобного ему аналога в WW? Занимаешься этим одна или есть какая-то команда, помогающая тебе систематизировать все эти данные?

Если идти по хронологии, то первым появился Информатор Пустоши @wwinform. Точнее, их было даже два :) Я создала его, потому что Максим вечно считал то новости недостойными внимания, то игнорировал чейнжлоги - ищите все новинки в игре сами. А меня жутко напрягал этот информационный вакуум. То, что он давал какие-то важные комментарии во фракчатах, но не озвучивал их для всех. Мне казалось это неправильным. Я придумала канал неофициальных новостей, куда собирала инфу из разных чатов. Конечно, это требовало много времени и усилий. И спасибо всем тем людям, которые подхватили идею и начали присылать свои новости и мысли в фидбек.

У Базы знаний @smartww другая судьба. Всю свою игровую жизнь в WW я вела академии: Тонны (даже две, Апофеты и Аколиты Бафомета), 6 Убежища (в последствии НР), и сейчас - Межфрак (в народе Нора). С одной стороны, в голове накапливались знания, которые выливались в тригеры, потому как день за днем набирать одни и те же ответы надоедало. С другой, мы столкнулись с ситуацией, когда люди именно из-за них не хотели уходить из Академии. Чтобы они не теряли доступ к информации, я скопировала все тригеры на канал, снабдила их перекрестными ссылками, табличками, картинками... получилась такая себе энциклопедия WW, которой мог воспользоваться как новичок, так и олд с перерывом в игре, или просто любой желающий обновить свои знания по какому-либо вопросу.

Доступ к Смарту только у меня, несу персональную ответственность за возможные косяки, зато уверена, что не проснусь завтра с удаленными или вдруг исправленными непонятно на что статьями (именно поэтому, кстати, я отказалась от предложенной идеи переносить это ещё и на Вики). Но есть человек, с которым мы можем спорить часами, доводя формулировки до идеала, выводить какие-то формулы, считать циферки, рисовать графики, собирать логистику и всё такое. Мой личный "справочник" и надежный тыл во всём.

Когда появился ОС, первую неделю я жутко тупила. Путалась в планетах, летала не в те ноды, потратила зря кучу времени и выносливости. Пока в один день все-таки не взяла в руки карандаш и начала записывать и отрисовывать карту. Писать "в стол" и оставлять на черновиках я не люблю, мне надо чтоб красиво, понятно и с пользой. Соответственно, что? Ну, канал, конечно, по привычной дорожке :) Единственное, когда я озвучила эту мысль, мне сказали: как в вв? @osinform? И я как-то на автомате согласилась, не подумав, что Информатор все-таки больше новостная лента. А на гонку за новостями ещё и в ОС мне подписываться уже не хотелось. Поэтому в итоге получилось по названию вроде как и Информатор, но по наполнению больше база знаний :)

Хотя, если честно, в идеальной картинке мне виделось, что новый игрок изначально сам облетает ноды, ходит по планетам, смотрит, что где расположено, а потом, уже повторно, обращается к скомпонованным данным. Специально для этого я даже пыталась рисовать разные карты для 1, 5, 10, 12 и 15 уровней. Но... по факту мы имеем: "Где тут у вас Кора? где протонец? где минибот 5?", прошел быстренько по указкам в чате и уже: "Ой, как тут скучно." - А сам половину игры в глаза не видел ещё.

Путеводитель я оформляю сама, как Максим постоянно меняет вселенную, то так проще отследить, где что исправлено, а где ещё нет. Но ребята подпинывают, спасибо им огромное. Данные по мобам собрали и обновляют игроки из чата по убийству боссов, тут просто респект, сняли огромный пласт работы. Ну а карту, облет нодов, обход всех планет - это я стараюсь лично, чтобы быть уверенной, чтобы оставались логи и т.д. Хотя из-за этого бывают и прорехи, конечно. К примеру, я давно уже взяла 15 лвл, облетела открывшиеся ноды, обошла все планеты, и даже карту отрисовала. А на канал посты так и не выложила. Карантин расхолаживает :)


9. Составь, пожалуйста рейтинг из данных элементов: постоянный мониторинг игры со стороны админа/админов, продуманные и удобные гайды, комфортное комьюнити, ивенты и игровые события, СМИ и проводимые ими события, удобный интерфейс бота, взаимодействие разработчика с аудиторией в плане багов и идей. На первое место поставь элемент, наиболее влияющий на успешное развитие какого-либо проекта, подобного OS, затем менее влиятельный, и так далее.

Ммм, оказывается, сложно :)

Вот это однозначно нужно и важно: ▫️ удобный интерфейс бота, ▫️ ивенты и игровые события,

Дальше, наверное, так, но с оговорками:
▫️ продуманные и удобные гайды, - да, но конкретно в ОС мне хотелось бы, чтобы они были в самой игре, в энциклопедии, в Скрепке, в подписях... (в этом плане есть моменты, которые я вижу, как можно было бы прописать, но их всё равно никто не будет слушать...)
▫️ комфортное комьюнити, - лично я устала от борьбы, от политики, от поливания грязью, я бы вполне комфортно погрузилась в соло-игру, чтобы не видеть ни топов, ни соперничества, ни злости в конкуренции на мобах и т.д., но вместе с тем, я видела кучу людей, которых отталкивали фракчаты и они бросали игру, так что да, оставляем, для многих это важно
▫️ СМИ и проводимые ими события,

▫️ взаимодействие разработчика с аудиторией в плане багов и идей - тут палка о двух концах, я уже писала выше. С одной стороны, когда твое замечание учли, когда твою идею приняли, это, конечно, безумно окрыляет. С другой, все идеи реализовать нереально, и нужно быть готовым к критике. Но в том виде, как это происходит сейчас: в WW тихий игнор, спустя месяца три "это, это и это реализовано", в OS "а давай-ка сядем с КМ и обосрем ваши идеи..." - ну, такое, не всем понятен подобный юмор.

постоянный мониторинг игры со стороны админа/админов, - а вот это не знаю, мониторинг на предмет чего? баги? логи? что именно?


10. Расскажи, пожалуйста, о том, где ты сейчас находишься, в плане корпорации. Как происходит ваша внутрикорповская жизнь? Какую корпу считаешь максимальными мудаками Нового Фаэтона?

Моя первая орга не взлетела, не получилось нормально разделить роли, как-то все разошлись по своим углам и в итоге всё распалось. Играла сама, пока при очередных балансировках Макс не изменил опыт для уровней, требования для шмота, для кораблей... в один момент мы стали намного слабее, чем были, такой удар по психике))) Потом, видимо, ирл придавил, месяца полтора вообще не играла, только пассивки перетыкивала.

Дальше каникулы обычные, каникулы в WW, затяжное ожидание обновы... Точно не помню, кажется, совпало с очередной перетряской игрового мира в ОС, люди начали писать насчёт обновлений на канале, пришлось возвращаться и взлетать))) Тут в личке появился Змей и предложил помочь в Академии. Я удивилась - но согласилась, и самой бы не мешало освежить знания. По факту "академия" оказалась чатом ребят, перешедших группой из другой игры, которые так шустро освоились, что уже обогнали меня по уровню)))

Тем временем Змей включил агитацию: "Идём в шахтеров, говорил он, скрасишь ряды моих мужиков" 😂😂😂 походу, пел так сладко он не только мне, потому как в итоге в корпе оказалась не одна девчонка, но отступать уже было некуда)))

В принципе, и не жалею, ребята хорошие, дружные и общительные. Наверное, если б не Шахтеры, мне бы хотелось попасть к Ангирам, но у них там свой сбитый коллектив вроде...

Жизнь в корпе размеренная, кто-то бурит, кто-то крафтит, кто-то за мобами охотится, каждый нашел себе занятие по душе. Строимся, развиваемся, ждём крафт кораблей. Думаю, ничем принципиально жизнь от других корп и не отличается.

А что касается мудаков... Я придерживаюсь мнения, что в каждой фракции/расе/отряде/орге может попасться гнилой человек, и это вовсе не значит, что там такие все. А то, знаешь, интересная картина получается: сегодня он в этой корпе, он мудак, через месяц перешёл в другую, уже норм человек? Так не бывает.

Кстати, я и с людьми, которых многие считают мудаками, предпочитаю знакомиться лично, чтобы составить собственное мнение. С большинством из них мы находили общий язык и прекрасно общались дальше.


11. Я заметил, что у тебя были некоторые тёрки с комьюнити-менеджером Линялой. Объясни, как это всё началось и что плохого и хорошего ты разглядела в нём за это время.

У меня черезчур обострённое чувство справедливости, которое постоянно втягивает меня в какие-то разборки и скандалы 😂😂 Если есть правила, значит, это правила для всех. Если есть очередь, значит, все ее придерживаются. И так далее. Back in USSR :))) Да, знаю, что это утопия. Но зачем тогда что-то начинать, чтобы жить по принципу "правила созданы для того, чтобы их нарушать?"

В Линяле мне не нравится ровно два момента. Первый – это то, что он везде за собой таскает эту историю про поклонение Каралеве. Да, это было весело и интересно. Но оно было. История остаётся в памяти тех людей, которые её пережили, зачем её пытаться впихнуть во все места, куда ты переходишь без них?

Ну а второе, это то, что став КМ, Лин вдруг решил, что станет копией Игоря, но даже близко не дотягивает до его виртуозного отыгрыша образа отбитого мудака. Как-то я психанула и даже написала статью "КМ, которых мы заслужили", но не стала её публиковать ради Макса.

Смотришь стрим: нормальный, адекватный парень, посмотреть приятно, послушать интересно. Заходишь в чат: Хоспаде, в какую дурку я попала?

Критикуешь игру? - Ты еблан. Бан.
Ты шахтер? - Уебок по умолчанию, я вас всех ненавижу.
Обсуждаешь бан? - Пермач.
Не могу забанить в чате? - Бан в игре!

Это нормальное поведение взрослого админа? Серьезно? Да, я помню про дисклеймеры. Но позиция "забаним этих, придут другие" мне непонятна и неприятна. Я крайне редко пользуюсь админкой, стараюсь достучаться до человека словами. Линяла сразу либо ливает из чата, либо машет банхаммером. В этом мы абсолютно разные и вряд ли когда-нибудь поймём друг друга. Обидно только, что Макс часто поддерживает это ребячество, не вдаваясь в детали. А если он дал фулл админку не только в ОС, но и в ВВ, как пишет сам Линяла, при том, что ребята, которые реально туда вкладывают и душу, и силы, и время, не имеют ни малейшего поощрения... Ну, это уже дичь какая-то. Искренне надеюсь, что это всё-таки просто блеф.

Вобщем... Человек, который бы читал все идеи на форуме, фильтровал их, общался с людьми, и давал разрабу уже краткие выжимки и четкие тз - нужен. Человек, который бы ловил настроения сообщества в чатах - нужен. Но почему человек, призванный стать мостом в общении между игроками и разрабом, это самое комьюнити должен ненавидеть, а не относиться с терпением и уважением – этого я не понимаю и не принимаю.


12. Как относишься к разработчику OS? Какие черты его личности делают его лучшим разработчиком из тех, что ты знала, в плане этих черт.

Не уверена, что в моей жизни встречалось так много разработчиков, что можно выделять лучших и худших))) Для меня Максим, прежде всего, хороший человек и друг (допускаю, что это может быть и не особо взаимно)))), именно поэтому я вечно начинаю его защищать в чатах... Хотя, бывает, что и меня бомбит от каких-то его действий (а чаще как раз бездействия в важные моменты), тогда тоже щепки летят 😂😂😂


13. Какие у тебя вообще увлечения в жизни, помимо работы и учёбы? В чем находишь вдохновение, что тебя успокаивает? Хобби какое может, поделись давай :)

Вообще, больше всего в жизни меня успокаивает вода, но нынешние реалии таковы, что даже в парк посидеть на лавочке и повтыкать на фонтан не пускают, про бассейн или море и мечтать не приходится. Остаётся разве что мыть посуду 😂😂😂

Люблю вязать (жаль, редко находится время на это), люблю готовить, но только что-то такое, нарядно-праздничное, ежедневная рутина меня убивает. А вот повозиться с вычурным салатом или многослойным тортом, чтобы всех удивить – это по мне.

В последнее время отдыхаю в рисовании. И раньше-то сам процесс нравился, но мой маленький перфекционист вечно был недоволен результатом. Вплоть до того, что я уже начала пробовать картины "по номерам" на холсте. А потом подросла дочка. Которая делает шикарные наброски, но не особо любит разукрашивать. А я не умею красиво рисовать основу, но обожаю смешивать краски, прорисовывать мельчайшие детали, накладывать тонкие линии... для меня это сродни медитации. Ну и на выходе имеем работу, которая нравится обеим :)))


14. Какую косметику предпочитаешь в уходе за собой?

Неожиданный поворот, честно говоря)))

Я человек абсолютно непритязательный и за брендами не гоняюсь тоже. А ещё я очень не люблю эксперименты. Как в том анекдоте: "Работает? Ну вот и не трогай!", так и я, могу случайно купить что-то в банальном супермаркете и прикипеть надолго, если оно мне подошло, лучшего и искать не буду.

15. Пожелай нашим читателям чего-нибудь жизненного и полезного. Тебе же спасибо за уделённое время!

Хотелось бы пожелать не забывать, что жизнь и игра это две большие разницы!
- не стоит портить отношения с человеком ирл, если вы вдруг попали во враждующие команды в игре;
- не увлекайтесь поливанием грязью соперников, завтра кто-то из вас сменит команду, как в глаза смотреть будете?
- какой бы классной ни была игра, не забывайте выныривать в реальность, оно того стоит!

Удачи всем, хорошего настроения и светлых праздников!

На вопросы отвечала @MyLadySnezhka.