September 3, 2021

“При попытке школы разместить сведения о контракте возникла техническая ошибка”. Результаты моего обращения в прокуратуру о нарушении законодательства Школой №1566

Обновление от 10 апреля 2022 года: О РЕЗУЛЬТАТЕ ОБРАЩЕНИЯ

Весной 2022 года прокуратура вынесла директору московской "Школы №1566" Татьяне Смирновой представление об устранении нарушений федерального законодательства. Подробности здесь: https://t.me/jdpress/744

______________________________________________

В феврале 2021 года я направила обращение в Люблинскую межрайонную прокуратуру ЮВАО города Москвы.

Причина – в том, что администрация московской школы "Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы", нарушив законодательство, не предоставила мне запрошенную информацию, а именно:

- ссылку в системе ЕИС на контракт школы с ООО “Экосреда” на обеспечение продуктовыми наборами №8/ПИТ/1566-20 от 19 ноября 2020 года; - либо скан-копию контракта №8/ПИТ/1566-20 от 19 ноября 2020 года, заключённого ГБОУ города Москвы "Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы" с ООО “Экосреда”.

До этого Татьяна Смирнова уже общалась со мной как с журналистом. Но как часто бывает, получив конкретные вопросы, на которые отвечать, видимо, не хочется, опытные чиновники, начинают всеми способами тянуть время. Так поступила и директор Школы №1566 Татьяна Смирнова, сообщив мне, что школа не отвечает на мой новый запрос, потому что хочет знать, в каком СМИ я официально тружусь. Я объяснила Татьяне Смирновой, что её требование неправомерно, потому что в случаях, когда независимые журналисты ведут свою деятельность самостоятельно (не от СМИ), организации имеют право предоставить ответ на обращение журналиста в течение 30 дней, руководствуясь законом об обращении граждан. А требовать при этом от гражданина сведений от его трудовой деятельности – совершенно неправомерно.

Однако минутка просвещения не принесла должного результата – Школа №1566 до сих пор так и не предоставила запрошенную информацию. Это и стало причиной моего обращения в прокуратуру.

И вот на днях, 26 августа 2021 года, я получила ответ от Департамента образования и науки города Москвы, куда прокуратура перенаправила моё обращение. 

Ответ очень любопытен. Департамент уверен – Школа №1566 рассмотрела мое обращение и направила мне ответ. Я, действительно, получила отпуску от школы, но конкретной запрошенной информации, а именно ссылки на контракт в ЕИС, там не было. То есть фактически школа не предоставила запрошенную информацию.

Но гораздо любопытнее в этом ответе департамента другое.

“При попытке Школы разместить сведения о Контракте в Реестре возникла техническая ошибка на стороне Единой автоматизированной системы торгов города Москвы (номер обращения 1465958). После предоставления технической возможности Контракт, а также сведения о его исполнении будут размещены в свободном доступе”, – говорится в ответе за подписью инспектора образовательных организаций ЮВАО города Москвы Ирины Ульяновой.

Ответ вызвал вопросы. Поэтому я обратилась к эксперту в сфере госзакупок, главному редактору издания “Гражданский контроль государственных закупок” Дмитрию Доброштану с просьбой прокомментировать позицию департамента.

Вывод эксперта – контракт заключён 19 ноября 2020 года, столь длящаяся техническая невозможность исполнить требования закона вызывает непонимание и озабоченность.

“По Закону о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет информацию о контракте в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Действия Заказчика, выразившиеся в не направлении в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, сведений о Контракте, нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП”, – говорит Дмитрий Доброштан.

31 августа 2021 года СМИ “Гражданский контроль государственных закупок” направило директору Школы №1566 официальный редакционный запрос.

Коллеги-журналисты запросили следующую информацию:

1. Номер реестровой записи размещенного в ЕИС контракта от 19.11.2020 года No8/ПИТ/1566-20.
2. Был ли исполнен указанный контракт?
3. Была ли произведена оплата по контракту от 19.11.2020 года No8/ПИТ/1566-20?В какой сумме?
4. Причины столь длящегося (технической невозможности) неисполнения требований Закона по размещению требуемых сведений и документов в реестре контрактов ? (ст. 103 No44-ФЗ) 

Запрос СМИ "Гражданский контроль государственных закупок" на имя директора Школы 1566 Т.В. Смирновой

Ответ на официальный запрос СМИ Школа 1566 обязана предоставить в течение 7 календарных дней. Ответ должен поступить на следующей неделе. Если, конечно, Школа №1566 будет соблюдать законодательство страны, в которой она действует.

Буду рассказывать о развитии ситуации. Следите за информацией в Телеграм-канале о школьном питании в Москве "Факты без цензуры".

КОММЕНТАРИЙ. Почему я запросила информацию о контракте на обеспечение продуктовыми наборами

Ситуация с продуктовыми наборами, которые образовательные комплексы Москвы, выдавали родителям в период локдауна, – крайне непрозрачная, в том числе – с точки зрения госзакупок.

Я много писала о низком качестве продуктов, которые выдавались семьям как мера “социальной поддержки” во время перевода школьников на удаленное обучение. Например, рис и консервы с червями вызвали скандал среди родительской общественности. Эту проблему также освещали журналисты различных изданий.

Получая огромное количество жалоб от родителей, я просила их отправить номер школы, которая выдала набор, и фото с названием поставщика набора. А затем искала соответствующую закупку на сайте ЕИС. Сверяя данные о поставщике с номером школы, где родители уже получили на руки набор, я поняла, что данные не сходятся.

Наборы выдавались во многих школах, но судя по сведениям ЕИС, закупки этих наборов официально проводили гораздо меньше школ. По многим школам, которые выдавали родителям продуктовые наборы, контрактов в ЕИС я так не нашла.

В декабре 2020 года директор Школа № 1566 сообщила мне, что школа заключила контракт с ООО “Экосреда” №8/ПИТ/1566-20 19 ноября 2020 года. Но подобной закупки на сайте ЕИС мне найти не удалось. Именно поэтому я запросила ссылку на конкретный госконтракт в системе ЕИС. Сразу после этого директор школы Татьяна Смирнова прекратила общение и начала выдвигать неправомерные требования.

Такое сопротивление тому, чтобы ответить на довольно простой вопрос, наводит на мысль, что директор по каким-то причинам не хочет предоставлять информацию о закупках продуктовых наборов.

________________________________

Какие выводы полезно сделать из этой ситуации.

1. Не верьте на слово представителям администраций школ и детсадов, где учатся ваши дети. Часть директоров юридически безграмотны, часть намеренно пытаются ввести вас в заблуждение. Если устные заявления директора вызывают у вас сомнения, отправляйте на его имя письменное официальное обращение с просьбой письменно ответить, на какой нормативно-правовой документ, он(-а) ссылается, заявляя то или иное;

2. Департамент образования и науки города Москвы сообщил, что я смогу ознакомиться с контрактом только тогда, когда он будет размещён на сайте госзакупок, потому что мои непосредственные права и интересы данный контракт не затрагивает.

Другое дело – родители школьников. Контракты на обеспечение продуктовыми наборами напрямую касаются прав и законных интересов родителей.

Поэтому, если у вас возникали вопросы по продуктовым наборам, вы можете направить обращение на имя директора школы и запросить Контракт, который школа заключила на поставку продуктовых наборов.

3. Если ответ вас не устроит или вызовет вопросы, вы можете отправить его на мою почту [email protected]