April 6, 2022

Альтернативный подход к целеполаганию

Эта статья о том, как прорабатывать внутренннее сопротивление, связанное с конкретными целями — чтобы дальше их достигать из чувства легкости и радости.

Меня всегда удивляло: почему, когда я прописываю свои цели, после всплеска вдохновения меня накрывает чувство апатии?

Я наблюдал этот эффект раз за разом, ставя себе и годовые цели в январе, и месячные цели в когдаудобноябре.

Вплоть до того, что постановка целей стала казаться мне деструктивным процессом — вот, вроде же, нормально работал. А поставил цели и все: продуктивность по нулям.

Возможно, что-то подобное было и у вас. Пусть и не со всеми целями, но какие-то отдельные цели наверняка создают сопротивление, особенно после первых соприкосновений с реальностью — будто бы после удара теории об практику энтузиазм резко падает.

Но что, если этот эффект можно обернуть во благо? И сделать из этого самостоятельную, ценную практику?

В следующий раз пропишите цели не просто в сухом SMART формате, а максимально подробно опишите конечный результат, так, чтобы у вас это вызывало эмоции. Нарисуйте картинку, накидайте образы, отточите формулировки так, чтобы это задело персональные струнки вашей души.

Это нужно для того, чтобы в вашей психике запустились процессы, и все страхи, фрустрации, грусть и стыд из-за поражений в прошлом, и все другие тяжелые эмоции, стали выползать на поверхность. Если использовать сухой SMART-формат — вы в основном активируете поток мыслей, а не эмоции.

Приведу личный пример. Вместо того, чтобы написать «собрать сильную команду из пяти опытных бизнес-партнеров к концу 2022 года» (это я просто соскучился по командой игре, вот и ставлю себе такую цель), я написал кое-что более персональное:

«Я выбираю сильную команду и сильных партнеров. Я выбираю впустить в свою жизнь тех, кто отважно вступает в напряжение, и претворяет задумки в жизнь, make things happen. Я учусь у этих людей и уважаю их. Я беру перед ними ответственность, так и доверяю им когда они берут ответственность на себя. Мы все ориентированы на конкретный результат, а не на пустые разговоры. Через все трудности мы проходим с отвагой и с чувством юмора.»

Эта формулировка вызывает у меня много эмоций и персональных ассоциаций, и вытаскивает всю тяжесть и старые истории на тему коллектива и предыдущих опытов сотрудничества с кем-то (у меня было несколько неудачных опытов в бизнесе). Причем я заметил, что если писать «я выбираю», то цель ощущается более реально — более осязаемо. И эмоции выходят более интенсивно.

А дальше эти эмоции можно осознавать, проживать, и наконец-то отпускать. Самый прямой способ — метод интеграции эмоций в комбинации с психотерапией (но только не КБТ и не психоанализ, тут важно не уходить в голову; в данном случае нужно выбирать терапевта который больше про работу именно с эмоциями и телом, например — метод телесно-ориентированной терапии). Также можно задействовать всевозможные практики, которые выводят эмоции из тела (гвоздестояние, парение, экстатик-дэнс, крикотерапия, тантра, и т.д.). Про каждую из этих практик я еще отдельно буду писать посты.

Ключ в том, чтобы регулярно перечитывать и полировать формулировку цели, так, чтобы она вызывала у вас все больше и больше эмоций. И каждый раз быть «в теле» — чувствовать все, что происходит внутри, и проживать это как наблюдатель.

Что меняется? Со временем тяжести становится меньше, и цели вызывают в теле все более и более приятные ощущения. Финансовые цели и цели про личную жизнь у меня спустя 2-3 недели такой практики стали вызывать приятное тепло внизу живота и в солнечном сплетении, и общее чувство подъема. И хоть и в начале я чувствовал страх, читая о том, сколько я решил заработать в январе — в конце месяца я посчитал свои финансы, и понял, что заработал в полтора раза больше, чем рассчитывал. Цель по личной жизни тоже сбылась в феврале, и я прожил очень красивую историю, за которую я феноменально благодарен.

И тут мне кажется, что именно интеграция тяжелых эмоций связанных с целями помогло мне их реализовать на практике. Из состояния легкости гораздо проще делать что-то, «поймать поток», а также намного проще замечать все входящие возможности, которые ты бы не заметил прежде — ведь раньше они были как триггеры,и поднимали в глубинах психики все те тяжелые эмоции, которые, собственно, и выползают при перечитывании целей и их визуализации. А теперь любые тонкие сигналы из серии «тут есть возможность получить желаемое» вызывают тепло внизу живота, и внимание тут же на них переключается — и хочется действовать.

Поделитесь в комментариях, какие цели из вашего плана на 2022 год вызывают у вас тяжелые эмоции или апатию?