June 26, 2020

Палестина. Часть третья

О Палестине и о ее жителях

Завод керамики в Хевроне. Все изделия делаются вручную и традиционном способом

Какое отношение палестинцев к русской девочке с арабским?

– «Машаллах, бтахки араби мних» (Вау, ты хорошо говоришь по-арабски!) При чем, наверное, любому человеку, кто скажет пару слов на арабском, а уж девушке тем более. Многие пытались проверить мое знание арабского, проводили свои экзамены по грамматике, спрашивали какие-то слова. Безусловно у палестинца, да и у всех арабов, есть интерес к иностранцу, говорящему на их языке. Сама идея того, что кто-то учит литературный (!) арабский вызывает у многих удивление и восторг. Иногда мне нравилось вызывать такую реакцию у людей, начиная с ними диалог, а порой жутко надоедало чувствовать себя обезьянкой в цирке, а скажи это, а напиши, а что это, а это.

Сейчас даже приятно получать сообщения от арабов с вопросами: «Есть ли у тебя арабские корни?», «Не из Шама ли ты?», «Не арабка ли ты?» и так далее. Такое недоверие немного повышает самооценку и заставляет дальше совершенствовать язык. В особенности, диалект.

На Востоке считается большой честью принять у себя гостя, накормить и напоить его, помочь в трудной ситуации, показать лучшие места своего города или страны

Если говорить об отношении к девушке-иностранке в Палестине, то тут все сложно. Надо постоянно быть настороже, любой взгляд или случайную улыбку уже могут воспринять как призыв познакомиться. Некоторые очень надоедливы. Приходилось давать номер телефона, чтобы отстали, а потом блокировать, от особо надоедливых избавлялась с помощью кольца на пальце или функции «Звонок другу». Однажды я пошла на рынок. А так как я вообще не знала еще город, то мне нужно было спросить, где этот рынок. Я узнала у первого прохожего. Парня. На арабском. Тут я совершила две ошибки разом. Он предложил отвести, хотя я настаивала, что дойду сама, пусть только покажет дорогу. Не сработало. Он меня вел на рынок. Я чувствовала себя неловко как никогда, учитывая, что восточное общество – это самое любопытное общество. Я чувствовала эти взгляды на себе. Хорошо, мы дошли до рынка. И вместо того, чтобы оставить меня в покое… он повел к своему знакомому продавцу. Это был провал провалом. Меня познакомили со всем рынком, называя подругой этого самого Мухаммада (имя уже не вспомню, но уверена, что вероятность ошибиться мала). Если говорить, что Палестина маленькая, все друг друга знают, то представьте Вифлеем… История закончилась тем, что я купила овощи и сбежала от моего «друга». Больше на этот рынок я не ходила.

Еще в один день я отправилась на встречу с подругой. Пешком. Пока я шла, за мной увязался очень надоедливый водитель…. Маршрутки. Он очень навязчиво предлагал меня подвезти, просил поговорить с ним. Уверена, что не из-за трех шекелей он так старался. Видимо ситуация была настолько обыденная, что никто не поспешил помочь иностранке избавиться от водителя маршрутки. И еще минут 15 я пыталась отбиться от него всеми правдами и не правдами, и кольцо показывала, и про мужа – ревнивого араба врала, и полицией пугала… Жаль, что еще тогда мне не совсем были знакомы арабские ругательства. Позже воспользовавшись тем, что он отвлекся на телефон, я перебежала дорогу и скрылась в арабских улочках.

Но это скорее смешные воспоминания теперь и исключения из общего правила. На самом деле, палестинцы очень обходительные и вежливые, всегда готовы помочь девушке, особенно иностранке, ведь ее родственники не устроят ему скандал из-за странного взгляда в ее сторону. Но это так. И подвезут с тяжелыми сумками до дома, и угостят в кафе (самое ужасное оскорбление для араба, если девушка попытается заплатить за себя в его присутствии), найдут нужную книгу, вещь, если надо. Во всем есть свои плюсы и минусы.

– В чем сходства и отличия палестинцев и оманцев?

– Начну со сходств, чтобы было легче выявить отличия. Сразу предупреждаю – это мои субъективные наблюдения. Не является правилом и не относится ко всем.

Сходства:

Пунктуальность – вообще не про арабов. Опоздать на час – это норма.

Строить планы на день было совершенно невозможно, так как арабское «иншалла» (Если позволит Аллах) сводило весь тайминг к тупому ожиданию.

Уважают старших, ставят свою семью на первое место. Обожают детей и своих, и чужих.

Позволяют детям абсолютно все. Стоять на ушах, головах и вообще на всем, на чем можно и нельзя.

Арабские свадьбы – это оооочень странно, но прикольно. Самый быстрый способ выйти замуж – прийти на арабскую свадьбу. Всякие «тетечки» начинают предлагать своих сыновей, братьев, пятиюродных племянников.

Местная танцевальная группа, выступающая на свадьбах и других мероприятиях

Появление гостя в доме – это праздник. «Хусн дыяфа» (гостеприимство) считается самым важным качеством любого араба. Отказ от кофе или ужина, фраза «Спасибо, я уже поел» или «Я наелся» считается оскорблением.

Однако стоит быть всегда настороже, бывает, что хорошее обращение к человеку, гостеприимство, комплименты, обещания, клятвы (особенно, если звучит «валлахи») является пустой болтовней, лицемерием ради какой-то выгоды. Как мне кажется, большинство арабов – это больше люди слова, чем дела.

Отличия:

Отличия:

Оманцы более чистоплотные. В городах. Но это не по тому, что они такие молодцы, машаллах, а просто в Омане суровые законы и штрафы за выброс мусора в неположенном месте.

Отличаются в одежде. Палестинцы и палестинки носят одежду европейского стиля, а традиционные вещи только на праздники.

Элементы палестинской традиционной одежды со знаменитой палестинской вышивкой

Палестинцы ужасно водят. Нет, в аварию я ни разу не попадала, но была близка миллион тысяч раз. Правил дорожного движения почти нет. В Омане я была восхищена культурой вождения и их аккуратностью.

Палестинцы более склонны к фатализму. В связи со сложной политической обстановкой, то они стараются не строить планов на будущее, говоря, что не знают, что произойдет с ними завтра. Поэтому мое любимое – ИНШАЛЛА.

Как мне показалось, палестинцы-парни более навязчивы. Может, потому что у многих есть родственники или друзья, которые женились на русской девушке, некоторые мечтают о российском гражданстве, чтобы уехать и… я не знаю, как еще это объяснить.

Палестинцы-парни обожают всякие цитатки. Напоминает статусы Вконтакте в 2007.

Фотография девушки в армии. Арабы: ее военноначальник перед ней, в ее любимый в рядах позади. Женщина подчиняется только начальнику своего сердца. Источник: ВКонтакте

Как много палестинцев понимают английский и могут на нем говорить?

– Так как в Палестине туризм является важной частью экономики, то большинство говорят на английском. На английском говорит больше людей, чем на литературном арабском. Также многие говорят на иврите, турецком и русском. Практически все сотрудники в аптеке или в оптике свободно говорят на русском языке.

Говорили ли вы с палестинками про любовь, брак, семью, феминизм?

– Семья является важной частью жизни палестинок. Почти каждая строит свои мечты на счет свадьбы, думает, сколько золота запросит в качестве махара (выкупа). Многие девочки из моих знакомых моего возраста уже помолвлены, хотя в этом нет ничего необычного. Можно сказать, что им разрешили встречаться. Не все помолвки приводят к свадьбе, хоть это не поддерживается обществом. Какие-либо взаимоотношения запрещены без помолвки. К сожалению, в Палестине случаются убийства чести. Родственники, чтобы снять позор с семьи, могут убить девушку даже из-за слухов об отношениях с парнем. Но такое происходит очень редко и вызывает шквал негодования в обществе, а также карается законом.

Демонстрации женщин в Вифлееме после громкого "убийства чести" Исры Гариб в сентябре 2019 года. Источник: Аль-Араб

В большинстве случаев брак заключается по любви. Почти не остались свадьбы по договоренности между семьями. Также сложно встретить мужчину, у которого две жены. Если только это не старшее поколение.

Несмотря на стремление палестинки выйти замуж, в большинстве своем они не отказываются от обучения. Получить высшее образование престижно. Только после этого она готова создавать семью. Очень многие девушки-палестинки даже из религиозных семей не носят хиджаб.

Однако общество остается патриархальным. Считается, что женщина не может быть незамужней. Так, даже самые нерелигиозные и прогрессивные арабы довольно резко и нелицеприятно высказывались о женщине, профессоре местного университета, докторе наук в области инженерии, которая в свои 30 так и не вышла замуж, носила неправильно хиджаб и одевалась слишком открыто, на их взгляд. То есть, женщина может быть хоть лауреатом Нобелевской премии, но если она не замужем, то что-то с ней не так.

Как палестинцы реагировали, когда узнавали, что вы из России?

– Позитивно. Рассказывали, как любят Россию, пытались удивить своими знаниями о России. Путин, Хабиб Нурмагомедов, водка. Очень многие были или учились в России. Один раз я столкнулась с легкой формой агрессии к моему гражданству, когда человек обвинил российскую политику в поддержке израильского правительства и в продаже Израилю вооружения, но мы немного поспорили, выслушали аргументы друг друга и стали вполне дружелюбно разговаривать на другие темы.

Местная халляка (мужская парикмахерская) в Вифлееме. На плакате: Владимир Путин - друг Палестины

Топ наиболее популярных вопросов от палестинцев?

– Сколько тебе лет? У тебя есть отношения/ Замужем? Ты говоришь по-арабски? Как? Почему ты учишь арабский? У тебя есть арабские корни? Почему ты полюбила Палестину?

– Самый неожиданный вопрос, который задавали палестинцы?

– Недавно мне пришло сообщение с вопросом: «Почему ты строишь из себя арабку?» в ответ на видео, которое я подписала на арабском, чтобы мои друзья-арабы понимали, о чем в нем идет речь. Такого раньше еще не было.

Часто встречаемые профессии у палестинцев?

– Большая часть работает в сфере услуг, особенно в Вифлееме. Многие из знакомых являются медицинскими работниками или инженерами.

– Наиболее популярные у палестинцев мессенджеры и сайты? Где они зависают в Интернете?

– Определенно Снапчат (даже из-за них пришлось устанавливать), особенно у девушек. Мне кажется, из-за того, что там удаляются сообщения. Также популярны Фейсбук, Тик-ток, Инстаграм. Один раз я увидела приложение у палестинцев, которое работает по принципу рации, так они предупреждают о каких-то проблемах, опасностях, о присутствии израильских военных в районе.

– Разнилось ли отношение к вам у людей разного возраста?

– Мне кажется, что нет. Интерес пообщаться и узнать о нас больше был у людей всех возрастов.

Плюсы Палестины и ее жителей

– Гостеприимство, открытость к другой культуре, умение жить сегодняшним днем и не думать о плохом.

Накормить гостя, сфотографировать и выложить во все социальные сети

Палестина… Для меня на столько теплые впечатления вызывает даже само слово. Палестина – это древняя историй, необычная культура, сочетание в себе несколько религий, которые мирно уживаются друг с другом, это необыкновенные люди с интересными историями жизни, это природа, это свобода в условиях оккупации.

Минусы Палестины и ее жителей

– Некоторые палестинцы очень лицемерны. Они могут называть тебя лучшим другом, прийти на помощь в любое время, улыбаться, знакомить с друзьями, родственниками… а потом рассказывать всем, какой ты неприятный, пользуешься им бедненьким. Если про девушку, то вообще может сказать, что она неприличная, что для арабского общества вообще край. К этому я совсем не привыкла. Некоторые вещи было неприятно узнавать про себя от других.

Как я уже говорила выше… Навязчивость. Могут позвонить в любое время суток, писать 1000 и 1 сообщение, пока не заблокируешь. Мое самое любимое, когда я не могу ответить мгновенно ответить на сообщение, то собеседник начинает отправлять смайлики. По одному.

Любопытство. А кто это? А где ты был? А с кем ты был? Могут, не стесняясь, задавать вопросы на личные темы.

Нет полной свободы передвижения, нет нормальных дорог, постоянные пробки, так как практически из города в город ведет одна единственная дорога, по которой может проехать машина с палестинскими номерами.

Палестинцы готовы всегда выручить?

– Думаю, что да. Один раз сломалась душевая кабина, точнее роллер двери. Необходимо было его купить и заменить. Я даже в России не смогу найти колесико для душевой кабины, что и говорить про другую страну. В итоге, знакомые выслушали нашу проблему, съездили в какое-то место и вручили точно такое же колесико, про деньги за это колесико даже не хотели слышать.

Как-то я потерялась в Вифлееме в ходе моих одиночных прогулок. Карты в Палестине не работают, про их существование можно забыть. У меня было две функции «звонок другу» или «автостоп». Никого особо не хотелось беспокоить своими проблемами, поэтому я решила побеспокоить кого-то другого. Первый остановившийся водитель, крайне удивившийся увидеть туристку в лагере для беженцев, довез до нужного места, дал свой номер телефона на случай, если понадобится помощь.

Все это мелкие проблемы, но стоит отметить, что арабы всегда готовы прийти на помощь своим друзьям. Если у кого-то возникает проблема, то они собираются чуть ли не всем районом на выручку. А так как к гостю отношение на Востоке особенное, поэтому, мне кажется, можно не бояться «влипнуть» в приключения.

Видели ли в ПНА отели?

– Самый важный сектор экономики Палестины – туризм. Поэтому, конечно, отели есть. В Вифлееме и в Иерихоне отели, гостиницы, рестораны на каждом шагу. Даже развит «букинг» и относительно «коучсерфинг».

– Как обстоит ситуация с мусором на улицах?

– Если по шкале от 1 до 10, то все 10. Хотя я не была в Египте… лучше 9, чтобы оставить себе возможность сравнения. Самое непонятное, что мусорить уже заложено в природе палестинцев. Можно сидеть на природе, мусорный бак в метре, что уже необычная деталь, но мусор все равно кидают под ноги.

"Корабль пустыни" посреди моря мусора

Можно ли привыкнуть к жаре в Палестине? Или там как в «бане»?

– Климат в Палестине отличается от города к городу. В Вифлееме довольно комфортная температура, нет влажности. Мне было комфортно. Но в Иерихоне ужасная жара летом, а еще влажность, из-за этого невозможно дышать, из машины даже выходить не хочется.

В Иерихоне в +41 выйти из машины с кондиционером кажется безумием