July 3, 2020

Палестина. Часть четвертая

Немного о жизни в Палестине, а точнее о деньгах, еде, жилье, транспорте и о безопасности

Вифлеем. Вдали возвышается Базилика Рождества Христова

Деньги

- Какая валюта в Палестине?

- Собственной валюты в Палестине нет. Расплатиться можно новым израильским шекелем, только с условием, что местные не берут и не дают сдачу агорами (вроде наших копеек), так как на одной из сторон монеты изображена карта Израиля, захватывающая всю территорию Палестины, также в ходу иорданские динары, доллары и реже евро.

Новые израильские шекели. Источник: Вести

– Сколько стоит иметь при себе денег для такой поездки?

– Если не брать в расчет стоимость проживания, так как у всех разные запросы, то в районе тридцати тысяч рублей на месяц. Если я не ошибаюсь, то примерно в эту сумму я уложилась. Но это с учетом трехдневной поездки в Израиль, где я потратила большую часть.

Как говорили местные, самым дешевым городом для жизни в Палестине является Хеврон. Вифлеем, как мне показалось, можно сопоставить с Москвой. Примерно тот же уровень цен. Где-то даже дороже в 2 раза, например мясо. А вот Израиль теряется во всех этих сравнениях. Все очень дорого. Я три дня питалась дошираком, очень много денег ушло на передвижения по городам.

- На чем вы экономили?

В основном, мы старались готовить сами. Узнавали про нетуристические места, чтобы что-то купить. Услугами такси я почти не пользовалась. Только маршрутками и автостопом. Очень много знакомились со всеми, искали среди знакомых и друзей тех, кто может отвезти в нужное место.

Находили даже такой транспорт. Только жаль, что нет израильских номеров

– Были ли случаи, что вам не давали сбить цену?

– Так как я не умею торговаться, и мой единственный аргумент – «я – студентка, очень люблю Палестину» и хлопать ресницами, то успех моих торгов был 50 на 50. А вообще торговаться палестинцы как и все арабы любят и охотно опускают цены. Когда мы покупали книгу по арабской литературе в книжном магазине, нам сделали внушительную скидку за любовь к литературе.

В туристических местах очень сложно торговаться. Особенно в старом городе Иерусалима.

Лавка со специями в Старом городе Иерусалима

Слышала историю о том, как арабист зашёл в арабский сувенирный магазин, где ценники были написаны арабскими цифрами (они вообще не похожи на наши те арабские цифры, что используем мы). Сам арабист не подал виду, что понимает и стал спрашивать стоимость определенных предметов. А продавец естественно называл цену в два раза выше. Тогда арабист сказал, что понимает ценники, и продавец настолько удивился, что разрешил тому взять бесплатно все, что хочет. Может это неправда, но попробовать можно.

Еда

– Какие национальные блюда в палестинской кухне?

– Маклюбе, мансаф, мафтуль, мусахан, варак дауали, хумус би ляхме, кнафе. Многие блюда являются региональными и относятся также к Иордании и Ливану. Лично мне больше всего понравился мафтуль – кускус с мясом и нут.

Палестинский традиционный стол: хумус с заатаром и оливковым маслом, варак дауали (долма), лепешка с заатаром и маклюбе, фалафель. Источник: Карта мира

– Ели ли вы в кафе\бистро\ресторанах Палестины? Если да – что пробовали и как по стоимости?

– Ценообразование зависит от уровня места и от его местоположения. В туристических районах, естественно, цена будет выше в несколько раз. В местных забегаловках я любила брать сэндвич (арабская лепешка, хумус, фалафель и овощи) и кофе. Обычно такой сэндвич стоит от 3 до 5 шекелей. В рестораны и кафе мы обычно ходили с друзьями, которые хотели угостить местными блюдами и познакомить с палестинской кухней. Как мне показалось, цены на уровне московских ресторанов. Вообще в Вифлееме развита ресторанная культура, есть много мест с разнообразной кухней довольно хорошего уровня.

Местная кафешка "Печь Султана" с курицей и рисом из печи в Аль-Хадре. Одно из популярных мест обеда у местных.

Что скажешь про палестинское кнафе?

– Это еда богов. Самое вкусное и сладкое, что я ела в своей жизни. Говорят, что самая лучшая кнафе в городе ее происхождения, в Наблусе. Я не была. Поэтому мой топ возглавляет Иерусалим, недалеко от ворот Аль-Аксы кнафе на углях.

Кнафе наыма (ровная)

Кнафе - это десерт состоящий из особого теста (кадаиф) и сыра. Посыпается фисташками и поливается сиропом. Вроде звучит просто, но у меня так и не получилось ещё её сделать самой.

– Какая уличная еда?

– Так как я старалась экономить, то уличная еда мне близка и знакома. Вкусно, дешево, вредно. В большинстве палестинская уличная еда – это фалафель, сэндвич с фалафелем, шаурма.

Самое знаменитое место, где продают фалафель - "Король фалафеля" или "Фалафельный король". Находится место в г. Хеврон

В Палестине можно встретить знакомые заведения фастфуд вроде Макдональдса и КФС. Но, как мне кажется, лучше не пытаться искать привычную пищу, а попробовать что-то новое в палестинских ресторанах и кафе. Тем более там очень дорого и не всегда вкусно.

Жилье

- Где живут палестинцы? Какие условия?

В самом городе встречаются как многоквартирные дома, так и частные. Живут часто семьями в одном квартале, либо в одном частном доме может быть много этажей, и на каждом этаже вроде отдельной квартиры со своей кухней. В частных домах практически нет придомовой территории, либо она очень маленькая. Немногие палестинцы выращивают овощи, фрукты около дома, так как у них есть что-то вроде дачи. Называют они их просто "ард" (земля). Я не сразу понимала, на какую землю мне предлагают поехать.

На палестинской "даче". В основном, на "даче" выращивают оливковые деревья

Дома в Вифлееме строятся из особого камня бежевого цвета, поэтому весь город красивого оттенка. На что я сразу обратила внимание, так это на окна домов. Они настолько показались мне необычными, что сначала я думала, что все эти дома недострой.

Вифлеем

Совсем другая ситуация в лагере беженцев. Там дома могут казаться неказистыми и некрасивыми, так как со временем владельцы домов расширяют свою недвижимость и просто надстраивают новый этаж. Состояние вечной стройки. И выполнение работ зачастую не очень качественный. Даже для себя.

Улица лагеря беженцев Дхейша

- Ты была когда-нибудь в палестинских домах? Чем они отличаются? Что особенного?

Да, меня приглашали часто в гости. Как я уже говорила, появление гостя в доме считается честью.

Конечно же арабский шик декор. Красочная обивка диванов, ковры, массивные столы и стулья, желательно больше золота везде.

Полы в палестинских домах каменные. Кладут плитку, поэтому летом прохладно, а зимой очень холодно. Системы центрального отопления нет.

Мне запомнился процесс уборки в помещениях. Хозяйки выливают ведро воды на пол и специальными швабрами-скребками собирают воду в специальные отверстия в полу - в водостоки. Очень удобно. Проверено на собственном опыте.

Транспорт

– Как обстановка с общественным транспортом?

– Определенно лучше, чем в Омане. Он хотя бы есть. Между Вифлеемом и Иерусалимом ходит довольно комфортабельный автобус. Хотя расстояние между двумя городами заключается в одном КПП, но, объезжая весь Вифлеем и въезжая в Иерусалим совсем через другой КПП, дорога занимает примерно 30 минут.

В городе и между палестинскими городами хотят маршрутки примерно за 3 шекеля. Их называют «фордами», потому что марка машины Форд. Все логично. Я так и не разобралась в их логике. Но по ходу, если договоришься с водителем отвезти в определенное место, то отвезет. Если ему не по дороге, то лови другую. Есть автобусные станции, где как раз и можно сесть в эту маршрутку.

Форд от Вифлеема до Рамаллы

Также есть такси. Но такси дорогое, надо торговаться. Иногда, такси берет несколько пассажиров по дороге, тогда цена становится намного меньше и зачастую фиксированная изначально.

Но автостоп всегда остается самым лучшим общественным транспортом. Еще ни разу не подводил, если говорить про Палестину. В Израиле так себе работает, проверено.

Безопасность

– Каковы шансы, что не пристрелят на улице?

– Все шансы, если ночью не ходить в лагерь беженцев (на случай, если будет очередной израильский рейд), аккуратно вести себя на израильских КПП, не делать резких движений, не лезть через ограждения. Я не уверена в правдивости этой истории, но местные рассказывали, что на дороге из Вифлеема в Хеврон есть круг смерти, это маленькое круговое движение около военной израильской базы (как же их много на Западном берегу…). Местные говорят, что, если сломается машина на этом кругу и остановится, у израильских военных есть приказ ликвидировать водителя. Если это правда, я это объясняю тем, что видимо раньше часто так бросали машину с взрывчаткой. Смысл понятен, логика понятна, а ехать все равно страшно.

Только недавно (июнь 2020) в Палестине произошла очередная трагедия. Ахмад Эрекат направлялся из Абу-Диса в Вифлеем через израильский КПП, чтобы забрать сестру из салона, у которой в этот день должна была быть свадьба, но неожиданно машина вышла из-под контроля. Ахмад потерял управление. Израильский военный на КПП произвёл несколько выстрелов в Ахмада, а потом на несколько часов оставил молодого человека умирать на дороге, не позволяя другим палестинцам приблизиться к телу.

Ахмад Эрекат. Источник: @shirien.creates

Стоит запомнить, если говорят, что дорога закрыта, то лучше не надо пытаться проехать, а главное не спрашивать «Почему?». Израильские военные не понимают ни юмора, ни любопытства, просто наводят оружие. Бывали и такие случаи.

– Есть атмосфера осажденной крепости?

– Есть. И я не представляю, как живут местные, если у меня, у туристки с израильской визой в паспорте, не было ощущения комфорта и безопасности (парадокс, так как эти меры как раз про безопасность. Видимо, схема не работает) на всех КПП, на пунктах досмотра, на дорогах под контролем правительства Израиля, около смотровых вышек… как будто тюрьму описываю. На самом деле, это и есть тюрьма. Тюрьма, в которой в любой момент придут в твой дом, могут забрать твоих родных, в которой с каждым днем уменьшается территория из-за все расширяющихся поселений. Тюрьма, из которой я могла уехать в любой момент, а некоторые местные не смогут никогда, так как все границы находятся под чужим контролем.

Пользуясь общественным транспортом Израиля, следует быть готовым к вооруженным новобранцам армии Израиля, которые возвращаются на базу или едут домой