June 19, 2020

Палестина. Часть вторая

Или о том, как мы вообще попали в Палестину.

Где-то рядом с Мёртвым морем. Место, где самые красивые закаты

–  Как пришла идея поехать в Палестину?

– В ИСАА есть Ближневосточный клуб. И в один день на их странице в социальных сетях я прочитала интервью Дарьи Гординой (арабист, выпускница ИСАА МГУ) о ее поездке в Палестину, о волонтерстве в Хевроне, о впечатлениях. А я примерно в это время уже вернулась со своей стажировки в Оман, и мне хотелось новых приключений, что-то нового, необычного, совсем не похожего на тихий и спокойный Оман, хотелось увидеть настоящий Ближний Восток.

Так появилась мечта о поездке в Палестину. Я загорелась этой идеей.

–  Как удалось организовать поездку, что для этого нужно?

– Я искала возможности волонтерства, подработки в Палестине, так как мне хотелось полностью погрузиться в местную жизнь. В каких-то волонтерских организациях было дорогим проживание, какие-то не отвечали на мои письма. Воплощение идеи становилось все более сложным. Потом с частью однокурсников-арабистов мы стали совместно искать возможности стажировок, начали писать в посольства арабских стран в Москве, ходили в представительства, в культурные центры и бюро арабских государств. Везде получали отказ.

Потом появилась идея написать в российские представительства за рубежом с мыслью «а вдруг». «А вдруг» сработал. Из большинства мест мы получили либо отказ, либо молчание. Малая часть представительств ответили и предложили определенные условия стажировки.

После того, как мы получили письмо из Палестины, где были рады принять двух студентов ИСАА, то я уже все решила для себя и начала планировать поездку. Также на эту стажировку согласился Влад Неледва (арабист, выпускник ИСАА МГУ). Поездка обещала быть веселой. (Так и вышло.)

По пути из аэропорта Бен-Гурион (Израиль) в Вифлеем (Западный берег реки Иордан)

За время учебы в ИСАА я осознала, что нельзя ждать предложений только со стороны университета, но надо еще искать самостоятельно, писать везде, куда только можно написать. Если есть электронная почта организации, то почему они еще не получили твоего письма? Волонтерские организации, компании, университеты. Никогда не знаешь, где могут заинтересоваться. 

- Где вы проходили стажировку?

- Скажу уклончиво, что нас радушно приняли в российском представительстве. Не буду расписывать всего, но я там чувствовала себя как дома. Настолько нам понравилось, что мы попросили взять нас еще раз. В наши обязанности входили выступления с лекциями о России на радио и в школах, помощь в написании новостей на главный сайт, в проведении мероприятий, в переводе и так далее.

Флаги России и Палестины

Еще нам предложили возможность пройти практику в местном вифлеемском университете Аль-Ахлия. От него остались двойственные ощущения. Иногда мне нравилась та работа, что поручали. Ладно. Мне нравилась любая работа, что поручали. И помощь в организации и проведении недели профориентации для школьников, и в Приёмной комиссии. Но большую часть времени мы просто сидели в кабинете и пили арабский кофе (so typical). Но тогда можно было уйти пораньше и пойти общаться со студентами, узнать об их университетской жизни и об учебе. Нас даже пригласили на выпускной в качестве почетных гостей.

–  Долго ли решался вопрос с приемом на стажировку?

– Мне кажется, что нет. В несколько писем. Нам перечислили определенные условия проживания и прохождения стажировки, мы сразу же согласились и стали оформлять документы от института. Я дольше ждала дня отъезда и беспокоилась на счёт аэропорта.

Даже во вторую стажировку в Палестину, во время учебного процесса в октябре-ноябре не было никаких проблем с оформлением. Я только больше переживала и нервничала, что не отпустят в университете, но преподаватели были не против (чему я очень удивилась, ведь 4 курс 1 семестр, почти перед экзаменами). 

–  Почему ты переживала на счет аэропорта?

- Есть два способа попасть на Западный берег: через территорию Израиля и через территорию Иордании, но в любом случае границу с Иорданией контролирует Израиль. Сразу скажу, что второй способ дорогой и сложный. Еще в Израиле повышенная система безопасности. И в данном случае аэропорт Бен-Гурион (Тель-Авив) является отдельным государством в мире авиасообщения со своими законами в связи с конфликтной обстановкой, террористической угрозой и нелегальной иммиграцией. Поэтому в Интернете очень много историй о том, как (даже!) обычных туристов депортировали из аэропорта по прилете, так как они вызывали подозрения у сотрудников безопасности.

Я практически настроила себя, что меня не пропустят в Израиль. Если уж обычных туристов могут отправить домой, то девочку с двухмесячной визой в Омане... А если еще проверят телефон, узнают, что я знаю арабский. Другими словами, я загрузила себя настолько, что провела все время в ужасных переживаниях.

Зал вылета аэропорта Бен-Гурион. Именно там я думала, что окажусь спустя час после приземления самолета

Однако и без спойлеров понятно, что все прошло нормально. Мы попали к очень улыбчивому и добродушному сотруднику, который расспрашивал о футболе, о Кавказе, обо всем на свете, но только не о моей злосчастной визе. (Самое странное, что за эту визу с меня довольно агрессивно спросили при отъезде. Такого прессинга я ни на одном экзамене еще не встречала. Удивительная система.) Спустя 5 минут у меня в руках была бумажка с визой.

Стоит сразу отметить, что из-за сложных дипломатических отношений некоторых государств с Израилем, которые могут отказать во въезде на территорию своей страны из-за посещения Израиля (в большей степени касается арабских государств), то Израиль выдает разрешение на въезд на отдельной бумажке, которую необходимо носить всегда с собой. Нет визы в паспорте, нет и доказательств о посещении. Возможно, этому есть и другие объяснения.

Необъяснимо, но факт, что во вторую поездку я нервничала точно так же. Снова успокаивала себя мыслью, что депортация - это тоже опыт. И снова попался тот замечательный сотрудник, в очередь к которому мы нагло перебрались (извините, попасть в Палестину хотелось любой ценой), как только я его заметила. И снова те же вопросы, и снова бумажка с визой в руках.

Заветный "вэлком" от Бен-Гуриона

- Как доехать до Западного берега? Есть ли какие-нибудь трудности?

- Если двигаться нашим маршрутом Тель-Авив - Вифлеем, то из аэропорта ходят автобусы и поезд до Иерусалима. Поезд намного быстрее, но разобраться в его маршрутах - дело сложное. У меня так и не вышло.

Затем от Центрального вокзала или автовокзала необходимо доехать до старого города, от которого отправляются автобусы до Вифлеема. Стоит быть внимательными с расписанием движения транспорта в пятницу и субботу.

Трудностей никаких нет во въезде на территорию Западного берега, но надо быть готовым к постоянным проверкам документов на израильских КПП при возвращении на территорию Израиля. По другому КПП называют еще check point, محسوم (иврит: махсум), معبر (муабр). Для иностранных туристов самый простой способ доехать из Вифлеема в Иерусалим - это автобус. Тщательно проверяют только местных, заставляя их выходить из автобуса, в то время как туристы просто показывают документы внутри транспортного средства. В такие моменты мне было очень стыдно и неловко.

Предупреждения о въезде на территорию Палестины