July 10, 2020

Палестина. Часть пятая

Заключительная. Воспоминания из поездки, впечатления, любимые места

–  Самое крутое воспоминание из Палестины?

– Как мы прошли в Аль-Аксу. Надеюсь, ни один мусульманин или араб не прочитает эту историю и не нашлет на меня проклятье. Хотя, когда я рассказывала ее палестинцам, то они удивлялись нашей смекалке и знанию Корана.

Мечеть Купол Скалы во время вечерней молитвы

Как любому арабисту мне хотелось попасть в третью по важности святыню ислама, в мечеть Аль-Акса. Мы договорились с другом нашего преподавателя, который согласился нас отвезти в Иерусалим и привезти обратно в Вифлеем, чтобы не было проблем с транспортом. И как всегда «иншалла», арабская пунктуальность, наша неосведомленность… В итоге Аль-Аксу мы не могли посетить по правилам, так как часы посещения для туристов только с 9 до 11 утром. В остальное время вход только для мусульман. Демо-версия Заповедной мечети (Мечеть аль-Харам) в Мекке. Но наш «гид», не моргнув и глазом, сказал израильской охране, что мы мусульмане. Славянская внешность и славянские имена. Конечно. Хорошо, что крестик не был виден из-за шарфа. Нас пропустили до охраны, состоящей из палестинцев, которые очень подозрительно и строго спросили у нас знание двух сур из Корана (передаю огромное спасибо курсу арабской литературе и необходимости выучить несколько сур к экзамену). В итоге, нас пропустили благодаря нашему знакомому и знанию Корана. Было немного страшно, что нас поймают на вранье и забьют камнями, но потом на нас уже не обращали внимания.

– Забавные оказии, случившиеся во время вашей поездки.

–  Очень стыдно об этом рассказывать, но, наверное, стоит, так как это самое смешное, что со мной случалось. История о том, как я осталась без дома ночью в арабской стране. Я немного (вру, на много) задержалась. Хотя, на самом деле, я редко рано возвращалась домой, так как за два месяца в Палестине у меня сложилась компания друзей, с которыми я проводила большую часть своего свободного времени. Сидеть дома мне совсем не нравилось. Стажировка, другая страна, а я сижу дома. Нет, спасибо.

Видимо, хозяевам дома, в котором мы снимали квартиру, мой подход совсем не понравился. И в одну из таких ночей они закрыли ворота. В квартиру никак не попасть. Идея устроить скандал ночью, стучать в двери и звонить мне была не по душе. Как никак другая культура. Но и оставаться ночью под воротами в арабской стране тоже не очень приятная альтернатива. В итоге, меня забрали друзья, отвезли в какую-то деревню на краю земли и оставили одну в доме из соображений моего комфорта. Ночевать в одном доме с кем-то, конечно, не очень прилично по меркам арабского общества, я все понимаю, да и мне было как-то неловко, но ночевать одной в доме, непонятно где – удовольствие тоже не из самых приятных. Но спасибо, что не на улице. Просто вздрагивала всю ночь от каждого шороха и воя собак, а так пустяки. Больше вроде ворота не закрывались, либо я поздно больше не возвращалась.

Утро на "краю земли"

Еще как-то раз я купила вино. Последние дни, прощание с друзьями. Решили устроить последние посиделки в ресторане одного из друзей после закрытия. Я отдала бутылку, чтобы открыть. Так как алкоголь – это харам (запрещено), а вдруг, кто зайдет и увидит. Ведь главное не страх пред Аллахом, а страх перед обществом. Бутылку было решено открывать на кухне. Штопора нет. Открывали ножом. У палестинца получилось только проткнуть немного пробку. Из-за давления в бутылке содержимое прыснуло по всей кухне, на его одежду, в глаза. Стала пытаться открыть я. И тут стоп-кадр. Пробка немного поддается, снова вино прыскает из-за пробки на все вокруг, на меня, мне в глаза, и тут заходит Мухаммад… только не пророк, а обычный среднестатистический Мухаммад, с которым в тот момент я еще не была знакома, потом я узнала, что он еще и религиозный. Это было самое неловкое знакомство из всех. Зато самое запоминающееся.

- В каких необычных местах ты была?

Палестинский "ночной клуб". Если это место можно так назвать.

Друзья пригласили нас на вечеринку в Рамаллу по случаю открытия бара их знакомых. Несмотря на то, что эта поездка не входила в планы, дорога заняла больше времени, чем само нахождение там, на израильском КПП около Рамаллы на меня навели оружие с лазерным прицелом, место и контингент были очень странными, но моя оценка данному мероприятию 5/10. Диджей спас ситуацию, умело миксуя арабскую и западную музыку. У меня даже случилась жалкая попытка станцевать палестинскую дабку.

Странная вечеринка в Рамалле

А ещё я никогда не забуду поездку на птицефабрику. Вообще весь день был насыщенным на впечатления. Изначально наш преподаватель доктор Мухаммад взял нас на выпускной в местный технический колледж, затем в гости к его знакомым, которые устроили нам необычную экскурсию на птицефабрике (в ходе которой нам подарили несколько десятков яиц, которые мы ели весь месяц). А потом мы ужинали прямо в мясной лавке. Кто-то скажет "фу", а мне очень понравилось. Необычненько.

Ужин в мясной лавке. Кошмарный сон вегетерианца

– Культурный досуг в ПНА. Что советуешь посетить?

– О многих достопримечательностях Палестины можно прочитать в интернете. Назову те места, что поразили лично меня: разделительная стена в Вифлееме, музей Бэнкси о истории конфликта (очень сильный), лагерь беженцев Дхейша (другие не могу советовать, не была), храм Николая Чудотворца в Бейт-Джале, старый город в Вифлееме, мечеть Ибрахима и стекольный завод в Хевроне, Мертвое море и монастырь Искушения в Иерихоне (желательно прокатиться на канатной дороге и на ней же застрять, чтобы задаваться вопросом, насколько надежно ее сделали палестинцы), музей Арафата в Рамалле и современный город Рауаби.

Вы думаете, что Палестина - это постоянный конфликт, террористы и лагеря для беженцев, то тогда вам срочно надо съездить в Руаби. Это продуманный и современный город. На фото амфитеатр, в котором проводят концерты

- Какие места порекомендуешь для фото?

– Монастырь Искушения в Иерихоне. С него открывается красивый вид на Иерихон и на Мертвое море. Кремисанский монастырь (если я правильно перевела) недалеко от Вифлеема и женский монастырь в Артасе. Случайно вышло, что все рекомендованные места – это монастыри, мне кажется, потому что за их состоянием смотрят и поддерживают красоту. В Кремисанском монастыре многие арабские пары делают свадебные фотосессии.

Монастырь в Артасе. У него есть второе название "скрытый Рай" из-за необычной для местности плодородности земли

– Mustsee в Палестине – это…?

– Очень странно, наверное, но я скажу лагерь беженцев. Назвать какое-нибудь туристическое место, мне кажется, банальным. Все и так знают, о его существовании, в любом случае его посетят. А лагерь беженцев – это настоящая жизнь детей арабо-израильского конфликта. Это то место, куда вряд ли задумаешься пойти.

Вообще название "лагерь беженцев" - пережиток прошлого. Обычный район города с обычными домами, никогда не прекращающими расти и надстраиваться этаж на этаж. Район, где все вокруг друг друга знают. Район, где незнакомцев встречают с интересом, удивлением и без капли агрессии. Район, где со стен на тебя смотрят погибшие молодые люди в конфликте. Район, где люди не могут спать спокойно, потому что знают, что ночью могут прийти и забрать кого-то из близких. Есть дома победнее, напоминающие цементные коробки, есть побогаче с садами, за высокими заборами. Но всех этих людей объединяет одно, они верят, что когда-нибудь смогут вернуться в свои родные города, в свои дома, увидеться с близкими, которые остались по ту сторону стены. И, как мне кажется, очень интересно посмотреть на эту жизнь, даже, возможно, стать ее частью на пару дней.

Лагерь беженцев "Дхейша" приветствует вас

Мне повезло, подруга моего друга пригласила меня пожить пару дней в ее доме в лагере беженцев вместе с ее семьей. Семья приняла меня очень дружелюбно и гостеприимно с первой секунды. При чем дом этой девушки – это трехэтажный дворец, на каждом этаже что-то вроде отдельной квартиры со своей кухней, ванной и туалетом. Сам дом огражден высоким забором. Кажется, чего боятся. Но меня все время не покидало чувство тревожности. Когда мы сидели ночью, мы разговаривали и при любом шуме замолкали, прислушиваясь и всматриваясь в темноту. В ту ночь был рейд в другой части лагеря.

Дхейша ночью

–  Чувствуешь ли ты, что твой уровень в арабском стал еще выше после поездки в Палестину?

– Конечно. Только проблема в том, что мое знание литературного арабского продвинулось не очень сильно, зато знание диалекта Шама заметно выросло с нуля. Только теперь тяжело разговаривать в рамках литературного, не произнося диалектные слова. После возвращения фраза преподавателя, что я забыла арабский (в арабской стране), стала девизом последнего семестра.

–  Первая или вторая стажировка в Палестину? Какая лучше?

– Со стопроцентной уверенностью могу сказать, что вторая. В свою первую поездку мне было немного страшно. Наш куратор еще в первый день, встретив нас в аэропорту, стал рассказывать, куда можно ходить, а куда нельзя. Безусловно безопасность на первом месте, но после его историй, мне было страшно ходить одной, вариант сходить погулять в лагерь беженцев казался мне безумным. Первые дни мне было страшно и некомфортно, но все равно интересно. В свою вторую поездку я уже спокойно гуляла одна, возвращалась в одиночку из Рамаллы в Вифлеем в «форде», ходила в гости. И в лагере беженцев мы прогулялись.

Во второй раз мне было комфортнее в плане арабского. В первую нашу поездку первую неделю я вообще не понимала многих местных, а говорить на литературном они отказывались. Во вторую я уже не чувствовала никаких проблем в беседе на диалекте.

Я лучше знала город. У меня уже были хорошие друзья, которым я могла доверять. Не было раскачки после приезда, на следующий день мы уже отправились в Яффу. Вифлеем мне уже казался родным городом, центр – родным домом, а люди, работающие в нем, – семьей.

Заключение:

Палестина моими глазами - это брошенный всеми ребёнок, которого выгнали на улицу, но который искренне продолжает ко всем тянуться, а также отдавать свое тепло каждому, кого встречает на своём пути.

Улица Дхейши с неказистыми домами, на первый взгляд, но с необыкновенно гостеприимными и душевным людьми

Не знаю почему, но я искренне каждый раз переживаю трагедию палестинского народа. Каждая новость об израильской несправедливости вызывает во мне бурю негативных эмоций, но я продолжаю верить, что справедливость восторжествует, и люди, которых выгнали в ходе "чисток", вернуться в свои дома, воссоединяться со своими близкими. Я надеюсь, что эти люди перестанут бояться строить долгосрочные планы, что они будут жить каждым днем просто из-за любви к жизни, а не из-за страха эту жизнь потерять. Я верю, что в один день матери перестанут оплакивать своих детей, пострадавших из-за израильской оккупации. Это все очень маловероятно, но все мы - дети, и всем нам хочется верить в сказку.

Я надеюсь, что этой большой и немного неуклюжей статьей у меня получилось показать Палестину моими глазами и немного объяснить мою любовь и моё отношение к этой стране.

А пока я скучаю по тебе, моя многострадальная Палестина❤️