December 13, 2018

Всё возможно, если есть сильная страсть

Хочу быть честной со своим читателем. В материале про Николая Свешникова, я писала, что его жена Алёна стала иллюстратором, «хоть и совсем не умела рисовать». Это совсем не так. Как оказалось, Алёна рисует с самого детства, но только в последние годы она начала реализовывать свой потенциал. Я встретилась с Алёной и поговорила о том, как это - бросить всё, взяться за кисть, когда все вокруг говорят «поздно и несерьёзно».

Глина, медь и акварель

«Я плохо помню, что и как я рисовала в детстве. Только какие-то флешбеки. Помню учителя по рисованию из детского сада, как у меня что-то получалось и было красиво. Я знаю точно, что любовь к краскам – из детства», - говорит она.

Как признается моя собеседница, ее старшая сестра управлялась с кистями лучше, и поэтому не только все вокруг, но и она сама не придавала большой значимости своим способностям. При этом она все равно рисовала – для себя, для школы, для друзей. Кроме рисования она шила и вязала. В школе, как и все дети, она ходила в разные кружки по интересам.

«Я занималась абсолютно всем. Куда шли подружки, туда шла и я. Родители ничего не запрещали и ни на чем не настаивали. Я что хотела, то и делала», - вспоминает она.

После 11 класса она улетела в Санкт-Петербург к двоюродной сестре. Сестра знала о любви Алёны к рисованию. Поскольку у неё не было базового образования, поступить в ВУЗ на художественное отделение было сложно.

«Тогда мне казалось, уже поздно набирать какую-то базу и что всё это нереально. Сейчас я понимаю, всё возможно, если есть сильная страсть», - вспоминает она.

Алёна признается, что не знала куда ей поступать. Она вернулась на Камчатку и в надежде посвятить себя веб-дизайну, подала документы в КамГУ им. Витуса Беринга на физико-математический факультет. В университете она познакомилась со своим будущим мужем и героем прошлой публикации Николаем Свешниковым.

«Мы вместе создавали какие-то сайты, я даже писала коды. Сейчас мало, что помню и уже точно совершенно не понимаю, как закончила физмат», - смеется она.

На третьем курсе она увидела объявление о наборе на вечернее отделение в художественную школу. На первых занятиях ее талант разглядел преподаватель Вячеслав Блых и отметил ее работу словами «Тебе бы куда-нибудь поступить». Алена была втором курсе физмата. Представив все трудности, связанные с поступлением и перелетом, она сразу отмела идею о художественном образовании.

За год занятий на вечернем отделении она окончательно поняла, что краски – это ее страсть. Главное – она переняла у преподавателя любовь к акварели. Сегодня большинство иллюстраций она выполняет именно в этой технике и до сих пор бесконечно познаёт её.

«Я была потрясена, когда увидела, как он рисует акварелью. Одно движение и бесконечное количество разводов, потёков – красота! Но как он это делает я не понимала. Я спрашивала его, а он отвечал «Вот так». Это «вот так» меня сильно зацепило», - говорит моя собеседница.

Ученица пыталась повторить акварельные эффекты учителя, но получилась слабо. Хобби так и оставалось хобби. Тем временем, она уже выпустилась из университета и устроилась на работу в банк. Затем она перешла на госслужбу. В попытках творчески реализоваться, Алёна сначала занималась лепкой из глины, а потом и вовсе стала ковать женские украшения из меди. Но эти занятия не приносили того душевного удовольствия, которые доставляли кисть и краски. Однажды в интернете ей на глаза попался онлайн курс по рисованию акварелью. Алёна поняла, это то, чего недоставало – новых знаний.

На борьбу с блёстками и безмерной роскошью

После курса по акварели, она взяла курс по академическому рисунку, чтобы набраться базовых знаний. Уверенность в своих силах подпитывалась новой информацией и практикой. Наконец, Алёна почувствовала, что создание иллюстраций – это то, чем она хочет заниматься профессионально. Она уже была готова нести увольнительное заявление на работу, но муж ее остановил.

«Он не ожидал, что я снова так резко всё поменяю.  В конце концов, он сам только-только уволился и пытался работать на себя. Одним словом, мне понадобился год, чтобы доказать ему, что вся эта затея действительна серьезна. Потом мы слетали в отпуск и после отдыха, я чётко поняла, что нужно что-то менять. В первый же день выхода на работу я написала заявление на увольнение», – вспоминает моя собеседница.

Алёна не осталась без дела. Тут же в её профиль в инстаграме стали писать люди с просьбой позаниматься с их детьми рисованием.

«Я объясняла, что не имею художественного образования, но мне отвечали, что они ищут человека, который бы не просто научил техникам рисования, а мог передать страсть. Это удивительно», - улыбается Алёна.

А потом ее пригласили в творческую студию «Этюд» педагогом по рисованию для детей 4-6 лет.

«Я радуюсь результатам каждого ребенка. Моя главная цель работы с детьми – заложить чувство вкуса. Когда они только приходят, обычно засыпают свою работу блёстками и лепят кучу бантиков. Спустя несколько занятий эта безмерная роскошь пропадает и работы буквально преображаются. Дети меняются на каждом занятии», – говорит Алёна Шувалова.

Сейчас иллюстратор несколько часов в неделю преподаёт в студии «Этюд», иногда берёт коммерческие заказы на создание картин и роспись стен, а всё остальное время посвящает обучению. Алёна не просчитывает способы монетизации, не ищет заказы и вообще не думает о деньгах.

«Я себя никак не связываю с деньгами. Со мной про бизнес вообще не стоит говорить. Я не обращаю на это внимание. Главное, чтобы хватало на обучение и материалы», - говорит она.

Самые узнаваемые её работы можно увидеть в городских заведениях – розовый фламинго на стене в литературном кафе «Читай Болтай», стена с животными в ресторанном дворике ТЦ «Галант Plaza», а также иллюстрации на баре и роспись стены в кафе «Etna».

Несколько раз она работала совместно со своим мужем Николаем. На мой вопрос, случались ли разногласия в работе, она лишь улыбается: «С ним тяжеловато, поскольку у него своё представление о темпе работы, у меня – своё. Но, мы не так часто работаем вместе, поэтому нет никаких конфликтов. Мой главный принцип – кайфовать от каждой работы, и я кайфую», - рассказывает моя собеседница.

На выполнение заказа Алёна закладывает минимум две недели. Но даже в свободном графике художника есть место дисциплине. Каждый день она строго выделяет время на тренировки – рисует всё подряд.

«В планах у нас с Колей совместные проекты в сфере городского оформления. Сейчас он строит мастерскую, а я много учусь и ничего другого не хочу. Мы набиваем шишки, пытаемся понять, как быть», – говорит она.

В поисках формы и содержания

Конечно, мы не могли не поговорить с Алёной о Камчатке, как месте её рождения, жизни и работы. Иллюстратор очень трепетно относится к тому, что происходит в крае, особенно в плане эко��огии.

«В последнее время, благодаря развитию социальных сетей в том числе, люди начали задумываться о том, что они сами загрязняют свой город, свою природу. Правда, до действий не доходит. Мне не хватает каких-то городских проектов, связанных с чистотой. Шокирует количество выброшенных стаканчиков кофе на набережной в центре города. Каждый раз, когда мы гуляем там, уносим пакет с использованными кофейными стаканами. Но я не хочу убирать за кем, я хочу, чтобы как можно больше людей понимали, что мусорить - плохо», – объясняет иллюстратор.

Другие проблемы, которые сложно не замечать иллюстратору – обилие рекламы, безвкусных вывесок и стихийная застройка.

«Всё это доводит меня буквально до трясучки. Я хочу повлиять на то, что происходит в регионе, поэтому преподаю».

Свои краски в серый город в последнее время вносят художники граффити. Как профессиональный иллюстратор, Алёна отмечает хорошую технику ребят, но за формой ей не хватает содержания.

«В этих изображениях нет сильной мысли, сюжета, глубины. Мне хочется, чтобы рисунок заставлял размышлять или хотя просто задуматься над чем-то».

История Алёны похожа на историю человека, который обрёл счастье в творческой работе на фрилансе. Но она очень осторожно относится к этой тенденции. Как считает моя героиня, не всем подходит такая смена деятельности и бросаться в крайности только потому, что сейчас так модно, не стоит.

«У меня есть подруга юрист. Она ушла в декрет и насмотревшись на нас, тоже решила, что нужно открывать свое дело и работать на себя. Долго думала, чего она хочет и в конечном счёте вложилась в какую-то ерунду. Сейчас она вышла на работу и счастлива. Ей доставляет удовольствие работа в офисе, по графику, с бумагами. Пробовать своё нужно тогда, когда утром на работу идти не хочется, когда нет цели и не чувствуешь развития. Сейчас замечательное время, поскольку ты можешь и без образование пробовать, если есть начальные навыки и страсть к делу. Без страсти ничего не получится».