Переезд
April 27, 2022

Неочевидный способ переехать в Нидерланды

Каждый раз, когда я слышала истории о том, что «кто-то взял и переехал за границу», я не могла понять как. Ну кому мы там нужны? Как можно просто «взять и переехать»? Это ж не в отпуск съездить.

А теперь уже почти 10 лет я сама такая. Может, и обо мне рассказывают, что я также «взяла».

В этом посте хочу рассказать, как и почему переехала я, так как считаю, что это не очень популярный способ.

Как и почему я уехала

Я уезжала в 2012 году, с тех пор детали могли сильно измениться.

В 2011 году на курсе по UX-дизайну я узнала о пост-магистрской программе User System Interaction в Эйндховене в Нидерландах и решила подать документы на следующий учебный год. Мне казалось, что логично получить проф. образование в том, чем занимаюсь. Ну, и что лукавить, уехать в Западную Европу.

В 2012 году я отправила все документы:

  • перевод + апостиль диплома,
  • мотивационное письмо и резюме,
  • две рекомендации (должны быть отправлены рекомендателями),
  • описание всех (!) дисциплин, которые были в универе, чтобы оценить магистрский уровень или нет,
  • ± что-то еще.

Во втором туре был 45-минутный звонок, в котором мне задавали кучу вопросов, в том числе, кем я себя вижу через пять лет. Рассказали, что если меня не примут, то это необязательно потому, что со мной что-то не так, а потому что они набирают группу, сбалансированную по навыкам, происхождению и личностным качествам, и я могу по каким-то причинам в это «поколение» не подходить.

Из экзаменов только подтверждение языка. Я сдавала TOEFL, надо было набрать 90 из 120, у меня было 98.

Вот и всё.

Через 4 недели мне пришел email о том, что я прошла, и тут мне стало страшно: неужели это реальность? А может не ехать? А как я там буду?

А как я там буду жить?

Почему-то я не провела никакого исследования о том, что за страна, как там что устроено, сколько что стоит, а можно ли похожую программу найти в другом месте. Обычно люди находят информацию, сравнивают, принимают решения. Но не я в 2012.

Самый главный вопрос был: на что же я там буду жить? У меня были накопления, но я не понимала, что делать, когда они закончатся. Брать кредит? Работать?

Важный неочевидный для меня момент — все пост-магистрские программы в Нидерландах, включая аспирантуру, оплачиваются.

По сути, вы работаете исследователем и вам за это платят зарплату.

Вот и весь секрет: у меня была виза исследователя на 2 года до окончания программы. Зарплата была где-то на 10% выше минимальной, но и студенческое жилье тоже было недорогое.

Универ помогает со всеми приемами в банке, муниципалитете, дает ссылки на жилье, и по приезду возмещает некоторые расходы, типа стоимости билетов и багажа.

Программа была самым крутым опытом в моей жизни, я ни разу не пожалела, что переехала. В нашей группе было 18 человек и 11 национальностей! По окончании мы получили степень PDEng.

Что такое PDEng?

В двух словах, PDEng (Professional Doctorate in Engineering) — это инженерная степень, которую присваивают после прохождения двухлетней программы. Это похоже на аспирантуру, только вместо исследовательской диссертации, прикладная практика в университете и индустрии. Такие программы есть в самых разных инженерных дисциплинах: от IT и машиностроения до биохимической инженерии. Вот пример программы Automotive Systems Design.

Обзор всех PDEng программ в Техническом Университете Эйндховена.

К сожалению, из-за финансовых причин нашу программу закрыли в 2017 году и вроде бы в каком-то виде собираются скоро открывать.

Что нужно, чтобы поступить?

Чтобы поступить на PDEng программу, не надо сдавать экзамены, но везде нужно примерно следующее:

  • Магистерская степень в той же или смежной области (как правило, это инженерные специальности).
  • Мотивационное письмо и CV.
  • Копия или краткое описание дипломной работы
  • Контакты людей, которые могут дать рекомендацию
  • Английский на уровне C1 (TOEFL 90-100 баллов, IELTS 6.5-7.0)

В итоге

Это очень крутой опыт, который позволяет

  • получить востребованное образование,
  • познакомиться с классными людьми со всего света
  • узнать новую культуру,
  • узнать много нового о себе,
  • попутешествовать по Европе,
  • быстрее найти работу с местным образованием.