May 8, 2020

Разбор ситуации: эмоции и реакции

На самом деле можно привести сотню примеров на эту тему, потому что мы с ними сталкиваемся в обычной жизни постоянно! Причем большая их часть происходит абсолютно автоматически - мы даже не задумываемся над тем, как реагируем.

Например, из простого: партнер неаккуратно бросил одежду куда попало/оставил на кухне после себя бардак/не купил нужный продукт (и т.д.) - увидев это, мы начинаем злиться/раздражаться (наши эмоции) и автоматически реагировать - "сколько раз можно тебе говорить, что вещи должны лежать в шкафу!" или "я же тебе говорила, что нужен продукт такой-то фирмы.." или "я уже устала за тобой убирать, аааррр" )) в общем, обычные бытовые ситуации, которые возникают часто в силу того, что мы действует автоматически, не осмысливая себя и наши слова в моменте.

Во всех вышеперечисленных ситуациях можно избежать конфликта. Например, если вовремя отловить себя на эмоции, прожить ее, успокоиться и выбрать другую реакцию вместо автоматической.

На эту тему есть классная притча:

Раз за разом я говорю своей дочери: “Не начинай с третьей фразы!”

Садится за стол и немедленно с отчаянием и обидой в голосе:

– Почему мне не дали хлеба???

- Это третья фраза, дорогая. Первая должна быть: “Дайте мне, пожалуйста, хлеба” (80% проблем она решает на месте). Вторая: “Извините, я говорила, что мне нужен хлеб. Возможно, вы не расслышали?” (вероятность получения хлеба дорастает до 95%). И вот только если уже после этого не дали, можно восклицать ту самую, третью фразу: “Почему мне не дали хлеба?” Но скорее всего она не понадобится.

То есть когда мы испытываем какие-то сильные эмоции, влекущие за собой реакцию, нужно убедиться в том, уместна ли такая реакция? Может, имеет смысл ее изменить на более осознанную?


Разберем такую ситуацию:

Муж обещал жене приехать домой к ужину после работы в 7 часов вечера. Жена приготовила ужин, сервировала стол, но мужа все еще нет. Уже 7:30, еда 10 раз успела остыть и разогреться, а мужа всё еще нет. В жене кипят эмоции - как же так! Она уже представляет, как будет себя вести, когда муж придет. Как она его холодно встретит, не здороваясь, как молча подаст тарелку и будет весь вечер хмурая. (это вырывающаяся наружу автоматическая реакция - сделать назло, в отместку, из вредности, из обиды и состояния жертвы).

Как иначе следует поступить жене?

Во-первых, признать свои эмоции - да, я ужасно зла на мужа за то, что он опаздывает и я имею на это право!

Во-вторых, полностью их прожить и успокоиться (помнить, что эмоция максимум живет 12 минут, потом наступает настроение и реакция) - я не отторгаю свою злость, но надо понять, почему я ее чувствую? куда это попадает? (Возможно, жена сама очень не любит остывшую еду и поэтому злится, а свою злость переносит на мужа; возможно, ощущает, будто ее старания обесценивают - она готовит ужин, а муж опаздывает и даже не предупреждает. Например, чувство обесценивания - это травма жены, а муж лишь триггер). Здесь важно провести внутренний анализ - в чем более глубокая причина моей злости и раздражения?

В-третьих, когда эмоции утихли, отловить свою автоматическую реакцию и поменять ее на осознанную, например: радостно встретить мужа, но поинтересоваться, почему он так задержался, всё ли у него хорошо? А затем вежливо и мягко сказать, что ей важно, чтобы он по возможности предупреждал о задержках, ведь она рассчитывает приготовление ужина четко ко времени, когда он возвращается домой.

В-четвертых, в свободное время еще раз проанализировать свои вспыхнувшие эмоции и автоматическую реакцию, которая рвалась наружу, чтобы глубже понять, почему это так жену задевает.

Всё! Конфликт исчерпан - его и не было!