December 31, 2020

Я копирайтер, а не ЛОХ: как меня хотели кинуть, да НЕ ВЫШЛО

— «Вы же говорили, что цена $75, а тут почему-то вдруг стала $60...»

— «Мне писать 8 страниц 11 шрифтом без предоплаты? Да вы гоните!»

Вот так миленько я пообщался с последним клиентом на фрилансе. Мало то, что за время переписки мне дали понять, что я тут «тупо исполнитель», так еще и захотели кинуть на бабки.

Меня зовут Ди Эль, и сейчас я расскажу, как НЕ НУЖНО работать на фрилансе. Да и с клиентами напрямую в целом.

Итак, потенциальный клиент на фрилансе ищет человека, который напишет ему сценарий.

Супер-классический случай, когда человек написал лишь полпроцента нужной копирайтеру информации. Но это не беда: многие люди плохо выражают мысли в письменной форме. Этому нужно учиться, да и это работа того, кто пишет, а не того, кто ставит задачу. Я и сам часто плохо связываю мысли. Не в этом суть.

На этапе задачи смущает следующее: «Пример работ предоставлю...» Конечно, ты ведь агент ЦРУ, работаешь под NDA и у тебя нет права разглашать информацию о простом видео-сценарии.

Ну да бог с тобой, давай пообщаемся лично. Чего уж там:

Меня добавляют в группу, где есть клиент и еще какой-то ноунейм. Дают ТЗ, примеры, и «готовы ответить на все вопросы». Крутяк, начинаем работать:

ТЗ составлено с неточностями. Написано без души. Да, я чувствую, когда клиент, хочет работать, а когда с тобой общается посредник или человек, который хочет на тебе навариться.

Я доверяю интуиции, и вам советую. Поэтому задаю человеку вопрос: что за проект, какая твоя роль в нем, что хочешь решить своей задачей. Типичные вопросы, которые, как вода в пустыне, нужны, чтобы адекватно работать вместе.

Поэтому летит вопрос в лоб:

Чувак, ты — посредник?

Я не стесняюсь «спугнуть», «потерять» клиента. Нормального человека не спугнешь провокационным вопросом. А если и спугну, найду клиента, с которым будет комфортно работать мне.

Продолжаем беседу:

Разберем по порядку каждую реплику:

  1. «Перепродажами я не занимаюсь». А я Санта-Клаус, верь мне на слово.
  2. «Если сценарий ок, вы увидите его на канале». Ну еще бы, ты перепродашь текст за $200-300 каналу-миллионнику, а я буду сосать палец. Классно придумал.
  3. «Тот, который указан в 1 пункте ТЗ». Дружище, тебе что, букв жалко? Я вот Ди Эль, и проект у меня Ди Эль. На Ютьюбе, в телеграме, инстаграме. И не стесняюсь.

Добавьте к этому, что у человека фамилия Селезнёв. Скользкий тип, не иначе.

Но самое главное, мой вопрос остался открытым:

— Слава, ты кто ты такой?

Продолжаю атаку. Узнаю, что человек — один из актеров на Ютьюб-канале. Хорошо.

Говорю о предоплате, повышаю начальный бид:

Давайте объясню, что происходит.

Объем задачи довольно большой. Клиент — сайт-миллионник на Ютьюбе, ребята с голоду не умирают. Деньги у них есть. Я повышаю бид с $75 до $95. It's okay. Говорю о предоплате и... Сами видите, что получилось:

Максимум — 5000 рублей. За сценарий 11 шрифтом на 8 страниц. На канал, где 2 млн подписчиков. Я похож на идиота? Тут можно и $100, и $150 просить на изи, это нормальный кусок работы не на день. Поверьте человеку, который привык вылизывать статьи на 2-3 страницы — я знаю, сколько это работы.

Конечно же, от предоплаты отказался. Ожидаемо. Я-не-знаю-кто-я, проект-не-скажу-какой-проект, предоплату ни-ха-чу. Типичный кидала, иди лесом.

Мораль

На протяжении всей переписки я был максимально лоялен. Люди бывают разные. Нельзя грубить человеку. Но и сдаваться в рабство, когда ты уважаешь свой труд — тоже не алё.

Из этих 5 минут драгоценного времени, которое вы потратили на статью, позволю себе забрать еще минутку для финала. Буквально пару моментов:

  1. Всегда узнавайте по максимуму о клиенте и его проекте. Если нужно, заведите бриф в гугл-формах. Бриф — ряд вопросов, которые вы задаете клиенту при встрече.
  2. Пишите уважительно, но не стесняйтесь задать любые вопросы, которые помогут вам лучше сделать проект.
  3. Просите большую цену, если чувствуете, что ваша работа будет того стоить. Не $1000 за статью, конечно. Поработайте над объективностью, погуглите, сколько берут опытные авторы за такие проекты. Не ленитесь.

Если вас тоже пытались кинуть на фрилансе, или, не дай боже, кинули — напишите мне. Я опубликую материал о кидалах у себя. Разведем вместе царство гнилых помидоров: не дадим шарлатанам пользоваться нашей добротой.

А пока, Слава Селезнев, кем бы ты ни был на самом деле, со своим проектом ТимТим — гуляй лесом. Я не рекомендую работать с тобой и твоим проектом.

#Друзья. #учитесь работать с #клиентами на #фрилансе. Не бросайте #копирайтинг из-за дураков. #Будьте #умнее.

Всем чмоки-чмоки🥰 До новых встреч.