November 19, 2018

Пора переходить на Nokia 3310. Полиция досматривает телефоны на наличие Telegram.

Фото: Андрей Луковский / «Коммерсантъ»

В конце сентября в Смоленске заговорили о том, что полицейские проверяют у горожан смартфоны на наличие Telegram. По данным местных СМИ, мессенджер попал под прицел стражей порядка из-за популярности у наркоманов и закладчиков, иногда ленящихся удалять чаты с данными о местах закладок с наркотиками. Источник в правоохранительных органах тогда отмечал: за Telegram закрепилась нелучшая репутация, а благодаря внезапным проверкам мессенджера в Смоленске даже поймали нескольких наркоторговцев.

Вскоре истории о «проверках на Telegram» стали приходить из самых разных уголков России, их стали широко обсуждать в сети. Одним из тех, чьим смартфоном заинтересовались полицейские, стал блогер Руслан Денисюк.

— Дело было в Красноярске, — рассказывает он в беседе с «Лентой.ру». — Однажды ночью, после рабочего дня я ждал автобус на остановке и решил зайти погреться в ближайшую аптеку. Там листал ленту в телефоне, никому не мешал и был уверен, что и меня никто не потревожит. Внезапно в помещение вбежал какой-то человек.

Как ни странно, он направился прямиком ко мне и, представившись сотрудником полиции, велел показать документы. Возник справедливый вопрос: с чего вдруг я обязан это делать? В ответ он достал красную корочку и сказал: «Сейчас найду тебе повод». По идее этот документ мог быть и пропуском в общежитие, ведь так называемый сотрудник его даже не открыл, но аргумент был убедительный — я не на шутку перепугался.

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Варианта было два: согласиться на его требования и мирно разойтись, либо нажить себе проблем. Закрывать меня не за что, а ехать в участок для выяснения обстоятельств точно был не вариант. Я неоднократно слышал, что если полицейские захотят что-то найти, они это сделают, и показал паспорт. Где-то с минуту он сравнивал мое лицо с фото в документе, после чего стал заполнять какую-то бумагу. Полицейский сказал, что на этой точке его коллеги многих повязали за наркотики, а я, видишь ли, тут стою и с кем-то переписываюсь.

«Я личное смотреть не буду — только по факту»

— После объяснения, что запрещенные вещества мне доводилось видеть только по телевизору, этот тип спросил, есть ли у меня Telegram, — продолжает Руслан Денисюк. — Каким-то образом, в полиции узнали — именно там происходят все «движения». Он стал докапываться, зачем мне этот мессенджер. Вопрос откровенно глупый — им удобно пользоваться, у меня там рабочая группа. Я понял, что отпускать меня не собираются и, указав на случайный автобус, собирался уехать, но полицейский мне не позволил.

Хоть наркобизнес мне неинтересен, в Telegram были группы с мемами, которые могли натолкнуть на эти мысли, к тому же личные переписки, которые никому не хотелось показывать. Телефон в руки полицейский брать не стал, просто сказал открыть сообщения. Я показал рабочую группу и стал молиться, лишь бы не прошло никакое обновление, к которому можно прицепиться. Сотрудник регулярно что-то помечал, а потом увидел диалог про деньги с моим коллегой.

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Дальше последовала новая порция вопросов: это кто? О каких 5000 рублей речь? Как только с этим разобрались, мне позвонила мама. Пока мы разговаривали, полицейский продолжал выписывать данные из документов. Воспользовавшись моментом, я быстро закончил разговор и начал удалять диалоги и группы. Внезапно он оторвался от бумаги и выдал фразу: «Странное у тебя имя, вроде где-то фигурировало… А фотогалерея есть?»

Я уже в откровенном недоумении — это-то ему зачем? Но затем понял: там он рассчитывал найти фото с местом закладки наркотиков. Вот только вместо них в папках были наши с девушкой личные фото. Наверное, на моем лице отразилось замешательство, и полицейский «прояснил»: «Я личное смотреть не буду — только по факту». Мне уже просто хотелось домой, поэтому решил не спорить.

Убедившись, что в телефоне нет ничего криминального, он и сам переживать начал. Пора было заканчивать с этим фарсом, поэтому я забрал свой паспорт прямо у него из рук, напоследок выслушав лекцию о вреде наркотиков. Уже в автобусе посмотрел на время и понял, что свою невиновность мне пришлось доказывать минут 20.

Читать полную статью

Телеграм-канал