February 22, 2022

Интервью немецкого новостного канала n-tv / RTL с Александром Сосновским. 22.02.2022, в 14:30 по Берлину.

Перевод  с немецкого

n-tv / RTL

Сейчас мы снова хотим обсудить ( прим. вопрос о признании Путиным ЛДНР) с Александром Сосновским, экспертом по России. Господин Сосновский, у вас интересная биография. Вы родились в Киеве, долгое время работали в российских СМИ и живете в Германии. С вашей точки зрения, как вы вчера оценили этот уровень эскалации, что вы подумали?

Александр Сосновский:

Я действительно особый случай. Конечно, наблюдал за этим всем с большим сожалением. На самом деле, мне не просто наблюдать за тем, что происходит на Украине с 2014 года, так-же как и в России. Я сочувствую обеим сторонам. Я только приземлился ( в Москве), когда началась трансляция Владимира Путина.

Я его слушал и удивлялся, как, одним словом, но не Путин, а Олаф Шольц, смог перевернуть историю. Вы, может быть, не понимаете, что я имею в виду, но буквально неделю назад, когда Олаф Шульц разговаривал с Путиным, я был почти уверен, что Германия, Россия и Франция уже, так сказать, договорились, и все закончится очень мирно и без проблем. И тут Путин произнес слово «геноцид», а  Олаф Шольц повторил его на Мюнхенской конференции по безопасности. И я уверен, что он использовал это слово, чтобы поставить точку в переговорах между Россией и Западом.

Путин понял, что уже не может допустить этого.

Об этом много говорили. Об этом говорил и Лавров. Об улыбке Олафа Шольца при слове «геноцид».

Мы, на западе, а я живу в Германии уже более 30 лет, порой даже не понимаем, какие страдания стоят за спиной людей, когда они говорят о геноциде. Может быть, разные стороны - немецкие, русские, украинские - воспринимают это  слово по-разному. Но для России то, что произошло в Одессе, — геноцид. А также то, что происходит на Донбассе. Вот почему это было так неуместно от Олафа Шольца.

Я думаю, что это послужило сигналом для России, при принятии этого решения ( о признании республик).

Я очень внимательно прослушал 56 минут выступления Владимира Путина. Он много говорил об истории, к которой, я думаю, нам на Западе следует прислушаться. В чем он прав, где он, возможно, сказал лишнее?

n-tv / RTL

Это звучит так, будто канцлер Шольц обострил ситуацию? Но путинские планы, кажется, уже давно существуют, это давно ожидаемо.

Александр Сосновский:

Нет, понятно, что такие решения не принимаются в одночасье, они хорошо продуманы и хорошо спланированы. Но это была вербальная отправная точка, после чего Путин окончательно принял решение.

Я могу только призвать к тому, чтобы мы относились к этим вещам очень осторожно и чутко. И когда мы говорим об этом, то, конечно, мы должны, как минимум, относиться к этому так же серьезно, как и наш собеседник, а не смотреть на это с улыбкой. Это, конечно, мое сугубо личное мнение. Я уверен, что отношение к этому слову теперь сильно изменилось.

Как это можно повернуть вспять? Я не знаю. Я предполагаю, что Путин уже нашел общий язык с Олафом Шольцем и уверен, что эти переговоры смогут продолжиться. Надеюсь, что все прояснится и им удастся найти золотую середину.

n-tv / RTL

Александр Сосновский, большое спасибо за вашу оценку ситуации.

DEUTSCH

n-tv:

Das wollen wir jetzt noch mal besprechen, mit Alexander Sosnowski, einem Russland-Experten. Herr Sosnowski bei Ihnen gibt es ja eine interessante Mischung. Sie sind in Kiew geboren, arbeiteten lange für russische Medien und sie leben in Deutschland. Mit diesem Blick, wie haben sie diese Eskalationsstufe gestern gesehen, was haben sie gedacht?

Alexander Sosnowski:

Ich bin ein wirklich ein besonderer Fall. Deshalb habe ich es natürlich mit viel Bedauern verfolgt. Eigentlich ist es für mich nicht so einfach zu beobachten, was da seit 2014 in der Ukraine passiert, genau so wie auch in Russland.

Ich leide mit beiden Seiten mit. Ich bin gerade gelandet, als diese Rede von Vladimir Putin gerade gesendet wurde. Und ich habe sie mir angehört und gefragt, wie kann man, mit einem Wort - nicht Putin sondern Olaf Scholz - die Geschichte umdrehen. Möglicherweise verstehen Sie nicht was ich damit meine, aber noch vor einer Woche, als Olaf Schulz mit Putin gesprochen hatte, war ich mir ziemlich sicher, dass Deutschland, Russland und Frankreich sich so zu sagen bereits verständigt haben und alles ganz friedlich und ohne Probleme vorbei gehen wird.

Und dann sagte Putin das Wort „Genozid“. Olaf Scholz wiederholt es bei der Münchner Sicherheitskonferenz und ich bin mir sicher, dass er mit diesem Wort einen Punkt markiert hat in den Gesprächen zwischen Russland und dem Westen. Putin hat es als einen Schritt verstanden, den er nicht mehr zulassen kann. Man hat sehr viel darüber gesprochen. Lawrow sprach ebenfalls darüber. Das Lächeln von Olaf Scholz beim Aussprechen des Wortes „Genozid“. Wir im Westen, ich lebe auch bereits seit über 30 Jahren in Deutschland, verstehen manchmal nicht mehr welches Leid bei den Menschen dahinter steht, wenn sie über Genozid sprechen. Es mag sein, dass es von den verschiedenen Seiten - deutscher, russischer, ukrainischer - unterschiedlich wahrgenommen wird. Aber für Russland ist das, was in Odessa passiert ist - ein Genozid. Auch was in Donbas passiert. Deshalb war es ungeschickt von Olaf Scholz. Ich glaube, das hat man in Russland dann auch als Anlass genutzt, um diese Entscheidung zu treffen. Ich habe mir diese 56 Minuten der Rede von Vladimir Putin sehr genau angehört. Er hat sehr viel von Geschichte gesprochen, was - wie ich glaube - wir im Westen uns wirklich ein mal genauer anhören sollten. Wo hat er recht, wo hat er möglicherweise zu viel gesagt?

n-tv:

Das klingt ja so, als hätte Kanzler Scholz die Situation zu eskalieren gebracht? Die Pläne Putins scheinen aber schon länger festzustehen, es wird ja schon länger damit gerechnet. 

Alexander Sosnowski:

Nein, es ist klar, dass solche Entscheidungen nicht von heute auf morgen gefällt werden, Sie sind gut durchdacht und auch durchgeplant. Aber es war ein verbaler Startpunkt an dem Putin die Entscheidung endgültig getroffen hat. Da kann ich nur darauf appellieren, dass wir uns mit diesen Dingen ganz vorsichtig und sensibel befassen. Und wenn wir darüber sprechen, dann sollten wir es natürlich zumindest genau so ernst nehmen wie unser Gegenüber und es nicht mit einem Lächeln betrachten. Das ist natürlich meine ganz persönliche Meinung. Ich bin mir sicher, dass der Umgang mit diesem Wort sehr viel geändert hat. Wir kann man das jetzt zurückdrehen? Das weiß ich nicht. Ich gehe immerhin davon aus, dass Putin eine gemeinsame Sprache mit Olaf Scholz bereits gefunden hat und bin mir sicher, dass diese Gespräche auch weiterlaufen können. Ich hoffe, dass es alles geklärt wird und man eine goldene Mitte finden kann.

n-tv:

Alexander Sosnowski, vielen Dank für ihre Einschätzungen