June 29, 2023

«Я всегда была недовольна своим внешним видом»

Здравствуйте, доктор! Прошу прощения за длинную историю.

Не знаю, с чего именно начались мои проблемы с психикой, но явно проявилось это в 19 лет (сейчас мне почти 29), когда я стала усиленно заниматься своей фигурой (подозреваю дисморфофобию, но такой диагноз мне никто не ставил).

(Действительно, существует такой диагноз — дисморфическое телесное расстройство. Пациенты с таким диагнозом сильно озабочены какими-то незначительными или вовсе несуществующими особенностями своей внешности. Например, формой носа, избыточным весом, состояниями кожи или волос. «Сильно озабочены» — значит могут проводить в размышлениях о своей внешности несколько часов в день. Более того, мысли носят навязчивый характер, то есть сопротивляться им невозможно. Все это влияет на функционирование человека, мешает полноценно жить и реализовывать свои цели)

Я всегда была недовольна своим внешним видом, всегда пыталась что-то исправить даже тогда, когда объективно все было хорошо. Наличие у меня нарциссического расстройства, которое расцвело тогда же, в 19, усугубляет ситуацию.

Если вкратце - я училась, работала и впахивала на тренировках, очень тяжелых, но становилось только хуже - я заедала стресс, пила кучу разных таблеток. От диуретиков, но осторожно, боялась за почки, и слабительных, до жиросжигателей и более серьезных рецептурных препаратов.

(Прием слабительных и мочегонных препаратов с целью контроля веса — признак расстройства пищевого поведения.

Признание у себя нарциссического расстройства — очень важный первый шаг в терапии. Не знаю есть ли оно на самом деле, в письме на эту тему мало информации.

Основные черты этого расстройства — ощущение собственной грандиозности, болезненная потребность во внимании и восхищении, отсутствие эмпатии и трудности с построением близких отношений. На мой взгляд, сегодня термин «нарциссического расстройство личности» используют неоправданно часто.

Порой этот ярлык вешают на тех, кто просто не нравится, но это еще не значит, что этот человек страдает расстройством личности.

Здоровый нарциссизм есть в каждом человеке. У кого-то эта часть больше выражено, у кого-то меньше.)

Затем начались тяжелые отношения, которые есть и сейчас, где партнер пытается давить авторитетом, я внутренне сопротивляюсь, вынуждена держать многие вещи в тайне, чтобы не получить за это порцию психического насилия😅.

(Никто не заслуживает такого отношения к себе. Мне очень жаль, что вы столкнулись с таким давлением со стороны партнера)

Во время этих отношений мое состояние стало сильно хуже, я набрала свой максимальный вес, сбилась гормоналка.

Но окончательный конец моей психике пришел в 2020, когда пришлось остаться без работы и я работала из дома 24/7, чтобы не остаться без денег ( работала тренером). Я как-то собралась и достаточно удачно вышла из этой истории, но когда залы открыли, я поняла, что больше не могу. Не увольнялась, боялась не устроиться на новое место, и к октябрю 2020 упала в депрессию. По ощущениям это было ужасно - я постоянно рыдала, спала целыми днями, не хотела вставать с кровати и все время ела.

Меня спасла только собака, ради нее я вставала и шла на улицу. Я этот период жизни помню как в тумане и тьме. Начала пить вино бутылками. Но, естественно, не помогало. В январе 2021 меня уволили и я снова кинулась работать уже на себя, снова выгорела и отпустила ситуацию. Было очень плохо, но я заставила себя начать гулять с собакой по лесу часами, мне кажется, что отчасти это помогло (с психотерапией не сложилось, пыталась терапевтировать себя сама - записывала себя же на диктофон, просто поток сознания, потом слушала и анализировала). Кажется, это тоже сыграло роль.

(Очень вам сочувствую, похоже , что вы действительно столкнулись с депрессией. Но вы большая молодец, что нашли в себе силы преодолеть это состояние. Хочу обратить внимание читателей — использовались две психотерапевтические техники, которые дали результат.

  1. Поведенческая активация — практиковать те, действия , которые человек считает для себя ценными, важными или просто приятными. Например, прогулка с собакой. Если делать это регулярно, то можно вернуть нормальное самочувствие или снизить выраженность депрессивных симптомов.
  2. Запись мыслей и эмоций на диктофон. Эта техника представлена во многих психотерапевтических направлениях. Выполняя ее, пациент учится немного дистанцироваться от своих мыслей и эмоций, смотрит на свое состояние со стороны и оценивает его более рационально. Своего рода аналог медитации. Да и в целом это помогает анализировать свои реакции. Я иногда предлагаю пациентам использовать диктофон, если нет возможности сделать это в письменном виде)

В итоге, состояние не стало хоть сколько-то хорошим и в 2022 году я обратилась к психиатру. Мне выписали венлафаксин по 150мг в день

Состояние стало улучшаться на глазах. Я стала спокойнее, появилось ощущение, что все будет хорошо, вернулось либидо, которого не было больше 2-х лет. Я перестала как бешеная тренироваться и, простите, жрать)

Но через 5 месяцев приема эффект стал ослабевать, как будто светило солнце, но на него стала наползать туча. Опять нежелание вставать, слезы, апатия и набор веса, а с ним и психозы с перееданием и тренировками.

С врачом поднимали дозировку до 300мг, но эффекта не было, становилось все хуже. В феврале 2023 я выгорела на работе до очередного эпизода депрессии, стала ухудшаться память, появилась рассеянность и дефицит внимания ( венлафаксин еще принимала), врач предложил сменить препарат на сертралин. Я пропила сертралин почти 4 месяца, состояние не улучшилось, добавилось патологическое желание спать всегда и везде, усталость и слабость. Набрала вес, опять психоз с весом и внешним видом.

Может ли развиться толерантность к венлафаксину, почему он перестал помогать?

И может ли на это влиять генетика? ( сдавала тест, есть эндогенная депрессия, знаю, что в МКБ такого понятия, вроде бы нет) И в какую сторону рекомендуете направляться? Основная проблема в психозах с весом и стрессом, хотя РПП мне не ставили, врач посчитал, что этого недостаточно.

Спасибо большое!

(В настоящее время депрессии не принято делить на «эндогенные и экзогенные». Депрессия - многофакторное расстройство, на которое влияют гены, особенности мышления и поведения человека, а также внешние факторы. К сожалению, перестать помогать может любой антидепрессант. Существуют резистентные депрессии, когда терапия только одним антидепрессантом не дает эффекта. В этом случае терапию начинают усиливать. Может быть использована комбинация антидепрессантов, можно добавить атипичный антипсихотик, можно стабилизатор настроения. Главное не бросать попытки подобрать препарат, использовать максимально переносимые и допустимые дозы и ждать необходимое количество времени, чтобы оценить эффект.

Но. По тому, что вы пишете, все же есть подозрения, что здесь не только депрессия. Описаны признаки телесного дисморфического расстройства и признаки расстройства пищевого поведения. Информации мало, поэтому это лишь предположение, но имеет смысл уточнить состояние. Это может повлиять на необходимые дозы препаратов, а также поможет получить больше эффекта от психотерапии. Кстати, не забывайте и о психотерапии. Делайте акцент на когнитивно-поведенческом направлении, пробуйте применять техники для работы с депрессией, параллельно принимая препараты. Удачи!)