December 9, 2020

Поэзис и акушерство

Эссе о том, как я понимаю поэзис.

Я хотела начать так: я только только вступаю на территорию искусства. Делаю первые шаги.

Но потом подумала - да почему же? Я с самого детства, сколько себя помню, писала. Первое свое стихотворение я написала, когда мне было 9 лет. Оно сейчас не со мной, а в родительском доме. Я не смогу его зачитать. Но помню, как стояла на балконе, смотрела на небо и писала про это яркое голубое небо и самолет. Старалась в рифму и поэтично.

Для меня это было выражением чувств, красоты, как я ее видела.

И в общем-то слово - мое главное творчество. Хотя мне всегда нравилось петь и танцевать - для себя конечно. И еще мне нравилось кривляться и играть- как актрисы в театре. Думаю, что таким образом я как раз подражала взрослым и постигала мир, перенимая какие-то навыки реагирования и поведения.

Проявляться через звучание и движение мне было сложнее. Сейчас уже точно не вспомню, почему именно, но осталось такое воспоминание, что лучше быть тише тише, чтобы не испытывать неприятного воздействия стыжения. Поэтому движение и звучание - я сейчас открываю для себя. Точнее - возвращаю себе.

Я могу петь и танцевать во взрослом возрасте - когда одна или в машине. Это помогает мне настраиваться на работу с клиентами. Помогает выразить свои чувства. Даже помогает почувствовать себя уверенней.

Но я до конца не могу ухватить смысл все-таки слова поэзис - как постижение мира через искусство.

Хотя одного писателя встретила такую фразу: "Меня зовут Тим. С помощью текстов, игр и музыки я изучаю, как устроен мир."

Пока писала, подумала об игре - можно ли ее отнести к поэзису, ведь через нее мы тоже постигаем мир. И в игре много творчества, а в искусстве много игры. Общее для них - спонтанность. Свобода. Возможно, игра происходит в более сознательном состоянии, а творчество - затрагивает бессознательное больше...

Итак чтобы прочувствовать эту связь - создание чего-либо не как способ выражения чувств - а как способ познания себя и мира, приведу один пример.

Это произошло на одном из занятий ИТЭИ, когда мы танцевали глыбу льда, а затем рисовали каракули.

У меня получилась картина в итоге, которую я до конца не понимала. И интуитивно мне хотелось и было очень важно показывать её людям. Как будто в не было зашифровано послание, и мне нужна помощь, чтобы его расшифровать, я в одиночку не вижу...

Я стала всем показывать и вот что получилось:

❤️ спасибо большое всем за отклики!

Я читаю их и думаю, они разные, но в них есть что-то, что повторяется как будто и кажется общим.

Я вижу, что этот рисунок, часть его, вызывает чувства неприятные - грусть, отторжение, не нравится, что-то такое, чего не хочется.

И часть рисунка - теплая, любовь, забота, оберег.

Для кого-то это разные части, которые хотят разъединиться. Или одна хочет вырваться от другой. Или отпустить...

Этот рисунок появился после танца, рисовала я с закрытыми глазами, сначала каракули, потом в них выглядывала что-то.

Я сразу увидела две головы, волосы, шею. Два женских образа.

Сначала я рисовала оранжевым и желтым цветами. Получился образ в профиль. И я видела ее лицо - глаза и рот. Видела ее крыло.

Потом я рисовала голубым и синим цветом. Получался образ анфас. Я видела ее глаза, они широко открыты, уверены, даже дерзкие немного, и в них как бы был вызов.

И виделв руки - они так сложены, я тогда не могла понять почему так, а сейчас понимаю - так сложены лапки у кошек, когда они лежат.

А вот рот я никак не видела.

И для меня это был вопрос. Именно в этом месте - что с ее ртом? Какой он? Почему я его не вижу. (Поначалу я оставила пустое место).

Я назвала этот рисунок "Ткань жизни".

И послание от него - "всё живое непостоянно. Всё живое течёт".

Мне было очень важно показывать рисунок, мне будто хотелось нести его людям) будто в нем есть что-то важное. Для других и для меня.

Я вас очень благодарю за отклики.

В этом рисунке я вижу единое целое, но в этом целом есть часть, которая желанна, она про любовь, оберег, защиту, тепло. Это то, что хочется, чтобы было. Это не страшно, не стыдно предъявлять миру. И другим это приятно, это то, что не будет вызывать реакций отвержения, непонимания, злости, агрессии. Это безопасность.

Другая часть - она переплетается с первой и они не могут друг без друга. Эта часть - то, чего бы мне не хотелось про себя знать, то, что дается с трудом, то, что может не понравиться другим, что может вызвать злость, агрессию, отвержение у других. Иногда это про отдельность от других, про отказ от чего-то или кого-то, про выбор себя и одиночество в этом. То, чего я иногда боюсь, то, что неудобно, но без чего не получается жить.

Это может быть и депрессивность, и жертвенность, и страсти всякие, и дерзкий вызов)

Сейчас я понимаю, что вижу в ней сочетание образа из другого занятия😊 на котором мне нужно было представить дикую кошку) я тогда также видела ее такие же глаза - широко открытые и вызовом. А рот - кошачий)))

Может быть, это переплелось)

И самое интересное, что рисунок висит, я на него смотрю, когда захожу в комнату и продолжаю думать) То есть вопрос, который даже не очень понятно поначалу звучал, на него ответ нашелся не сразу. И вполне возможно, что ответ еще будет меняться.

❤️🌷🌿

Когда я писала это эссе и еще до конца не понимала ответа на вопрос про поэзис - про связь с исследованием мира, я кажется, потеряла друга. Но это пока не точно. И похоже, я поняла, что же все-таки это значит.

Когда я пишу - иногда то, что в итоге получается - оно опережает меня и мое сознание, мою возможность осознать. И часто бывает, что только после написанных текстов и обратной связи - я могу понять, что же в глубине меня беспокоило.

Но если поразмыслить, то это и логично, ведь то, что мы творим, арт-формы - они идут из глубин нашего бессознательного/ И уже когда они выражены их можно исследовать и осознавать. Мне сейчас в голову приходит образ акушерки, принимающей роды - она ведь не знает ни как пройдет всё, ни кто родится. А когда уже ребеночка достали - его изучают и рассматривают. Щупают, прикладывают к маме) ...