Кино
July 9, 2023

«Училка» (2015) – очень плохая училка?

Посмотрел я и «Училку». Фильм далеко не идеален, но он гораздо лучше, чем его продолжение под названием «Последнее испытание», в котором полковник спецназа Мерзликин скакал перед террористами в костюме петуха без особой на то причины.

Сюжет довольно необычный. У уставшей от жизни учительницы истории (Ирина Купченко) не задался день. Директриса пытается списать её на пенсию, дочь уехала за границу, здоровье держится лишь за счёт поедания горстей таблеток, а тут ещё и детки – устроили какой-то минифилиал ада на Земле.

Они демонстративно игнорируют учительницу, ведут себя, как последние скоты, а на доске один вундеркинд с уважением пишет: «Училка – ТП». (Расшифровывать не буду, не уговаривайте).

Учительница пытается робко что-то донести до ребят, но в ответ получает презрение в концентрированном виде.

И тут ей случайно попадает в руки пистолет, заряженный боевыми патронами. И планка у училки падает. Она наконец-то честно высказывает всё, что думает о классе.

Ну, скажите, завязка неплохая? Но говорить в фильме будет не одна учительница, многим ребятам тоже удастся высказаться. Ощущения реалистичности происходящего, конечно, ждать не приходится, тем более что некоторые из актёров играют просто кошмарно.

Первое место в номинации «Деревянный Оскар» уверенно занимает Алиса Гребенщикова в роли карикатурной журналистки. Она так чудовищно переигрывает, что просто неприятно на это смотреть.

Второе место – Ольга Егорова. Она же не актриса, а просто чья-то жена, ведь правда? Ну потому, что видно – человеку никто никогда не объяснял основы актёрского мастерства. Ольга играет вредную учительницу, которую дети за глаза называют «Борона», за настойчивость. Тут у меня вопрос к сценаристу: «Борона»? Серьёзно? А трудовика они, наверное, называют «Оселок»? Нет, это не от слова «осёл»! Прежде, чем дети назвали бы так учительницу, им бы пришлось объяснять, что такое борона. Впрочем, как и сценаристу, который явно имел в виду плуг.

Ну и на третьем почётном месте Анна Чурина, директор школы. Но это субъективно: меня просто дико раздражает, до чего девушка довела себя пластикой губ. Может, она и играет гениально, да я не могу этого разглядеть, вид её губ постоянно меня отвлекает. В этом фильме это ещё простительно, но ведь она же ещё и снимается в фильмах про войну! Я лично видел два таких фильма. (Правда, один человек, знакомый с ней лично, уверял меня, что там никакой пластики, всё природное, но я отчего-то в это слабо верю).

А вот игра детей меня вполне устроила. По детям все претензии к сценаристу. Некоторые персонажи абсолютно непонятно прописаны, они как осьминожки из мультика: только что он сидел зелёный, а вот он уже – абсолютно фиолетовый! То он – конченый моральный урод, то – благородный принц и надежда всего поколения!

Да и вообще, не очень-то похож этот цирк уродов на одиннадцатый класс. В десятый класс ребята идут учиться, а так, как в кино, ведут себя те, кто отбывает время на уроках и сваливает в ПТУ после девятого. Помню удивлённые эмоции дочери после первого её дня занятий в десятом классе: «Папа! Такая тишина на уроках! Так классно – все занимаются, никто не мешает!»

Я согласен, моральных уродов хватает и в одиннадцатом классе, но у них не возникает глупых вопросов типа «Зачем мне ваш предмет?» Те, кто остаётся в десятом, вполне себе отдают отчёт, ради чего они остались сидеть за партами.

Но это я так, докапываюсь, потому что на одиннадцатиклассников-то молодые актёры тянут со скрипом, а играть детей из девятого им бы точно не пошло.

То, что вы сейчас читаете – это не обзор, это мои мысли после просмотра. Те, кто смотрел, включатся в обсуждение в комментариях, а кто не смотрел – решит для себя, будет он смотреть этот фильм или нет.

Ещё одна претензия. Авторы пытаются показать: учитель – святой, дети – отвратительны, но, соприкоснувшись со святостью учителя, они становятся лучше, чище, и в этом-то и кроется призвание Настоящего Учителя.

Но вот что я скажу. Сдаётся мне, что экранная Училка – никакой педагог. Это видно по отношению детей к ней. (Понятно, что всё придумано, но давайте поиграем, как будто бы мы видели сцены из реальной жизни). Они вытирают о неё ноги, а она в ответ лишь что-то печально бормочет.

На мой взгляд, учителя бывают нескольких типов.

Первые – властные, тотально давят своим авторитетом, им не нужен никакой пистолет, чтобы сказать ученику в лицо всё, что они о нём думают. И никто на них не жалуется, потому что жаловаться на них бесполезно: любого прожуют и выплюнут. Таких уважают за сильную позицию, их опасаются и ведут себя на уроках смирно.

Вторые – педагоги от Бога, дети в них души не чают, а издеваться над любимым человеком никому в голову не придёт. А если какой-нибудь урод попробует это сделать, он будет затюкан своими же соплеменниками.

И третьи – вот такие «училки», которые, вроде, и умные, и опытные, а подхода к детям за столько лет работы найти не могут. Нередко у них скверный характер. За это их и не любят.

Естественно, мало среди учителей тех, кого можно однозначно отнести к тому или иному типу. Но тот или иной тип обязательно преобладает в характере.

Фигассе, дописался, таблицу градации преподавателей составил неожиданно для себя))) Если что – дополняйте!)))

Так что насчёт фильма? Да вполне можно посмотреть, несмотря на все недостатки и неправдоподобие. Сюжет - интересный, посыл – положительный, а позитивные эмоции, полученные от просмотра – это всегда хорошо.

Внимание! Я не утверждаю, что фильм идеальный, на «Кинопоиске» половина отзывов – отрицательные! Ещё раз перечитайте и решите, стоит ли вам смотреть этот фильм! Я захотел, взял и посмотрел. В принципе, не жалею.

Кстати, в фильме, как и в его продолжении, тоже есть Мерзликин!

Не забывайте нажать "палец вверх" под обзором!

Список всех кинообзоров (здесь интересно!)

Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Училка» (2015).