October 23, 2019

Сказ о том, как "Лента" Гидру считала

В России существует огромный теневой рынок с оборотами в миллиарды рублей. Он охватывает тысячи городов и сотни тысяч людей, но о нем не пишут газеты. Спрос на его продукцию выше, чем на нефть и газ. Это торговля наркотиками через интернет. Сегодня этот рынок захватила крупнейшая в мире даркнет-площадка Hydra.

С таких слов начинается первая часть нового спецпроекта Ленты.ру про Российский даркнет, а точнее про его основную составляющую - торговую площадку Hydra. Прошлый материал Ленты про RAMP, вышедший за пару месяцев до исторического падения маркетплейса, в своё время наделал очень много шума и был принят общественностью на ура. Теперь же Лента поставила перед собой новую задачу - рассказать людям про такое явление как Hydra, вместе с этим предоставив читателям собранную с сайта информацию по обороту и заработку площадки.

Честно вам признаюсь, я очень обрадовался, когда вышла первая часть данного спецпроекта. В нём Лента рассказала о путях поставок наркотиков на территорию нашей страны и о том, как изменение ситуации с наркотрафиком через морские порты Ленинградской области повлияло на рост популярности кустарно синтезируемых веществ, мефедрона и альфы-пвп. Многой информации из первой части я сам действительно не знал, так что с большим удовольствием вчитывался в каждое слово и с большим удовольствием могу порекомендовать эту часть проекта каждому своему читателю.

После вышла вторая часть, и вот тут... у Ленты не получилось. Если первая часть была вводной и подводила читателей к тому, чтобы погрузиться в мир Гидры, то вторая является в статье основной, в ней же рассказывается про заработок площадки, количество пользователей, кладов и про всё-всё такое. Как человек, который Гидру считал ещё до того, как это стало мейнстримом, я просто не смог пройти мимо всех предоставленных цифр и решил их перепроверить. После перепроверки и родилась данная статья.

Хочу сразу предупредить, в ходе чтения вы встретите много токсичности и злости, за что я заранее прошу меня простить. Объясняется такое моё отношение одной простой причиной (кроме обиды за то, что считать позвали не меня) - цифрами, предоставленными читателю в материале. Они были двух видов: либо откровенно лживые, либо абсолютно ошибочные. Были ещё и слегка ошибочные, но они оказались в меньшинстве. Вообще, оценку всего проекта Ленты можно разделить на три составляющих: аналитический подсчёт, непосредственно журналистская работа и визуальная составляющая, в которую прошлые два пункта завёрнуты. К "визу" придраться нельзя, он действительно потрясающий, а вот оценку двух других пунктов я доверю вам самим после прочтения моей статьи.

Перед тем, как начать расписывать про все допущенные в материале ошибки, я бы хотел сделать небольшой дисклеймер. С кем бы я не говорил относительно спецпроекта Ленты, будь то мои подписчики, дата-журналисты или владельцы других каналов, все как один писали: "Да это же чистой воды реклама". В своём материале я не буду высказывать личное мнение относительно данного вопроса.

Как выразилась моя знакомая журналистка Дана Ассалауова (вы, возможно, читали её статью про химсекс): "Мне кажется, любой материал о Гидре будет по сути ее рекламой. И я не вполне понимаю, как вообще о ней писать, чтобы это не считывалось, как реклама". От части я с этим выражением согласен, хоть и мой материал в "Проекте" как реклама точно не выглядел и считаю, что в некоторых местах Лента откровенно перегнула. Отличный пример - их рекламный креатив в инстаграме, просто посмотрите на него:

Hydra, название торговой площадки, большим красивым шрифтом прямо по середине изображения. Не оригинальное название проекта, "Россия под наркотиками", а название маркетплейса. Если бы целью статьи было рассказать про наркотическую эпидемию в России, не сделав тем самым рекламу Гидре, креатив точно бы выглядел совершенно иначе. Но ладно, не суть. В качестве обратного примера я покажу вам сообщение Наблюдателя (одного из ключевых лиц площадки), оставленное на одной из веток форума сайта:

Вопрос в том, написал бы Наблюдатель "да", если бы статья была проплачена, но это скорее вопрос риторический. Что я точно могу сказать, так это то, что я абсолютно согласен со второй частью сообщения: "Данные сильно искажены, большая - часть откровенная ложь, высосанная из пальца". Давайте же выяснять почему, и какие погрешности (если их можно так мягко назвать) допустила Лента в своём материале. Начнём с моего любимого, с телеграма.

Рекламная кампания Hydra в Telegram

Один пост со ссылкой на Hydra стоил от 10 до 150 тысяч рублей. Обычно размещали от одного до трех таких постов в неделю. Если у тебя была сетка из нескольких крупных каналов, в день выходило 200-300 тысяч рублей. В месяц — пять-шесть миллионов.

Большинство каналов размещали исключительно рекламу Hydra, а пользователи Telegram активно переходили на площадку. Экс-владелец сетки каналов Руслан утверждает, что рекламная кампания Hydra в Telegram стартовала в июле 2017 года и сбавила обороты лишь к ноябрю 2018 года. За это время реклама регулярно размещалась минимум в 80 каналах. По его подсчетам, Hydra тратила на посты в Telegram 50-70 миллионов рублей в месяц — примерно столько же тратят на рекламу в интернете крупные легальные бренды.

В телеграм со своим DrugStat я зашёл в конце сентября 2018, в то время был ещё жив первый канал Гидры. Провертевшись в мессендежре на данный момент чуть больше года и увидев эти цифры в статье, я сразу понял, что они относятся к виду откровенно лживых.

Поясню. Многие каналы сейчас продают рекламу наркомагазинам, ставя им слегка завышенный ценник. Обычно он в полтора-два раза больше обычной цены, по которой рекламу делают другим каналам. Почему всего в два раза? Магазины просто не берут дороже. Они в курсе всех рыночных цен и при завышении прайса могут просто послать и пойти к другому человеку. Лента же сообщает, что "отвечающий за PR и рекламу администратор площадки с ником GlavRed связался с владельцами нескольких крупных сеток и предложил им за рекламу в три-пять раз больше, чем конкуренты". Я в это особо не поверил, поэтому с целью проверить информацию обратился к знающим людям.

Один из них - администратор Chipollino Onion Club и владелец сетки из больше чем 10 каналов, который крутится в мессенджере чуть ли не с момента его появления, Pavluu. На мой вопрос относительно правдивости приведённой Лентой информации он ответил просто и прозаично: "Это всё полная х*йня". Дальше передаю с его слов.

Все из первой дарк-волны начали заходить в телеграм летом 2017 года. Я был одним из последних и пришёл в мессенджер в ��онце августа. Я даже не могу вспомнить, был ли тогда у Гидры тут канал или нет. Вроде не было, я бы запомнил. В любом случае, если бы тогда в телеграме существовал такой крупный рекламодатель, который заваливает каналы миллионами, о нём бы кричали во всех чатах, но такого не было.

Гидре правда продавали рекламу, длилось это где-то два месяца. Но не в июле-ноябре 2017, как сообщает Лента. В то время в телеграме всё только зарождалось. В ноябре у меня было 5000 подписчиков (сейчас 85 000, прим.), и в то время я не помню Гидру. Мне кажется, они появились где-то к Новому году.

Лента говорит про 80 каналов, в которых площадка закупала рекламу. Тут не было столько, откуда эта цифра? Максимум они могли купить где-то в 40, и то это прям потолок, если Гидра обратилась ко всем даркам, ко всем схемам, вообще ко всем. Топовых каналов, у которых можно было купить действительно стоящую на то время рекламу было всего 15 максимум. Какие 80, это запредельная цифра. Они так пишут, будто летом 2017 года тут уже был сформированный рынок. Не было его.

Лента говорит про сетки каналов. У всех дарков было по 1 каналу, кто-то может быть запускал второй. Максимум. Какие сетки? Тогда этого понятия в телеграме ещё и не было.

По поводу платы за размещение. Сначала Гидре лупили цены многие, но они тоже не дауны, освоились быстро. А потом поняли, что с сайта трафик на канал идёт намного больший и им нахер эти закупы не нужны. Один мой знакомый админ им еле выставил двойной прайс, о каких миллионах может идти речь?

Исчерпывающее описание, не так ли? После ответа на вопросы Pavluu дал мне контакт администратора, который тогда лично продавал рекламу Гидре. Сейчас у его канала больше 70 000 подписчиков. На мой вопрос относительно стоимости, по которой он реализовал рекламу площадке, администратор ответил: "5000 рублей".

Именно так, 5000 рублей. Лента, где все те миллионы, о которых вы пишете? Где те прайсы от 10 до 150 тысяч рублей? А главное, где тот Руслан, который вам эту информацию дал, и был ли он вообще? Создаётся такое впечатление, что Лента взяла случайного человека и задала ему вопросы, на которые тот случайно ответил. Либо же никакого Руслана, экс-владельца сетки каналов, попросту не было.

Администратор проекта "Где клад, чувак?" (его канал на данный момент насчитывает 57 000 подписчиков) подтвердил информацию выше. При чём не просто на словах, а предоставил скриншоты переписки с рекламными менеджерами Гидры в 2017 и 2018 году. Вот они, обратите особое внимание на даты:

По его словам, Гидра проводила два крупных разовых закупа рекламы, один из которых был в декабре 2017 года, а другой в мае 2018, что подтверждается датой на скриншотах. После этого особенно забавно перечитывать цитату Ленты: "Обычно размещали от одного до трех таких постов в неделю".

В заключение приведу слова моего знакомого с канала "Доброе утро, ментал", который также крутился в мессенджере с 2017 года:

Я знаю почти всех администраторов в телеграме через 1-2 руки и знаю всех без исключения админов крупных даркнет каналов. Нет никаких Русланов и никто по 5-6 лямов в месяц на рекламе гидры не зарабатывал.

Более того, мы с моим корешом Марком рекламировали гидру в @deeptoweb и еще одном пав канале, во времена расцвета нашей сетки. Рекламу Гидра заказывала очень редко и никакие миллионы не платила. Темная сторона в свои лучшие времена имела охваты по 20-30к на пост и 60к+ сабов и была одним из крупнейших даркнет каналов в телеграме. При таком активе, судя по информации от Ленты, мы должны были на рекламе Гидры зарабатывать как минимум лям в месяц. Ну и где наши миллионы?

А и не было никаких миллионов. Не было никаких месячных бюджетов в 50-70 млн рублей, и не было 80 каналов с еженедельными рекламами. Вся информация, которая дана в спецпроекте Ленты относительно телеграма - это откровенная и чистая ложь. Интересно только, была ли ложь намеренной или возникла путём дезинформации от мерзкого Руслана. Каким бы не был ответ на этот вопрос, данная ситуация отлично показывает всю силу журналистской работы Ленты.

Считаем Гидру вместе с Лентой

Работа журналистов и работа дата-аналитиков, как я уже писал - это две разные вещи. Журналисты берут интервью у Руслана, ищут материалы, копают и пишут. Дата-аналитики же собирают данные, анализируют и приводят их к понятному и удобному виду. Если с журналистской составляющей статьи мы уже познакомились, то теперь нужно изучить и цифры, посчитанные Лентой, то есть работу дата-аналитика. Благо в материале по ним есть где разгуляться.

Всего издание в своём спецпроекте охватило три стороны вопроса: количество пользователей площадки, количество кладов, заложенных где-то на территории нашей Необъятной и, собственно, заработок Гидры. Я не поленился и лично пересчитал каждую цифру, что Лента показала у себя в материале. И вот тот факт, что мне самому пришлось понимать, как в статье были обнаружены те или иные данные - очень большой недостаток материала. Коротко это можно назвать отсутствием методологии.

Для тех кто не знает, методология - это часть исследования/материала, в которой объясняется, как считались приведённые цифры. Методология есть в каждой статье любого уважающего себя издания, если статья имеет отношение к цифрам, и если процесс расчётов не объясняется в самом материале. Обычные читатели могут сейчас не понимать причину моих возмущений и считать методологию штукой для задротов, ведь сами в неё никогда не заглядывали. Я не буду спорить, что методология рассчитана не на широкого читателя, не буду и спорить с тем фактом, что в большей степени она предназначена именно для задротов вроде меня. Однако методология - это подтверждение правдивости всех приведённых цифр, это доказательство того, что все значения были взяты не из головы, а действительно честно посчитаны.

Если у статьи или исследования нет методологии, то её авторы просто тычут вам в лицо своими цифрами и говорят: "Мы тут насчитали миллионы, жрите". Очень похоже на то, что делают пропагандисты, рассказывая про небывалую смертность от наркотиков или прочую чушь. А ещё методология - это предмет её обсуждения. Если видно, как считали, то можно с этими расчётами поспорить и привести аргументы в своё доказательство. То ли Лента специально, понимая ненадёжность и поверхностность своих цифр методологию исключила, то ли ещё по какой причине, это неважно. Мы люди не гордые и сами всё посчитаем.

С целью сохранить интригу до конца я пойду по возрастанию неточности данных и начну с количества пользователей.

Количество пользователей

Посмотрите на эти графики внимательно. Правда похожи? Правый - это посчитанная мной информация из июльской статьи "На чём сидит Россия", левый - график Ленты. Я не буду осуждать их за украденную визуализацию, так как данный выбор графика является единственным разумным, все другие виды выглядели бы по-своему плохо. Забудем про это и взглянем на цифры:

На сегодня 407 653 пользователя оставили на Hydra хотя бы один отзыв о покупке наркотиков. Но расчеты показывают, что отзывы оставляются лишь в 50 процентах случаев, а реальное число пользователей площадки превышает 815 тысяч человек.

Чтобы добыть эту информацию Лента поступила тем же самым образом, что и я в июле. Они скачали всех пользователей, которые когда-либо оставляли отзыв на товары с Гидры и через аккаунт с расширенным доступом (такой есть у любого кладмена) посмотрели дату регистрации всех этих людей. Хорошо и красиво, мне этот расчёт в своё время самому очень нравился. Только вот Лента допустила небольшую оплошность.

Взгляните на графики внимательнее. Практически каждый из столбцов у визуализации Ленты по значению немного меньше моего. К примеру, в декабре 18 года они насчитали 17 000 людей, а я - чуть больше 20 000. То же самое для месяца, в котором упал RAMP. Почему? Мои данные были определённо точны, как, я полагаю, и данные Ленты. Дело тут не в ошибке, а в том, что Лента скачивала пользователей только с тех товаров, которые в момент сбора информации были на витрине магазинов. Те же продукты, которые с этих витрин были удалены, в собранные данные не попали. Во время работы над "На чём сидит Россия" я нашёл область Гидры, где хранятся отзывы, оставленные на эти удалённые товары:

В строке "Товар", которая есть на странице отзывов каждого магазина, перечислены все продукты, которые когда-либо были на витрине шопов. Именно от туда я скачал отзывы людей, которые не смогла найти Лента. В следствии этой небольшой ошибки наши данные и расходятся. Посчитаем на сколько.

На графике Ленты указан июль и июнь, в то время как мой заканчивается на мае. Если посмотреть на ось Y, примерно за эти два месяца по подсчётам Ленты добавилось 37 500 новых пользователей. Всего они насчитали 407 653 человека, так что разница с небольшим округлением даст нам 370 000 уникальных пользователей на май месяц. Мои данные с добавленными пользователями из удалённых товаров при аналогичном промежутке времени показали 390 000 человек. То есть в этих удалённых товарах хранилось где-то 20 000 пользователей.

Прибавляем 20 000 к 407 653 и получаем 427 653. После умножаем на два, ведь "расчеты показывают, что отзывы оставляются лишь в 50 процентах случаев" и выходит 855 000 уникальных пользователей, Лента же насчитала 815 000. Ошибка совершенно несмертельна и незначительна, так что её можно простить и пойти дальше.

А, и чуть не забыл, ещё один интересный факт. Если через консоль разработчика посмотреть на ник какого-либо юзера, оставившего отзыв, можно увидеть порядковый номер этого пользователя. У одного из недавно зарегистрированных юзеров эта цифра была равна 3 018 986. То есть всего на Гидре на данный момент зарегистрировано больше 3 млн аккаунтов. Не смогла ли Лента эту информацию найти или просто не посчитала интересной, но её, к сожалению, в статье не было.

Номер ID обозначен в красном квадрате

Заработок площадки

Благодаря выплатам всех типов квот площадка ежемесячно зарабатывает 58-60 миллионов рублей, а в год — 706 миллионов рублей.

Еще Hydra зарабатывает 11 105 328 рублей на услугах автоматического гаранта. С учетом динамики спроса на наркотики это более 288 миллионов рублей в месяц. Ежегодный доход площадки от гаранта превышает 3,4 миллиарда рублей.

Подсчитать доход с оптового гаранта и другие тайные статьи дохода администрации Hydra не представляется возможным, но годовой заработок только с продажи квот и комиссий со сделок превышает 4,1 миллиарда рублей.

Идём дальше. Под квотами в первой части цитаты Лента имеет в виду выплаты за аренду магазинов (100$ для всех, 1000$ для надёжных) и стартовые взносы (300$ за открытие шопа). О таком крупном источнике заработка, как аукцион, издание написало: "Каждый месяц с 20-го по 22-е число на Hydra проходит аукцион, где между магазинами разыгрываются 20 первых мест в поисковой выдаче на сайте. Стартовая цена каждого места — 10 тысяч рублей с шагом в 1000 рублей минимум. Стоимость первых четырех мест может достигать 7 миллионов рублей", однако не привело в статье конкретных цифр. И это уже первая большая ошибка.

Аукцион, который, как указано выше, проводится каждый месяц, приносит Гидре огромнейшие деньги. Это безусловно одна из самых крутых функций, реализованных на площадке. Достать цифры по заработку с аукциона из открытых источников невозможно, эти данные видны лишь владельцам магазинов. Так что отсутствие информации об этом в материале вина не дата-аналитика, а журналистов, которые ему эту информацию должны были предоставить. У Ленты в материале приводится две цитаты руководителей двух магазинов разного размера. Неужели попросить у них эти скриншоты было так трудно?

Сверху вы можете видеть результаты сентябрьского аукциона. Общая заплаченная 20 магазинами сумма вышла равной в 60 620 000 рублей. В "На чём сидит Россия" я тоже достал данные по аукциону, тогда цифра за июнь у меня равнялась 63 млн рублей. Бывали случаи, когда аукцион приносил и под 70 миллионов, но достоверных данных, подтверждающих этот факт, у меня не было. Поэтому я просто взял июльский аукцион, сентябрьский и получил среднюю месячную прибыль от аукциона в 61 810 000 рублей. Умножаем на 10 месяцев года, прибавляем известные значения и получаем 741 720 000 рублей, о которых Лента не сказала в своём материале. Вы пишите о заработке Гидры и опускаете 741 миллион, Лента? Профессионально.

Безусловно, эта цифра неточна, так как я рассчитал её всего с двух значений. Реальные данные могут быть как меньше, так и больше (скорее всего второе), однако это даёт читателям хоть какое-то представление о прибыльности аукциона, а не просто его текстовое описание. Ну и плюс стоит сказать, что это выручка только с Российского аукциона. Насколько я понял, в каждой стране, представленной на площадке, проводятся отдельные торги, так что в реальности данная статья дохода в год может приносить около миллиарда.


В своём материале Лента периодически давала читателю различные вставки. В телетайпе такая функция, к сожалению, не реализована, однако потребность в ней у меня есть. Поэтому с целью дать отдохнуть вам от утомительных цифр, пару раз сделаю что-то похожее на вставки с помощью полос-разделителей.

Как вы уже могли понять, Лента в своём материале активно врала, активно недосчитывала и порой ошибалась. Однако были случаи, которые кроме как "тупостью", прощу прощения за столь неприемлемое выражение, описать нельзя. Просто взгляните на скриншот ниже и поймите, почему:

Какой создатель биткоина, Лента? После этой вставки про предпринимателя мне пришло в голову только грубое, но правдивое: "Вы чё там, угараете?". Секундный поиск информации относительно Крейга Райта в гугле выдал следующее:

Однако «доказательство», которое Райт предоставил публично, оказалось фальшивым, поскольку то, что он описал в своём блоге, может повторить любой человек, использовав общедоступные данные из блокчейна биткойна. Какие-либо новые, но убедительные и легко проверяемые доказательства, такие как перемещение ранних цифровых монет, Райт предоставлять отказался наотрез и затем удалил из своего блога все записи о биткойнах

Это я нашёл в википедии, чтобы вы понимали. Однако журналисты из Ленты в википедию, видимо, заходить не стали и по данной причине пустили в свою статью эту чушь.


Идём дальше, выплаты квот. По утверждению Ленты, на начало июня в Российской части Гидры было всего 3444 магазина, 390 из которых являлись доверенными. Не верить этой информации я не вижу смысла, так как посчитать эти цифры сможет любой человек за 5 минут. В конце августа/начале сентября количество шопов равнялось 3645, надёжных из них было 403. Вычитаем первый набор цифр из второго, делим на три прошедших месяца и получаем, что за 30 дней в российской части площадки добавляется 67 обычных магазинов и 5 надёжных (с округлением вверх). Из этого считаем предположительное число шопов в каждый месяц 2019 года.

Я должен оговориться, что этот расчёт достаточно примитивен. Он не учитывает различную степень распиаренности Гидры в разные промежутки времени, однако в своё оправдание хочу сказать, что на написание и просчёт всей этой статьи у меня не было даже месяца. Все цифры мне нужно было посчитать буквально за неделю, чтобы выпустить материал, пока спецпроект Ленты ещё не остыл.

Число магазинов, которые внесли стартовый взнос, я выявил по их ID номеру. Последний магазин в начале сентября имел ID 8333, в середине октября - 8854. Получилось, что за месяц прибавляется 355 магазинов. В итоге доход Гидры с квот за сентябрь, по моим расчётам, оказался равен 54,7 млн рублей. Очень похоже на цифру Ленты в 58-60 млн. Всего за год с указанными выше расчётами я получил цифру в 635 млн рублей, в то время как Лента назвала 706 млн. Моё значение вышло меньше по той причине, что я попытался расписать всё в динамике и изменял прибыль каждый месяц. Лента же, судя по всему, просто взяла и 58-60 млн умножила на 12 (59*12 = 708). Профессионально х2.


Не покупают на Гидре наркотики с помощью Яндекс.Денег, нет там такой функции. Ещё один небольшой пример профессионализма журналистов.


Подходим к последнему пункту заработка - комиссии со сделок. Напомню цитату: "Еще Hydra зарабатывает 11 105 328 рублей на услугах автоматического гаранта. С учетом динамики спроса на наркотики это более 288 миллионов рублей в месяц. Ежегодный доход площадки от гаранта превышает 3,4 миллиарда рублей". По какой-то непонятной причине Лента комиссию обозвала автоматическим гарантом. Владимир Тодоров, главред издания, в личной переписке пообещал мне это исправить, но руки у него до этого, видимо, так и не дошли.

Честно вам скажу, я понятия не имею, как Лента пришла к этой цифре. Я прокрутил в голове пару вариантов и ничто не сошлось с их значением. Вот это число в 3.4 миллиарда рублей уже действительно выглядит как простая выдумка. Безусловно, скорее всего за ним стоит какой-то просчёт, на какой я понять так и не смог. В то же время реальный заработок Гидры на комиссии рассчитать очень легко.

На скриншоте выше в красных квадратах вы можете увидеть ID, которые даются каждой завершённой сделке. Пару подписчиков дали мне свои аккаунты от Гидры, благодаря чему я смог получить ID сделки на последний день каждого месяца. Далее просто посчитал разницу и умножил это всё на 3355 рублей, средний чек всех сделок на Гидре. Вот тут я уже воспользовался небольшим читом, так как эта цифра у меня осталась ещё с "На чём сидит Россия" из той базы данных на 393 000 пользователей. У каждого аккаунта с профиля кладмена видно его средний чек. Ну а среднее средних чеков 390 000 аккаунтов равнялось 3355 рублям.

Перемножив всё на этот средний чек и комиссию 5% (заработок площадки со сделок) я получил 4,826 млрд рублей дохода в год, что больше значения Ленты на 40%. Ну а сумма заработка на комиссии, аукциона и выплатам по квотам даёт годовой заработок Гидры в 6,2 млрд рублей. Цифра Ленты, Господи прости, была равно 4,1 млрд. И разница тут не только в недооценённых двух миллиардах, но и в том, что я только что полностью описал все свои расчёты, с помощью которых я пришёл к данным выводам. А Лента просто сказала своим читателям: "Мы тут насчитали, верьте нам". Ну я не поверил, и, как оказалось, не зря.

Моментальные клады

Ежедневно на Hydra кладётся 13265 закладок на сумму 227 239 445 рублей. С учетом динамики спроса на наркотики, это 5 908 225 570 рублей в месяц и 64 990 481 270 рублей в год.

Из них с мефедроном более 2050 закладок общей массой 57,3 кило и стоимостью 29 миллионов рублей. С марихуаной - более 2404 закладок общей массой 94 килограмма и стоимостью 47,3 миллиона рублей. С грибами - 140 закладок общей массой 1,3 килограмма и стоимостью 598,9 тысячи рублей.

До того момента, как я начал перепроверять информацию по кладам, должен сказать честно, я оценивал работу дата-аналитика достаточно неплохо. По сути, какие ошибки он допустил до этого? Не нашёл отзывы с удалённых товаров, на 40% занизил получаемую прибыль с комиссии и ещё несколько. Для человека, который к Гидре притрагивается в первый раз (а не как я занимается этим каждый день), результаты очень неплохие. Да, не было методологии, но её скорее всего не включили в текст из-за нежелания самого издания. Да, не было данных по аукциону, но я уже говорил, что это исключительно вина журналистов. Однако после того, как я начал пересчитывать количество моментальных кладов, давать хоть сколько-нибудь позитивную оценку работе аналитика у меня отпало всякое желание. Просто посмотрите на это сами.

Для начала небольшое введение. Структура сайта площадки в плане заложенных наркотиков выглядит достаточно просто, описать её можно следующим принципом: товары - адреса - клады. Товары - это то, что видят пользователи на странице подкаталогов, например со скриншота ниже, это "Мефедрон 2.0 Шампань" или "VHQ Кокаин (Rolex)". Адреса - это загруженная в товар информация о наличии готовых кладов в определённом районе города. На скриншоте ниже, это, например, 2 грамма мефедрона тайником на Юго-Западной станции метро Москвы. В одном товаре может быть множественное количество адресов. У одного из топовых магазинов 17 октября на 19 товаров был загружен 281 адрес.

1 - товары, 2 - адреса

За адресом в свою очередь уже скрываются клады. Узнать реальное число моментальных кладов на тот или иной товар можно, если обладать аккаунтом кладмена, привязанному к определённому магазину в определённом городе. Из открытых источников эту информацию получить невозможно. За одним адресом может скрываться совершенно различное число заложенных кладов. Вот, к примеру, цитата владельца магазина SHOCK из моего интервью:

В среднем, на один адрес в 1 грамм приходится 6-7 кладов, 5-6 кладов на 2 грамма, 4-5 клада – 3 грамма и около 3-4 кладов – 5 грамм.

На момент написания той статьи у магазина было 4000 сделок. У крупных шопов цифры по понятным причинам другие. Вот скриншот информации по загруженным Московским кладам у одного из крупнейших магазинов на Гидре, который мне прислал один подписчик:

Всего у данного шопа, как я уже сказал, в Москве в один момент времени было 19 товаров, 281 адрес и на всё это приходилось больше 2500 (>30 кг) реально заложенных кладов.

А теперь, после того, как я вам это всё рассказал, попытайтесь угадать, по чему Лента считала количество заложенных наркотиков? Понятно, что не по реальным моментальным кладам, так что остаётся два варианта: адреса или товары. Барабанная дробь, и... Лента считала клады по товарам.

Нет, это не шутка. Для того, чтобы это доказать, я скачал с Гидры информацию по всем добавленным адресам на момент 16 октября (файл вышел весом в 450 мб). Из него я достал количество уникальных товаров по каждой категории и сравнил с данными, которые дала Лента. Вот, что у меня получилось:

Как вы можете видеть, цифры практически идентичны. Здесь я должен подчеркнуть, что количество товаров не стабильно. В один месяц их может быть определённое количество, а в другой - совершенно иное. Товары добавляются и удаляются по множественным причинам, что это объясняет различие данных по гашишу, мефедрону и грибам на графике 2. Общее же число кладов и количество кладов по шишкам сошлось один в один.

Это доказывает, что Лента считала клады даже не по адресам, а просто по товарам. На примере крупного магазина, который я только что приводил, я показал, что на один товар может приходиться больше 100 реальных кладов. Лента же взяла и все эти 100 закладок представила как 1.

Отсюда вытекает ошибка и с оценкой стоимости/веса. Их Лента, насколько я понял, считала уже немного по другому. Аналитик не просто прибавил все значения из товаров друг к другу, а сделал это для каждого города, в котором товар был представлен. Я не на сто процентов уверен, что эта теория верна, так как при таком подсчёте у меня сошлись только значения стоимости всех кладов (227 239 445 рублей Ленты против 234 212 073 у меня) и значения по стоимость и весу грибов (599 000 рублей/1,3 кг ленты против 593 000/1326 грамм у меня). С марихуаной и гашишем не срослось, мефедрон я считать даже не стал. В любом случае, это не будет иметь никакого значения, после того, как вы посмотрите на следующий график:

Лента во всём ошиблась в 3-4 раза. Это настолько критично, что лично я с такими данными материал бы просто выпускать не стал. Про общее число кладов издание так и вовсе написало: "Ежедневно на Hydra кладётся 13265 закладок", хоть их расчёт не имеет никакого отношения к слову "кладётся". Это количество заложенных на момент сбора информации товаров, не количество закладок, которое добавляется за день. Хотя знаете, на фоне остального серьёзной ошибкой это назвать трудно.

В материале "На чём сидит Россия" я не стал много расписывать о числе кладов по одной простой причине. Получившаяся цифра была бы максимально ненадёжна. Всё, что вы видите в качестве моих данным на графике 3 - это сумма по адресам, не по кладам. Реальную ситуацию по весу и стоимости узнать просто невозможно, речь идёт о тоннах и миллиардах.

Впрочем, у меня один раз получилось посчитать число моментальных кладов на Гидре в один момент времени, когда подписчик скинул мне статистическую выгрузку небольшого магазина с площадки. Там по разнице ID добавленных кладов и проданных я пришёл к значению в 907 000. За вычетом всех добавленных товаров с продажей сканов паспортов, прочих электронных товаров и остального мусора выйдет, наверняка, около 900 000 кладов в день. Хотел бы я сейчас посмотреть на лица людей, которые в статье Ленты написали: "Ежедневно на Hydra кладётся 13 265 закладок".

Итоги

"Россия под наркотиками", или, как Лента назвала свой материал в рекламном креативе, "Hydra" - это ложь и дезинформация в красивой обёртке. За идеальным дизайном скрываются неумелые просчёты, лживые утверждения и просто очень посредственная журналистская работа. Ленте выпала возможность без преувеличения на всю Россию рассказать о таком явлении, как Гидра. С аудиторией и репутацией этого издания к проблеме можно было действительно привлечь внимание общественности, а не в маленькой комнатке гос. думы учить депутатов покупать наркотики на сайте, рассказывая им про дружелюбный интерфейс, а не про повальное наркопотребление.

Но Лента не стала критиковать правительство за то, что оно допустило появление такого гиганта. Лента не стала критиковать "палочную" систему, по которой работают правоохранителные органы, призывая общество обратить на это внимание, а государство всё поменять. Лента не рассказала о той ужасной эпидемии, что воцарилась в России из-за повального употребления солей: мефедрона и альфы-пвп (об этом наркотике вообще ни слова сказано не было). Всё, что издание сделало, так это написало:

Помимо семян конопли и грибных спор, на площадке можно купить удобрения, кокосовый субстрат (альтернатива почве), готовые гроубоксы любого размера, оборудование для гидропоники и аэропоники, специальные лампы. Кроме того, на площадке выложены обучающие мануалы и доступны платные онлайн-консультации с видеоуроками от опытных гроверов.

Спасибо за инструкцию, дорогая Лента. Единственное, на чём могут отразиться результаты вашего "труда", так это на увеличении количества поисковых запросов "Гидра ссылка". У вас был уникальный шанс на всю Россию прокричать о наркоэпидемии, поразившей нашу страну, предотвратив дальнейшее распространение её метастаз. И как вы этим шансом воспользовались?

Материал не несёт в себе призывов к употреблению и приобретению наркотических или психоактивных веществ. Помните, на территории Российской Федерации это карается реальным уголовным сроком. Подготовлено каналом DrugStat. Chatex - лучший обменник криптовалюты в телеграме. Мультивалютная биржа с самыми выгодными курсами и встроенным кошельком. Тысячи людей уже доверяют свои обмены Chatex'у, так начни и ты!