September 29, 2019

Camino de Santiago

Шагая с рюкзаком по тщательно утоптанным и очищенным тропинкам и дорожкам Camino я была уверена, что обязательно напишу подробный отчет о путешествии так, что читать его будет интересно. Я даже вела дневник, записывая в конце каждого дня события и впечатления.

Ничего не вышло. Сегодня мой четвертый день дома, а я никак не могу заставить себя написать всё так, как хотелось. И читать дневник не хочу, и фото смотреть. Какой-то своей непостижимой частью я всё ещё там и мне грустно, что всё закончилось.

Те люди, которых я наблюдала эти несколько дней, за время пути изменились удивительным образом. Загорели, запылились, помолодели, засияли или начали хромать, похудели, замкнулись или развеселились. Принято считать, что каждый найдет в своем путешествии что-то своё. Если бы меня кто-то спросил, что нашла на Пути я – не смогла бы ответить, хотя мысленно вела такие монологи не раз, ещё шагая по Испании. Хотелось бы чего-то значительного и осознанного, но как-то не получилось. Поняла, что крепко связана с домом и с теми, кого там оставила. Поняла что «кушать и спать – хорошо», спасибо Сереже за эту краткую формулировку ))
Единственное ценное, что приходит на ум – хотелось бы сохранить случайно найденную способность, которая позволяла мне вместо «как же все достало / плечи болят / ноги болят  / надоело жрать хлеб с сыром и помидором» говорить «ух ты, какие облака красивые!». И запускать на полную мощь эту радость от красоты, стараясь не думать о том, что твоя спутница в этот момент может мысленно проклинать твою «жизнерадостность», но будет вынуждена включиться в игру.

Мне показалось, я заметила то, что в этом находят некоторые другие – я смотрела на них, испанцев, французов, итальянцев, немцев и поляков, добравшихся до очередного маленького городка и устраивавших из вечернего ужина настоящие громкие посиделки с пивом и вином до десяти вечера (потом все порядочные паломники отправляются по кроваткам, вставать принято до рассвета). В их оживленных голосах слышалась радость, а настроение напомнило мне атмосферу пионерского лагеря во время прощального костра. Бесценное ощущение искреннего праздника бытия.

Мы привыкли видеть друг друга на дороге, ночевать в одних Albergue, приветствовать обычным Bueno Camino, обгоняя или уступая дорогу. Так у нас появился «наш аргентинский дедушка», «французы», Карлос, «мальчик-зомби», «наши старушки», «настоящий паломник – испанский красавец» и еще куча непоименованного народа.  Мы шли одним путем, но у каждого он был свой. В последнем приюте, в общей столовой, я видела фильм, в котором люди говорили о том, что они надеялись обрести или оставить в этом путешествии, среди них были те, кто вернулся домой без смертельного диагноза, но мы видели и немало могильных камней тех, кто остался у дороги навсегда.

Что такое Путь Сантьяго по факту – это лайт версия нормального похода. Уровень сложности ты можешь выбирать как по силам, так и по кошельку. Как мне удалось понять – испанцы с детства знают про этот путь и планируют по нему пройти хоть раз в жизни. Мы даже видели юных «каминцев», в синих футболках с ракушками-символами Пути. Типа «Внуки Сантьяго» )).

Теперь я буду думать, что надо бы мне как-нибудь опять выбрать время, маршрут и погулять там подольше – это точно того стоит.