October 11, 2023

Как ботать олимпиады, оставаясь счастливым? Часть первая

Диана Шилова — первокурсница Совбака. В 11 классе она одновременно ботала ЕГЭ, всеросс и перечневые олимпиады, но при этом не забрасывала ни хобби, ни социальную жизнь. В этом интервью вы узнаете, как при таком давлении Диане удалось сохранить жизненный баланс, взять призера и остаться физически и ментально здоровой.

Диана, привет! Прошел первый месяц учебы на Совбаке. Как твои ощущения?

С самого начала я понимала, что программа сильная и что в учебе я не разочаруюсь практически наверняка. Единственное, чего я боялась — что вокруг не найдется людей, с которыми было бы интересно общаться и учиться. Мои опасения оказались напрасными — люди здесь прекрасные. Как студенты, так и преподаватели. Учеба очень насыщенная, ее много, но курсы интересные, поэтому мне все нравится.

Расскажи, как давно ты решила поступать на Совбак? Чем обосновано это решение?

Когда я была в девятом классе, мои родители сходили на онлайн-день открытых дверей Совбака. Там им рассказали про возможность самостоятельно выбирать различные курсы (связанные и несвязанные с экономикой). Для меня это очень важно, потому что позволяет в процессе обучения понять, что мне более интересно, определиться с дальнейшей специализацией. Также для меня важными показателями было то, где работают выпускники Совбака, и то, что диплом РЭШ котируется по миру.

Тогда на ДОДе сказали, что годом ранее все бюджетные места были заняты всероссниками, поэтому, хоть мне и очень понравилась программа, она казалась недостижимой. Но я сразу решила, что если когда-то у меня сложится со всероссом, я пойду именно сюда.

Диана Шилова, первокурсница Совбака

Первый свой всеросс ты взяла в 11 классе. Это был твой приоритетный способ поступления? Готовилась ли ты к ЕГЭ?

В моей картине мира всеросс был единственным путем, который гарантировал мне поступление, потому что проходной по баллам ЕГЭ угадать невозможно. Но я понимала, что нельзя надеяться только на одну опцию. Вторым моим вариантом были перечневые олимпиады: я составила себе огромную таблицу, куда выписала, какие олимпиады дают 100 баллов/БВИ, причем не только по экономике, но и по обществознанию, русскому и английскому. Из всех этих перечневок я серьезно готовилась только к экономическим, но ездила почти на все (некоторые даже взяла). Вообще, наличие перечневых олимпиад меня успокаивало, потому что, делая упор на всеросс, очень тяжело заботать ЕГЭ на 100, а вот на 75 возможно. Ну, и саму подготовку к ЕГЭ я тоже не забрасывала.

Как много времени ты уделяла боту ЕГЭ и олимпиадной экономики? Уделяла ли ты время остальным школьным предметам?

Олимпиадная экономика занимала очень много времени, с декабря по март особенно (тогда использовались каждые свободные полчаса). Однако вплоть до всеросса я продолжала ходить на уроки и выполнять домашние задания. Делала я это по двум причинам: 1) На уроках мы готовились к ЕГЭ, что было моим запасным вариантом, 2) Предметы, по которым я ЕГЭ не сдавала, в основном, были мне интересны, поэтому помогали отвлечься от бесконечной экономики.

Занималась ли ты чем-то еще? Если да, то как тебе удавалось все совмещать?

В 11 классе у меня, конечно, было меньше внеакадемических занятий, чем до этого, но я все равно ходила на вокал и плавание. Занятия стояли в моем расписании, то есть каждую неделю на них было выделено фиксированное время. Это помогало мне не пропускать их, ботая экономику. Выходя со спорта или с занятия по вокалу, я ощущала, что какая-то перезагрузка происходит, мозг отдыхает и задачи намного продуктивнее решаются.

Более того, в день перед важными олимпиадами или экзаменами, когда готовиться уже не можешь, потому что сильно нервничаешь, я приходила в бассейн. Тренировка помогала мне успокоиться и настроиться.

Как сильно на тебя давила неопределенность с дипломом? Насколько тяжело давался упор на все одновременно?

У меня в голове постоянно крутилась мысль: «А что если всеросс взять не получится? А что если я зря трачу время?». В эти моменты мне помогало только одно — говорить себе, что я сделала все возможное, что у меня есть запасные варианты и что к ЕГЭ я тоже готовилась.

Диана с дипломом ВсОШ 2023

Что тебя мотивировало ботать? Был ли у тебя определенный график бота и отдыха?

Был период, когда я пыталась ботать и отдыхать по расписанию, но у меня совсем не получалось. Когда ты решаешь задачи, у тебя обычно два варианта: либо ты вошёл в поток, у тебя все получается и не возникает желания отвлечься, либо наоборот. Поэтому я всегда отдыхала тогда, когда чувствовала, что это необходимо. Еще я старалась проводить с друзьями вечера выходных, это очень помогало расслабиться.

Меня мотивировала мысль о том, что после финала всеросса, мне не надо будет ботать ЕГЭ и я смогу посвятить 5 месяцев себе и только себе. Еще мотивировали родители, наставник в школе, учителя, друзья. В общем, те, кто всегда меня поддерживал.

Боялась ли ты выгореть? Как тебе удалось этого избежать?

Бот олимпиадой экономики — это марафон, а не спринт. От первых этапов олимпиад до заключительного, даже в рамках одного сезона, проходит почти полгода. А я начала усиленно готовиться ещё летом перед 11 классом, и из-за этого было страшно, что силы закончатся. Чтобы выгорания не случилось, я не посвящала олимпиадной экономике все свое время, а продолжала делать то, что приносит мне удовольствие. Например, заниматься музыкой и спортом, гулять с друзьями и проводить время с родителями. Это позволяло мне жить настоящим, а не каким-то абстрактным моментом в будущем.

Посещала ли ты психологов в связи со стрессовым 11 классом? Как тебе помог этот опыт?

Регулярных консультаций с психологом у меня не было, но было много спонтанных встреч. Например, я ходила к психологу после регионального этапа — это помогло мне продолжать ботать, несмотря на то, что я еще не знала ни своих баллов, ни проходных. На сборах я разговаривала с психологом сборной Москвы по экономике — это тоже было очень полезно. Она, во-первых, прекрасный человек. Во-вторых, знает всю специфику олимпиадного мира. Вместе с ней мы проговорили, как лучше распределить оставшееся на подготовку время, как настроить себя перед туром и стратегии, к которым нужно прибегать, если не получается решить какую-то задачу. С ней же я говорила и на всероссе. В общем, она мне очень помогла.

В стикерпаке, который дарили на всероссе, был стикер с надписью «coffee. vseros. sleep. repeat» Как ты относишься к такому концепту?

Стикер из стикерапака ВсОШ 2023

Если мы зачеркнем сон, тогда у нас совсем не останется сил. Это значит, что вместе со сном мы зачеркнем и всю остальную жизнь: хобби и друзей. В таком случае, из нашей жизни пропадут не только силы, но и эмоции. А тогда зачем это все?

Как ты думаешь, что побуждает школьников так себя изматывать? Можно ли как-то изменить систему, чтобы она меньше давила на обучающихся?

На мой взгляд, проблема заключается в том, что многие видят поступление как конечную цель. Вот, они ее достигнут, поступят на программу, где проходной 410 баллов, и это обеспечит им долгую счастливую успешную жизнь. Но это не так. Есть разные пути, и университет только ступенька, которая может вам помочь, при этом помочь необязательно в карьере.

По поводу изменения системы, все достаточно сложно. В современном мире концепция успеха часто сводится к тому, что ты работаешь 25 часов в сутки 8 дней в неделю, зарабатываешь много денег и двигаешься по карьерной лестнице. Эта парадигма проецируется на школьников: ты должен выжать из себя максимум, потому что только так сможешь стать успешным. Если мы хотим сделать так, чтобы школьники перестали себя изматывать, нужно менять общественные представления об успехе.

Считаешь ли ты, что романтизация учебы, как альтернатива work - life balance, может помочь сохранить ментальную стабильность?

В долгосрочном периоде совершенно точно нет. Это до поры до времени кажется, что можно работать, не уставать, не спать, и что всегда будут находиться какие-нибудь мотиваторы по типу знакомых, ботающих твой предмет. Но при таком образе жизни обязательно наступит момент, когда мотивации просто не хватит. Даже на исполнение самых желанных целей. Поэтому нужно сделать так, чтобы такого не произошло в этом помогает умение отдыхать, делать то, что приносит удовольствие в моменте.

Какие советы ты можешь дать школьникам, ботающим олимпиады? Хотела ли бы ты что-то исправить в своей подготовке к всероссу?

В своей подготовке ко всеросу я бы изменила одну вещь не ездила бы каждую субботу 11 класса на занятия команды Москвы. Для меня это было совсем бесполезно, потому что семинаристы не уделяли внимания студентам, и я не могла проконсультироваться по решенным задачам. Но как бы то ни было, стоит пробовать все доступные варианты подготовки, потому что то, что не подошло мне, может подойти вам.

Вообще, самое главное это всегда, всегда иметь запасной план. Жизнь это лотерея, и никогда не знаешь, что может пойти не так. Важно быть готовым к неудаче, чтобы она не смогла вас сломать и вы нашли в себе силы идти дальше, по какому-то другому пути.

Из более приземленных, так сказать, советов, могу сказать следующее найдите какое-нибудь дело, на которое вы могли бы переключаться, чтобы отдохнуть от ботанья. Что угодно: хоть бег, хоть кроссворды, хоть вязанье. Также важно, чтобы вокруг были люди, которые тоже ботают ваш предмет. Тогда вы будете вместе ботать и при этом вместе отдыхать, и вас не будет мучить мысль о том, что какие-то абстрактные «все» ботают, пока вы отдыхаете. В общем, прислушивайтесь к себе, спрашивайте себя, чего вы хотите. Может вам вообще не нужны олимпиады, а если и нужны, то жизнь совершенно не обязательно должна крутиться исключительно вокруг них.

И помните, что все обязательно. будет. хорошо!

Котенок, озаренный светом