January 24

Ты решаешь даже не на сто, а на все двести...

Уже в эту пятницу пройдет региональный этап по экономике. От редакции мы желаем тебе отдохнуть в четверг, чтобы выспаться и прийти со свежей головой на олимпиаду. Мы решили также узнать секрет успеха у ребят, чьи результаты оказались максимальными у всей параллели 11 классов — у Даниила Позднякова и Александра Шайко, студентов первого курса Совбака.

Как вы готовились к региону? Было ли это сложно?

Даниил: Для меня главное было прорешать как можно больше тестов, поэтому сборник Александра Шиварова и подборки разных курсов очень помогли. Так же в группе Александра Николаевича мы много посвящали время именно региону. Нагрузка очень сильно зависела от недели. Были периоды, когда ее было мало (в период активной учебы в лицее), а были, когда почти весь день на одной задаче сидел. По поводу сложности — когда интересно, не сложно.

Саша: Я готовился к региону, можно сказать, два года. Поступив в Лицей НИУ ВШЭ, в первый год я не попал в группу к Александру Николаевичу Челеховскому, где быстрее проходят экономику. Это меня не сломило: важно после первой неудачи не сдаваться и идти дальше, если хочешь достичь цели. Я никогда не понимал, зачем грустить, если это состояние только отбрасывает назад. Поэтому я понял, что недоботал, и решил ботать дальше. В 11 классе я уже поступил на интенсив к Александру Николаевичу. Занимался с репетитором до первого легендарного курса Пси в Олмате, и во многом я прокачался от него. Затем я ездил на много выездных школ — три смены в ВЭШ и пять смен в Олмате, брал всевозможные курсы в Олмате (ПсиХи, курс по макроэкономике, интенсивы к региону, по тестам и другие), принимал участие в интенсивных лицейских сборах. Так я и подготовился за 10-11 классы.

Саша Шайко (желает вам успехов!)

Много ли вы переживали за считанные дни до региона? Что вам помогало с этим справляться?

Даниил: Почти не стрессовал. Когда чувствуете стресс, есть 3 варианта: ботать (если это раньше, чем 3 дня до региона), отвлечься на отдых (если позже, чем 3 дня до региона) или подумать о других олимпиадах.

Саша: Как и у всех, у меня было плохое предчувствие. К тому моменту у меня был только призёр Сибириады за десятый класс, поэтому я волновался: «А вдруг, что-то произойдёт, и я ничего не возьму?». Думаю, так бывает у каждого. Главное — это не загоняться, продолжать работать и верить в лучшее.

Также не бойтесь показаться для себя суперкрутыми. Бывает такое, что ты просто не веришь, что способен решить задачу, и начинаешь сомневаться в себе. Это сильно тормозит прогресс. Поэтому просто не бойтесь.

Что было самым полезным в последние дни перед регионом?

Даниил: Я старался отдохнуть и абстрагироваться от экономики. Мне кажется это главное. Если не получалось то повторял Нобелевских лауреатов последних лет. Я отдыхал именно за пару дней до олимпиады, а не перед самым регионом. Это, мне кажется, все советуют, и я так сделал, потому что важно не допустить накопленной усталости перед регионом. А до этого, конечно, отдыхал по минимуму.

Даниил Поздняков (уверен в твоих силах!)

Саша: Из-за того, что я переживал, я почти не отдыхал и ботал даже в новогодние праздники. 31 декабря и 1 января я ботал целые сутки напролёт. Так, я отдыхал всего один день перед регионом (мы ходили с папой на лыжи), а в сам день региона повторял сложные тестовые вопросы.

Из-за этого на регион я пришёл достаточно уверенно, начал решать задачи без стресса. И в итоге написал очень хорошо. Поэтому уверенность в своих знаниях — один из ключевых факторов успеха.

Но отдыхать тоже очень важно. Выгорание ни к чему хорошему не приводит. А если вы продолжаете на свои уже полученные знания набрасывать новые, то знания могут не уложиться. Но если вы будете планировать качественный отдых, то вполне можете грамотно всё переварить.

Что посоветуете ребятам, которые через пару дней пишут регион?

Даниил: Конечно, отдохнуть заранее, и главное — стараться не нервничать. Получите удовольствие от интересных (надеюсь) задач! Если вы оставляли для себя какие-то пометки, чтобы не забыть, — то обязательно повторите их (как я делал — я выписывал вопросы из сборника, которые могли мне помочь). Если нет, то экономические факты, как те же Нобелевские лауреаты, инфляция, ставка и другие. (От редакции — не пропустите наш материал 2024 года).

Саша: Как вы уже поняли, я рекомендую провести время с близкими, перебороть себя и отвлечься от экономики хотя бы за два дня до экзамена. Также я бы советовал изучить материалы к региону, который готовил Econ.Talk, перечитать учебник Рэма Бахарева, поповторять тестики. То есть не нужно никакого интенсивного жёсткого бота, постарайтесь с кайфом провести оставшиеся дни. Главное: никогда не расстраивайтесь!