Церкви
August 9

Ступа Мира в Погатихе

К буддизму я, как фанат Пелевина, присмартиваюсь давно и пристально. Моё первое знакомство с живой традицией я уже описывал здесь. Это был удивительный опыт, который оставил гораздо больше вопросов, чем ответов.

Теория

Что же такое буддизм? Слово слышали все, но представление обывателя об этом явлении очень далеко от представления самих адептов. Я попробую коротко описать учение Дхармы. Сразу хочу предупредить, что мне придётся сильно упростить предмет, который бесконечно сложнее и глубже моего тезисного описания.

Итак, Буддизм — объединённое название восточных учений, которые объединены преемственностью от Будды Шакьямуни. Основой всех учений можно считать короткую Сутру Запуска Колеса, которую можно почитать, например, здесь. Коренной смысл учения Будды тезисно можно описать так:

  1. Существование в сути своей является непрерывным циклом тягот(страданий)
  2. Следует стремиться к окончательному избавлению от тягот
  3. Тяготы рождают желания, которые и привязывают нас к этому миру
  4. Нужно избавиться от желаний, чтобы избавиться от страданий, став Просветлённым(Буддой) и уйдя в Нирвану, прервав цикл перерождений
Сансара с заключёнными в ней мирами, по которой странствует "душа". Демон, держащий колесо и есть Страдание

За более чем 2500 лет своего существования, буддизм успел распространиться на огромной территории и разделиться на многие версии учения с собственной спецификой.

Глобально буддизм разделяется на две части: Тхеравада(Хинаяна) и Махаяна.

Тхеравада представляет более консервативную версию и не сильно отходит от четырёх тезисов, приведённых выше. Адепт тхеравады ставит собственное просветление и освобождение из Сансары главной и важнейшей целью.

Махаяна стоит на том, что Тхераваде Будда учил явно, а самых лучших учеников он обучал тайному знанию, суть которого можно свести к следующему:

  1. Главная добродетель Будды — любовь ко всем живым существам
  2. Такая любовь приводит к тому, что Просветлённые не уходят в Нирвану, оставляя живых существ в Колесе Страдания, а остаются в Сансаре для того чтобы помогать всем существам достигать пробуждения. Такой просветлённый становится бодхисаттвой.
  3. Бодхисаттвы и Будды — источник всех благ в мире, к ним можно обращаться с молитвой, они помогают в мирских делах и в делах достижения состояния Будды
  4. Таким образом, главная цель адепта Махаяны — помощь всем живым существам в достижении просветления. В первую очередь через любовь к ним и через жертвование своих кармических заслуг на благо всех живых существ

Впрочем, Махаянские традиции отличаются большим разнообразием и данная структура представляет упрощенное изложение для примерного понимания разницы с Тхеравадой. В частности, в эту схему совершенно не вписывается Дзен(Чань)-Буддизм, который в своих книгах описывает Виктор Пелевин

В нашей стране(Бурятия, Калмыкия, Тыва) доминирующей является махаянская традиция Ваджраяны. Это учение родилось в Тибете и пришло к нам через Монголию. В горах Тибета буддийские идеи плотно переплелись с местными тибетскими учениями, традициями, верованиями и практиками.

Главная идея Ваджраяны — тождественность Сансары и Нирваны. Эта идея прорастает через всю махаянскую традицию, но в Ваджраяне выражена особенно чётко. Освобождение здесь достигается не в результате побега из Колеса, а через прекращение страданий посредством любви ко всем существам, миру и достижения полной осознанности.

Кроме того, Тибетская Ваджраяна — тантрическое и эзотерическое учение, которое уделяет большое значение энергиям, ритуалам, практикам, поклонению языческим тибетским и/или индийским богам и достижению блага, в том числе и материального, в этой жизни, а не в следующих.

Ещё одной характерной особенностью является гораздо более сильное почитание гуру и учителей, которые часто считаются переродившимся Бодхисатвой.

Символ Ваджраяны

В Нижнем Новгороде два буддийских центра, представляющих две из пяти главных Тибетских школ. В прошлый раз я рассказывал про поход в центр Карма-Кагью. В этот раз ступу открывали адепты Гелугпы — самой распространённой тибетской школы, главу которой(Далай Ламу) часто ошибочно называют главой всех буддистов, хотя по своему формальному статусу он ближе к Патриарху Кириллу, чем к Папе Римскому.

Практика

Путь до Линды

Я уже давно знал, что другой буддийский центр строит Ступу. Это было очень необычно и я представлял это как буддийскую дачу в часе езды от Нижнего, куда время от времени выезжают десяток человек поводить хороводы и попить чай на природе. Реальность, как это часто бывает, оказалась совершенно не такой.

Всё началось с поста в телеге о сборе на церемонию открытия Ступы. Моя чуйка сразу определила это мероприятие как потенциально-запоминающееся приключение. Дополнительный интерес пробуждала уникальность события — едва ли в жизни я смогу ещё раз побывать на открытии Буддийской Ступы в селе Нижегородской области.

Первым дело надо было попытаться найти спутников. Во-первых, разделить с кем-то приключение всегда веселее. Во-вторых, очень бы хотелось поехать на своих "колёсах", а не напрашиваться в машину к чужим людям. Но решился я довольно поздно и абсолютно все потенциальные люди с автомобилями были заняты. Я попробовал позвать людей и без автомобилей, но никто не загорелся.

В итоге я остался один. Минусы понятны, но здесь крылся и плюс — одному договориться о подвозе было проще. Я написал контакту из центра, мне скинули номер женщины-водителя, мы созвонились и согласовали маршрут. Нужно было в 7 утра прыгнуть на электричку до посёлка Линды, где меня и ещё троих попутчиков подхватит Наталья на авто и мы покатим в сторону деревни Погатихи, где и будет проходить открытие.

В пятницу вечером я рано лёг спать, предвкушая завтрашний день. Проснулся гораздо бодрее обычного, схватил рюкзак и отправился на вокзал. Я вышел на легке, взяв с собой только свой протестантский худак. Как оказалось, в группе за день до этого было выложено метеорологическое предупреждение о дожде в этот день и совет брать с собой зонты, дождевики и непромокаемую обувь.

Пришёл ко времени. Взял билет. Сел около окна. Тронулись. Подумал, что для атмосферы неплохо бы послушать какую-нибудь буддийскую литературу. Нашёл в Яндекс Музыке книжку Далай Ламы и час слушал её, пока электричка несла меня к первому контрольному пункту.

Вышел на платформе и начал озираться по сторонам. Мы договорились, что водитель будет ждать меня около серого авто, но вокруг были только густые лесные массивы. Мы созвонились и женский голос направлял меня, пока я не вышел к главной дороге, где меня уже ждали. Мы познакомились и я с улыбкой отметил, что собираемся мы в двух шагах от Рая

Все места в машине были были заняты. Везла нас Наталья — опытный адепт. На переднем сиденье рядом сидела её подруга и тоже адепт. На заднем сидел я, с другого края мужчина лет тридцати, в первый раз знакомящийся с традицией, а между нами сидела опытная в буддийских делах женщина.

Дорога до Погатихи

Первое, что у нас спросила Наталья было: "А вы на каком уровне?". Это меня несколько озадачило, но ещё больше меня удивило, когда совершенно стандартно выглядящая женщина между нами ответила, что она пока на первом и спросила у сидящих спереди об их достижениях. Они ответили, что уже на втором.

Как оказалось, у них в центре есть деления на уровни. Уровни осознанности, владения энергиями и т.д. Всего уровней, как они сказали, четыре: первый общий, второй общий, третий мастерский и четвёртый учительский. Первый общий даётся после оплаты специального двухдневного интенсива, который стоит 6К. Он даёт тебе возможность лечить и восстанавливать себя через управление собственными энергиями.

Для второго уже требуется предварительная подготовка, заключающаяся главным образом в начитывании определённого числа определённых мантр. Второй уровень стоит значительно дороже, но позволяет во-первых лечить не только себя, но и других. Во-вторых, делает проще твоё лечение силами мастеров и учителей. В-третьих, ты обучаешься специальным знакам, мысленно чертя которые ты можешь ставить энергетическую защиту, ускорять события и творить другое волшебство. Главный такой знак — Чо Ку Рэй. Можете прочитать про него здесь.

Чо Ку Рэй

И вот это всё вылилось на меня в первые же минуты поездки. Как часто бывает, встреча с реальностью духовной жизни религиозного течения, камня на камне не оставила от моих изначальных представлений. Звучало это всё настолько по-сектантски, что я подумал, что либо женщины не понимают во что верят, либо всё их учение Буддой только прикрывается.

Как я позже выяснил, это действительно принимаемая и уважаемая в буддийском мире техника Рэйки, в которой действительно имеется ровно такая сектантская ступенчатая история. В целом весь буддизм в России совершенно не такой, как представляется среднему русскому человеку. Он как раз про энергии, духов и богов, а не про сидение и созерцание в позе лотоса.

Однако в моменте меня крайне удивила их картина мира и учение. У меня проснулось исследовательское любопытство и я начал дальше распрашивать про их теории и практики.

Оказалось, у них в Центре есть собственная гуру и великий мастер Рэйки — Марина Сафина, которая и даёт всем посвящения. Тут я вспомнил, что видел у них в паблике, как Марина только-только вернулась с праздника в честь Варуны. Варуна — языческий бог, повелитель нагов(змей) и покровитель мудрости.

Стутуя Варуны в Улын-Удэ. Сразу видно, Король Мудрости.

И я, не зная как лучше спросить, спросил прямо: "Извините, а вот Боги, Варуна там, они, ну, они есть? Реально существуют?". В душе я надеялся, что они скажут мне, что это некий конструкт или, может быть, олицетворение энергий или ещё что-то такое. Но женщины уверенно заявили мне, что Варуна действительно есть в прямом смысле этого слова, точно так же как есть и другие участники пантеона, которые прямо влияют на нашу жизнь.

Я попытался выяснить, встраивается ли в эту картину Бог в авраамическом смысле. Они ответили, что всё легко встраивается. "И бог Варуна есть, и Христос есть, а в чём проблема"? Я попытался с нескольких сторон подсветить несостыкуемость одновременного существования Изначального Творца и равных ему существ, но мы говорили на совершенно разных языках, так что я не стал ругаться.

Тем не менее, меня заверили, что Христа уважают и часть их собственных ритуалов проходят с использованием "христианского эгрегора". Эгрегор это что-то вроде общего биополя людей и очень комплексное понятие в эзотерических практиках.

Так мне рассказали о ритуале разговора с душами предков, который практиковала Наталья. Она разговаривала с прадедом, прочитав сначала специальную мантру, а потом православную молитву. Прадед ей сказал, что вот этот вот надоедающий ей сосед на самом деле её троюродный брат. Она сказала об этом соседу, тот пошёл выяснять у своей бабки и действительно оказалось, что они родственники. Отношения сразу улучшились.

В общем, в пути женщины рассказывали мне множество примеров как их разнообразные практики помогают им и их родственникам в бытовых вопросах. В таких разговорах мы и провели два часа до Погатихи.

Ещё на подъезде я заметил странные этимологические находки. Например, чтобы добраться до деревни, нужно было проехать реку Буддиха. И в целом, все названия здесь были какие-то странные и ведические. Само слово "Погатиха" я никак не мог соотнести с чем-то русским и в голову приходили ассоциации с восточными пагодами.

Ещё на подъезде к селу я увидел длинные ряды автомобилей на обочинах и понял, что, похоже, фестиваль будет несколько больше, чем я рассчитывал.

Достигнута контрольная точка

Декорации

Выйдя из машины я тут же отметил, что на небе ни облачка и солнце активно прогревает окружающие нас зелёные массивы и редкие покосившиеся дома. При этом, в этом месте в этот день передавали сильные дожди.

"Марина с ламами наколдовали", — с улыбкой подметила Наталья. Мы выгрузились и оправились к ступе. Прошли пару домов и магазин с почти полностью выцвевшими вывесками. По пути к ступе осмотрительные организаторы разместили указатели.

На входе нас встретили как будто бы доисторические окаменелости вековых деревьев. Удивительное место.

Сама Погатиха, если убрать отсюда буддистов, предстанет совершенно обычным захолустным медвежьим углом, не заброшенным исключительно из-за упорства и бедности немногочисленных местных жителей бальзаковского возраста.

Местный центр

Мы, наконец, добрались. Буддисты выкупили здание местной школы, отремонтировали и основали здесь штаб своего центра. "Марине предлагали много разных мест, она всё объездила и остановилась здесь. Здесь Центр, Место силы. Очень энергетически заряженное пространство."

Мероприятие оказалось настоящим большим фестивалем. Людей оказалось гораздо больше ожидаемого мной. Всё было украшено разноцветными шарами, тканью и вручную написанными сутрами на тех же разноцветных платках.

Слева я заметил Ступу, которая была гораздо больше и красивее, чем выглядела на фотографиях. Вокруг неё ходили люди, кланяясь ей и прикладывались к ней руками и головой.

У порога школы раскинулись пара прилавков, организовав маленькую импровизированную ярмарку.

Я решил разгуляться и взял себе чётки, браслет, серьги для Тусечки, маленький шарф и пару книжечек с мантрами

Между Ступой и школой располагалась сцена, внизу которой был длинный баннер, рассказывающий историю закладки и строительства этого религиозного обелиска.

Ступу, как мне объяснили ещё в машине, нельзя просто захотеть и построить. Чтобы она работала, надо сделать "закладку". В основание ступы были замурованы 15 тысяч отлитых изображений божеств, с начитанными на них мантрами и более десятка ящиков сутр, написанных вручную.

Ступу надо, во-первых, правильно заложить, во-вторых, правильно построить и ,в-третьих, правильно освятить. Собственно сегодня и состоится ритуал финального освящения.

Из колонок играли мантры, я ходил и рассматривал необычное и пёстрое окружение. Заметил как перед ступой хозяйничается какой-то тощий шаолиньский монах

Пока я осматривался, люди всё пребывали и пребывали. Всё теснее становился круг вокруг Ступы.

За ступой располагались вот такие шесты с разноцветными платками. Подойдя ближе я понял, что это не просто платки, а так же вручную написанные сутры и мантры

А ещё, по какой-то причине возле этих шестов и вокруг ступы вообще было удивительно много бабочек. И вообще всё тут было какое-то очень лёгкое и яркое

Из здания школы вышли высокие гости. Я сразу заметил азиата в необычном наряде и захотел с ним сфоткаться. Он с радостью согласился.

Тут уже все стали фоткаться со всеми

В красном платье - та самая главная местная гуру Марина, правее её муж, а ещё правее хореограф сборной России по фигурному катанию в таком же белом хадаке, какой и я купил за соточку.

Официальная часть

Ведущий попросил всех рассесться на брёвна, потому что начинается церемония открытия.

Ведущий разговаривал и вёл мероприятие как типичный ведущий. Профессионально.

Перед началом нам раздали "молитвословы" — небольшие книжечки с мантрами. И все стали одновременно по кругу читать стослоговую мантру

Кружок, как все её читают: https://t.me/c/1171279623/18835

Я читать не стал. Во-первых, это всё выглядело слишком сектантски, а во-вторых, я, как правило, не участвую в ритуалах, которых не понимаю. Мало ли, а вдруг какую-нибудь бесовщину подсунут. Бережённого бережёт.

Единственная мантра, которую я прочитал вместе со всеми была известная мне "Ом Мане Падме Хум", которая и в целом является самой известной буддийской мантрой. С ней же я купил себе чётки — на каждой бусине по четыре слога с четырёх сторон.

Далее начались благодарности. На сцену вышла Марина с мужем.

Первым делом на сцену позвали благодарить бурятского ламу

Лама подарил местному центру икону из своего дацана(буддийского храма)

Следующим на сцену для благодарностей позвали калмыкского ламу

Он рассказал притчу о Ступе, объясняя её важность

Однажды к монахам пришёл мужчина, желающий присоединиться к ним в монашеских практиках. Монахи ответили, что у него слишком мало кармических заслуг и он не сможет стать манахом. Тогда вперёд вышел сам Будда Шакьямуни и сказал, что он, будучи просветлённым, видит больше его прошлых жизней. И он видит, как много жизней назад этот мужчина был поросёнком. И однажды за ним погналась собака. Поросёнок же, убегая от неё, случайно пробежал вокруг ступы и в этот момент он накопил столько кармических заслуг, что и спустя много жизней их хватает для принятия мужчины в Сангху.

Все посмеялись с этой истории и уложили себе важность и значимость происходящего сейчас открытия.

Следующим для благодарностей вызвали главу местной администрации. Он был каррикатурно толстым мужичком и был явной белой вороной во всём этом празднике ярких цветов

Далее позвали ещё трёх важных гостей

Оказалось, что мужик в странном костюме это главный строитель ступ. Но даже он никогда не строил такую высокую ступу Мира и изначально посчитал идею безумной.

Женщина принесла хлеб и соль и спела песню о пастухе, тоскующему по любви и беспокоящимся за своё стадо. Я не запомнил, что это за язык, но он был удивительно похож на украинский(благо Калмыкия не так уж далеко).
Послушать можно вот в этом кружке: https://t.me/c/1171279623/18837

После поблагодарили все филиалы центров Марины из Питера, Дзержинска, Москвы и других городов.

После ламы сели в шатёр и начали читать мантры. По много раз они нараспев произносили одни и те же слова на непонятном языке. По началу меня качал этот этник-транс, но довольно скоро на меня напала сонливость и усталость. Опытные женщины со второго уровня мне объяснили, что это потому что у меня произошёл переизбыток энергии. Я думаю, что, возможно, ранний подъём и день без отдыха тоже могли сыграть небольшую роль.

Был очень худой лама, средний лама и очень тучный лама

Далее начался ритуал "Золотого дождя"(я не шучу), который заключался в том, что люди выливали вокруг ступы молоко по четырём сторонам.

После ламы и представители центра торжественно разрезали красную ленту, официально открыв Ступу.

После ламы прошлись вокруг ступы, окропив её освящённым рисом и пригласили всех повторить их ритуал. К ламам тут же выстроилась огромная очередь

Тут ко мне подошла женщина и тихо сказала, что, к сожалению, ходить вокруг Ступы в шортах нельзя. Я с удивлением ответил ей, что нарезал уже много кругов. Она ответила, что сейчас это официальное открытие и предложила взять в здании школы какие-нибудь штаны. Я был удивлён, но традиции "чужого монастыря" надо уважать, так что я оптравился искать какие-нибудь штаны. Меня подхватил муж Марины и попросил пару минут подождать и он обязательно мне поможет.

Я решил воспользоваться временем ожидания, чтобы получше рассмотреть здание школы изнутри. Благо смотреть было на что.

Тантрическая картина, рядом с которой висела икона Божьей Матери
Визуальный каламбур
Как же хотелось в него ударить

В итоге меня завели в комнату и дали на выбор двое штанов. Я выбрал те что побольше и надел грязные брюки прямо поверх своих шорт.

Вы теперь одеты как чёрт буддист

Пока я переодевался очередь более-менее схлынула. Сначала человеку надевали на шею синий шарф-хадак. Но, поскольку у меня уже был белый шарф, синего мне не дали(хотя он и показался мне красивее).

Потом я подошёл к ламам и каждый из них сильно ударил меня по лбу каким-то свитком. Освящённого риса на меня уже почти не осталось, так что я зачерпнул лишь пару рисинок и бросил их в верхнюю часть ступы. Прошёлся пару раз и пошёл на выход.

После этого ведущий позвал всех на общее фото и получилась вот такая историческая картинка

Началось время обеда. К столам с едой вновь выстроилась огромная очередь.

В итоге я простоял и собрал вполне себе неплохой обед

Фотка чисто для инсты

После начался концерт. Начал его тот самый весёлый лама, который рассказывал притчу про поросёнка. Он спел песню на калмыкском.

Главный слушатель

Было неожиданно много русских народных танцев

В декорациях Ступы всё выглядело фантасмагорично. Ну точно какой-то роман Пелевина.

Мальчишка рассказал стишок про мирное небо для всех детей.

Юный экстремист

Далее на сцену вышла женщина и играла на каком-то чудаковатом инструменте, изобретённом в Швейцарии.

Что? Почему? Как? Так много вопросов...Но играла красиво

Были и ожидаемые индийские танцы

Концерт ещё не закончился, но мои спутники уже начали собираться, чтобы успеть на последнюю электричку до Нижнего. Делать было нечего, пришлось оставить концерт. В это время женский хор затянул какую-то протяжную песню, как будто специально подобранную служить нам музыкой на уход.

Приключение подходило к концу и, дабы закольцевать, я вновь сфотографировался с контрольной точкой

Эпилог

Дорога домой как всегда была гораздо быстрее. Мы делились впечатлениями и мыслями по поводу всего произошедшего. В Линду мы вернулись уже как будто добрыми друзьями.

Тут была настоящая фотография нашей буддийской банды, но одна из участниц попросила меня это фото удалить

Дальнейший путь до платформы и время в электричке мы провели в разговорах на самые разные темы. Запомнилась мне финальная речь моей спутницы в розовой футболке о природе ангелов, которые, как она уверяла, никак не могут быть отличимы от людей. Я ответил, что это же почти теми же словами мне рассказывал и пятидесятнический пастор.

Ещё она рассказала, что есть люди-роботы, полностью подчинённые своей программе и не способные вырваться из алгоритмов своей привычной деятельности. При этом оба рассказа она передавала с какой-то странной хитрой улыбкой, природу которой я никак не мог понять.

Едва сойдя с электрички эта женщина и молчаливый Андрей, с которыми я был от начала и до конца этого путешествия вдруг очень быстро затерялись в толпе, хотя выходили из вагона мы вместе и шли в одну сторону. Я думал всё-таки отыскать их и попрощаться, но сколько не оглядывался, так и не смог поймать их взглядом ни на станции, ни на вокзале, ни на выходе.

Я сразу понял, что это будет одно из самых необычных приключений.
Всё оказалось прямо как я думал, но ещё масштабнее, веселее и экзотичнее.
В итоге вернулся с огромным багажом впечатлений и коллекцией артефактов для буддийского уголка своего жилого музея.