May 18, 2022

С собакой на самолете за границу. Мой опыт

Чуть больше недели назад внезапно выяснилось, что я лечу в Тбилиси. И что по ряду обстоятельств моего ненаглядного пёселя тоже придется брать с собой. До этого Вилсон ездил только на такси, на электричке и один раз на дальнобойщике (это отдельная история, расскажу как-нибудь). Из всего того, что я слышала о перелетах с собаками, у меня сложились следующие впечатления:

  • нужно собирать вагон документов, и желательно было начинать еще в прошлом году
  • авиакомпании над собаками всячески издеваются, морят холодом, кидают об стену, и вообще долетит ли собака - большой вопрос (у меня яркое и богатое воображение, да)

Итак, дано: собака породы «благородный дворянин», 23 кг.

Пункт отправления: Питер

Пункт назначения: Тбилиси (то есть лететь по-любому с пересадкой)

Времени на подготовку: 1 неделя

Собственно, пассажир

Перечитав гору информации, я постаралась выстроить план действий. Кажется, у меня получилось. Итак:

Самое первое - проверить наличие чипа, ветпаспорта и прививок (от бешенства + комплексная вакцинация (против чумы плотоядных, гепатита, парвовирусных инфекций и аденовирусных инфекций, лептоспироза). Если ничего этого нет, придется задержаться. Сначала поставить чип, потом (буквально через 1-2 дня) вакцинация и потом 21 день карантин. То есть животное должно быть вакцинировано не позднее 1 года и не раньше трех недель до предполагаемого вылета. Поставить чип и сделать вакцинацию можно практически в любой ветклинике. Нюанс: если пес был вакцинирован от бешенства ранее, но чип вы поставили только сейчас, нужно вакцинировать снова. Ну и вся инфа, собственно, вносится в ветпаспорт.

Вилсону чип поставили лет восемь назад, а вакцинировала я его в декабре 2021, так что здесь я выдохнула и перешла к следующему шагу.

Второе. Проверить правила перевозки собаки у авиакомпании. Обязательно, до покупки билета! Иначе могут быть сюрпризы. Некоторые компании не принимают собак вообще, где-то категорически не берут собак бойцовых пород. Отдельная история - брахицефалы. Такие собачки вообще крайне тяжело переносят перелеты.

На собаку тоже нужно покупать отдельный билет. Количество таких билетов на каждый рейс ограничено, поэтому до покупки билета нужно запросить место в авиакомпании. Собак мелких пород можно брать в салон в мягкой переноске (но билет тоже нужен!).

Я косякнула и сначала купила билет себе, не запросив место для собаки. Потом стала звонить в «Белавию», и мне велели сказать размер переноски и - внимание - вес собаки вместе с переноской (как, блин, их взвешивать?). Переноски у нас не было! Поехала в магазин вместе с питомцем, примерять и покупать.

Да, я не стала заказывать переноску на сайте зоомагазина «на глаз». Так как я сдаю пса в багаж, переноска должна быть жесткой, хорошо вентилируемой, собака должна там легко стоять, лежать и поворачиваться. Дверца должна надежно закрываться. Я брала вот такую (не реклама! даю ссылку, чтобы было визуально понятно). Размер L (собака у меня размером с очень хорошо откормленного бигля).
В магазине переноску взвесили. Дома я также взвесила собаку, все сложила, получилось около 30 кг. Позвонила в белавию, сообщила размеры и вес, запрос отправили, велели ждать сутки. Через сутки подтвердили, что билет на собаку одобрили, и теперь нужно платить!

Третье. Купить билет. Может, у каких-то авиакомпаний и можно купить билет на животное онлайн, но в моем случае нужно было ехать в билетную кассу. Обычно они есть в аэропортах, но лучше (а иногда даже необходимо) все делать заранее и поискать авиакассу вашей авиакомпании у вас в городе. Я сразу же поехала в офис Белавии в СПб, находится в районе Садовой. Ура, все оплачено, билет на пса выписан. Получилось около 12 тыс рублей (разорение, разврат, а что делать).

Четвертое. Обработка от глистов. Питомца важно дегельминтизировать каждые 3 месяца (ну, если совсем по фен-шую), а перед вылетом - за 5 суток до отправления (не раньше! но тут я путаюсь, лучше уточнить на ветстанции). Покупаем для песеля таблетку в ветаптеке (я брала мильбемакс). С таблеткой обычно дают наклейку для ветпаспорта. В ветпаспорт клеим наклейку, пишем дату дегельминитизации.

Пятое. Получить форму 4 (Ветеринарное свидетельство формы №4) и потом поменять ее на форму 5. С ними все путаются. Итак, алгоритм:

Сначала - форма 4. Ее еще путают с формой 1 (форма 1 - для выезда в другой регион, а также в страны Таможенного союза с Россией. Грузия в него не входит). Итак, нужна форма 4. Ее можно получить только на государственной ветеринарной станции - городской или районной. То есть клиника "Добрый доктор Вася" в соседнем доме не подойдет. В СПб такие формы выдает Государственная Ветеринарная Служба. У них много адресов по городу.

Приехать туда нужно с собакой и ветпаспортом. Ветеринар проверит прививки в ветпаспорте и чип (выглядит забавно, к собакену подносят такую штуку, как в супермаркете, делают "пик", и на маленьком экранчике высвечивается номер чипа). И после этого все заверит и выпишет форму 1. С меня за это удовольствие взяли около 900 рублей, вполне бюджетно. Справка действует 5 дней! То есть ранее чем за 5 дней до вылета ее делать не надо.

Форма 4. Выглядит примерно так, но у меня она была в ч/б

Берем форму 4 и едем менять ее на форму 5 в пограничный контрольный ветеринарный пункт. Такие пункты есть в аэропортах, и многие меняют форму непосредственно перед вылетом. Но я, как всегда, решила все сделать заранее, что и вам советую. Ну мало ли, именно перед вашим рейсом там будет обед/выходной/технический перерыв/непредвиденные обстоятельства/луна в фазе льва.

Кстати, пограничные ветеринарные службы бывают и на международных вокзалах - в Питере таковая нашлась на Финляндском, куда я и направилась (да, можно и на вокзале получить, не важно, летите вы самолетом или нет). Ехать нужно тоже с собакой (проверят чип!). Мне дали форму 5 и еще посадочный талон. Так что в день отлета в Пулково мы вообще ничего больше не оформляли, все уже было на руках!

Форма 5. Фото: https://drtclub.ru/pravila-perevozki-sobak-v-samolete/

Нюанс: для некоторых стран нужны дополнительные документы и данные! Я не вникала, но знаю, что для ЕС нужен титр антител к вирусу бешенства (что такое, не знаю). Есть еще какие-то нюансы для стран СНГ. Уточняйте обязательно. Есть страны, куда вообще собаку привезти мега-проблематично, например, в Австралию. Но я летела в Грузию, поэтому не вникала.

Шестое. Подготовка к поездке. Хотя я успела прочитать много положительных отзывов о перелетах (очень помогли ребята из этого чата), все равно нервничала. Да просто с ума сходила, как кровиночка долетит. Вилсону было вообще пофиг, но я решила тоже ему дать что-то успокоительное. Правда, не учла нюанс, что лайтовые успокоительные для собак (сильные нельзя! собака не должна быть под седацией или в каком-нибудь неадеквате) имеют накопительный эффект, и давать их надо начинать заранее, дня за три. Я же начала рыпаться только в день вылета. Часов за 5 до вылета дала псу легкое успокоительное, надеюсь, хоть немного помогло.

Переноску застелила пеленками, положила пару игрушек, чтобы была более-менее комфортная обстановка. Можно положить какую-то вещь с себя (перчатку, шарф), чтобы рядом был запах любимого хозяина. Я положила носок)))))))

Летела маршрутом СПб-Минск-Тбилиси, пересадка в Минске полтора часа, удобно. В Пулково на регистрации сначала внимательно проверили переноску, аж специальный человек для этого пришел. Потом взвесили пса вместе с переноской, зарегистрировали.

После улаживания всех формальностей сдала остальной багаж (чемоданы), потом - в зелёный коридор, в отдел негабаритных грузов. Там посадила пёселя в переноску, ещё раз у меня проверили, хорошо ли закрывается дверца, все ли ок. Как оказалось потом, дверцу дополнительно укрепили, примотали такие пластиковые ленточки, чтобы не распахнулась в полете.

В Минске багаж сразу перекинули с самолёта на самолёт, я ничего не получала и не сдавала повторно.

В Тбилиси ещё на паспортом контроле услышала знакомое "пение", Вилсон звал меня на весь аэропорт. Он у меня парень голосистый. Прибежала на выдачу багажа. Переноска стояла на полу, по ленте не каталась (многие пишут, что в Тбилиси переноски ставят прямо на ленту с чемоданами). Очень боялась, что собака будет в стрессе, но ничего, "свобода попугаям", и пес тут же радостно побежал обнюхивать все вокруг. Очень хорошо все перенес.

Первый день в Тбилиси

Дисклеймер! Здесь я описала свой личный опыт и не претендую на истину в последней инстанции. Требования к перевозке могут различаться в зависимости от пункта назначения, породы собаки, законодательства и тд. Обязательно все проверяйте самостоятельно! Удачи :-)