Спросите методиста
July 12, 2023

Спросите методиста. Ответ 46.

Уходить или не уходить из компании, в которой не слышат и не хотят внедрять методические идеи и рекомендации?

Анна, классный вопрос, давайте разбираться, первое, я понятия не имею, менять ли вам компанию, но это я на всякий случай возвращаю вам ответственность, второе, пытаться убедить людей в необходимости глубинного проектирования, зачем, но давайте разбираться на примерах. Это классный вопрос, мне кажется, все методисты с этим сталкиваются, и я в том числе. Было время, когда я думала, что необходимо действительно убедить людей, что есть глубинное проектирование, что все надо поменять, рассказывала тоже с пеной в рта, как круто проектировать образовательный опыт. Но, но, но, но, я остановилась и перестала это делать.

Поделюсь с вами метафорой. Давайте поговорим про еду и про рестораны, я очень люблю поесть, поэтому давайте сегодня поговорим не только про проектирование, но еще и про еду. У вас возникла безумная потребность сходить поесть, потребность есть, надо ее воплотить, приходите вы в кафе, к вам подходит официант, приносит вам меню, вы выбираете борщ, ждете, борщ вам приносят, вы кушаете, платите и довольно уходите. Все.

Ань, ты вообще про что, а где про обучение?

Так вот, смотрите, кто вам готовил борщ? Повар. Вам важно, как человеку, который только что съел этот борщ, каким ножом этот повар резал, или в какой посуде он вам это готовил?! Вы ему доверяете, как профессионалу и вам, как клиенту, не важно это на самом деле. Зачем вам вникать каким он ножом резал овощи. Это ответственность человека, который вам готовил.

Также и в обучении, не важно как вы спроектировали, какими инструментами пользовались, это ваша ответственность.

Дальше, возвращаясь к ресторану. Важно ли официантке, которая вам приносила меню, каким ножом повар нарезал в борщ свеклу? Ну, если она не хочет стать поваром, то, в принципе, кажется, что тоже нет. Опять же, потому что почему? Это ответственность повара. И если повар будет каждый раз говорить официантке, смотри, у меня сегодня ножик на 45, а не на 35, он офигенно режет, а еще я посмотрел вот такой вот крутой курс, и мне сказали, чтобы борщ получился отменный, я должен сначала пожарить лук, а потом туда добавить свеклу и потом только морковку, и я буду делать вот так, потому что это круто, это новая методика. Официантка такая, ну, классно, готовь, мне-то что? Моя задача принести, отнести, мне не важно как ты готовить, важно, чтобы клиент был доволен.

И также получается с нами, когда мы хотим кому-то в организации рассказать нашу кухню, как мы готовим, зачем?

Давайте сейчас остановимся и честно все вместе, коллективно, привлекая наше коллективное бессознательное подумаем, зачем нам всем рассказывать про JBD, про секреты проектирования, и всем убеждать, что это круто?

Ни зачем, внедряйте это, делайте шаги, чтобы это просто было внедрено, не говорите, что это JBD, не говорите, что вы делаете с SJM. Вы просто делаете с SJM и приходите и показываете это как данность, и говорите: "смотри, мы теперь делаем вот так".

Не надо никого переубеждать, у нас взрослая позиция, мы работаем со взрослыми людьми, все ответственности, все ответственно подходят к тому, что происходит. Вы узнали новую методику, вы же ее у себя внедрили, вы поняли, что вам надо собирать новую статистику, вы пошли ее внедрили, вы увидели какой-то новый метод или что-то еще, вы пошли это внедрили. Вы можете потом с коллегам поделиться и рассказать, как это круто, но переубеждать, что давайте теперь проектировать по принципам педагогического дизайну, да нафиг, это никому не нужно. Им пофигу, как вы проектируете. Им важно на выходе, чтобы был образовательный продукт, хороший, все остальное не важно.

Я верю в то, что человек сам понимает, как ему сделать вот это или вот это, а когда вы начинаете рассказывать и говорить им, делай вот так, я придумал что-то новое, ты такой, ну блин, комон, ты профессионал, сам уже что-то сделай, что-то трендишь уже наконец, сам сделай, сам это сделай, сам внедри это в компанию и скажи, что это круто, вот это вот наше желание кому-либо что-то доказать. Зачем? Ну не нужно.

Мы повара, которые приготовляют образовательный продукт, мы нарезаем образовательный контент, и каким ножом мы его порезали, на какой доске, на деревянной или на пластмассовой, это знаем только мы. Мы знаем, что если порезать вот этим ножом на деревянной доске, будет круче, если в борщ порезать соломкой, а не квадратиками, это будет круче. Всем остальным мы можем это просто сказать как данное, смотри, есть новая классная методика, мы теперь будем ее использовать. Смотри, если мы будем думать про образовательный опыт, это будет круче.

Мы можем это дальше подсвечивать, а убеждать кого-то что-то менять, прибегать и говорить, давайте все доски поменяем, не за чем. Поменяй сначала свое. Потом скажи, ребят, смотрите, как классно, если мы будем вот это делать, вот на этой доске, это будет намного лучше. Вот и все, просто так с кандачка, конечно, никто ничего не хочет менять. А если сейчас к вам тоже придет новая начальница и скажет, что теперь мы проектируем по 4C\ID.

Ты такой, "почему, почему по 4C\ID"?

"Потому что это новая уникальная методика".

"классно, я знаю, что она не новая и не уникальная, она очень сложная".

Какое у вас будет отторжение, когда вам что-то навязывают?! Не надо так делать. Не надо переубеждать.

Надо из взрослой позицией, самостоятельно, через себя, говорить, я проектирую вот так, я развиваюсь, я вижу, что есть новое тренды и я вношу это в свою работу. Дальше вы можете это обсудить своим наставником, руководителем, или на каком-то методическом собрании.

Короче, особенно в корпоративном обучении мы никому ничего не доказываем, мы просто берем и просто внедряем.

Это был ответ на ваш вопрос, я надеюсь, что это было продуктивно.

И вам спасибо большое, увидимся в следующем мини-подкасте.

Это рубрика «Спросите методиста». Всего доброго.