March 28, 2020

Карантинные советы

Время чтения: 10+ минут

После такого личного последнего поста и интервью, которое тоже всё про я я я, надо написать что-нибудь такое, что больше направлено наружу, пусть и исходит из моего опыта. Поэтому, как и обещал, вот вам 10 карантинных рекомендаций.

Честно говоря, писать об этом самую малость неловко, потому что это езда на хайпе и я не думаю, что могу добавить что-то принципиально новое. Но, с другой сторон, я живу в карантине уже два месяца, и мне вроде бы есть что посоветовать и чем поделиться. Поэтому, 二话不说: как я переживаю карантин?

1. Этот пункт, пожалуй, самый спорный, но я решил его включить и сразу проговорить. Я думаю, что это выбор между двумя видами зла. Я выбирал меньшее в моём конкретном случае, а в вашем случае меньшим может оказаться другой вид зла. Так что я сформулирую этот пункт так: 

Выходите из дома.

НО

Во-первых, это можно делать при условии, что вы живёте отдельно от родителей и вообще не общаетесь в какой-либо форме с людьми старше 40-50 лет. Если вы, скажем, с ними в одной квартире — ИМХО, лучше не рисковать и сидеть дома. Даже если вы переболеете лёгкой формой, у них есть вполне реальный шанс умереть.

(Ну или это возможность для вас избавиться от них, йе!)

Во-вторых, соблюдайте определённые правила, когда гуляете. Обходите других людей стороной, гуляйте в одиночку и не тусуйтесь с другими (разве что с партнёром/соседом), а если надо с кем-то встретиться — сделайте это кратким и избегайте телесного контакта. Пользуйтесь антисептиком после того, как что-либо потрогали. Чихайте в локоть. Лучше надевайте маску в скоплениях народа или когда заходите в здания.

Напомню, маска нужна, потому что вы может быть заражены и даже не знать этого, но при этом будете заражать других, потенциально, опять же — пожилых людей, риск смерти у которых куда выше. 

(Это всё, конечно, при условии, что у вас в городе не полный локдаун и власти просят всех сидеть дома).

Я думаю, что большая часть моей аудитория молода, и коронавирус для нас не сильно страшнее гриппа, шанс его подхватить и заразить других, если пользуетесь мерами предосторожностями — не столь велик. А вот сидение в 4 стенах без свежего воздуха и самых элементарных физических активностей повлияет на вас плохо как минимум на дистанции в несколько недель с высокой вероятностью.

это outside

2. Удалённая работа может показаться сложной и непривычной. Тут помогает планирование (о нём ниже) и очень, очень важный лайфхак:

уберите
нахуй
телефон

Серьёзно, есть научные исследования, которые ясно указывают, что даже просто нахождения телефона в поле зрения снижает концентрацию, например.

Более того, это логично. Наш мозг — это не компьютер, оптимизированный для эффективности. При наличие потенциального отвлекающего фактора, он бросает часть сил на ожидание этого самого фактора, в данном случае — того, что экран включится и там появится уведомление. Это просто-напросто уменьшает вычислительную мощность вашего мозга и снижает вашу общую эффективность. Понаблюдайте за собой: если телефон в поле вашего зрения, он всегда в поле вашего зрения. Вы не можете его не видеть. Поэтому — в сумку, на другую комнату, на полочку в ванной.

Для меня это самое важное, но есть и другие правила для работы дома, например, тут (англ.)

3. Планируйте как минимум следующий день

А лучше — всю неделю. Планирование делает очень классную штуку: оно снижает стресс принятия решений и освобождает вычислительные возможности мозга. Кроме того, есть явная корреляция между чётким целеполаганием с планированием пути к этой цели и, собственно, достижением этой цели. Грубо говоря, если вы хотите написать книгу, желания недостаточно: надо также запланировать, что вам надо сперва исследовать, какие части к каким срокам должны быть готовы и выделить время на редактирование всего написанного.

Планировать можно, используя много разных инструментов, в том числе просто свой мозг. Но я считаю, что это его излишне нагружает, да и вообще я из депрессивных и низкомотивированных, мне нужны костыли, и потому я использую следующие три инструмента при планировании:

    • Это "матрица рутины": какие-то дела, которые мне нужно делать каждый день или каждые несколько дней, записаны в таблице, а таблица висит у меня над столом. Я ставлю галочку карандашом в столбике под конкретной датой и в строчке конкретного вида деятельности, чтобы его запланировать, а потом — маркером, когда я его выполняю. Это выглядит вот так. 
    • Это гугл-календарь. К сожалению, разделять дни на получасовые слоты, как рекомендуется профи, у меня не получается, и планировать слишком далеко — тоже нет, это пока недоступный для меня уровень. Но я записываю туда время на сон (это помогает держать режим), а также уроки, события и встречи и прочие штуки, определённые во времени. 
    • Это один из эпп-планировщиков. Я использую todoist — приятный эпп, который можно использовать на любом уровне: от самого элементарного до супер тщательного. Я пока где-то в середине: использую местную систему приоритетности и свою систему тэгов, а также разделяю дела по проектам, а все задачи — на более мелкие. Однако мне ещё есть куда идти.
      Впрочем, эппов много. Я могу ещё посоветовать Moleskin's Actions  (это попроще и поприятнее визуально) и MyLifeOrganized (это из монстров, там реально можно распланировать всю жизнь). Конечно, за полные версии всех надо платить.

4. И ещё про планы:

стоит запланировать бюджет на несколько вариантов развития событий.

Чтобы не паниковать. Знание, сколько у вас денег и какие у вас будут расходы — помогает снизить стресс, и не прийти к ситуации, когда вам ВНЕЗАПНО кушать не на что, и никаких способов решения проблемы у вас нет, потому что это ВНЕЗАПНО, и вы о таком неожиданном конце денег не думали не гадали. 

5. Постарайтесь готовить самому (подкасты!).

Для меня это сложно, скучно и бессмысленно времязатратно, и мне помогают пережить это потерянное время только одно: подкасты.

Небольшое дисклеймер: долгое, долгое время я вообще не переваривал какой-либо аудиоконтент, кроме музыки. Серьёзно, когда я слышал аудиокниги или радио, это было как будто рандомные звуки для фона, а не осмысленная речь. У меня было очень плохо с пониманием на слух как в русском, так и в английском.

Потом, постепенно, я начал интегрировать подкасты в свою жизнь. Потому что я понял, что невозможно постоянно слушать музыку на прогулках и во время дороги на работу: от неё тоже устаешь. Бывает, что её приходится в себя впихивать. Конечно, можно ничего не слушать, и так я тоже иногда делаю, но чаще мне требуется дополнительный фон для действий, в которых нужна лишь часть моей концентрации.

Поэтому я заставил себя привыкнуть к подкастам.

Это заняло долгое, долгое время. Ещё года три назад я их слушал очень редко. Но постепенно привык, понимание лишь на слух стало лучше и подкасты стали неотъемлемой частью моей жизни.

Я могу насоветовать только англоязычные, и большинство немного попсовые (то есть, если вы слушаете подкасты вообще, вы наверняка их знаете). Но я их всё равно посоветую. Искать можно по названиям там, где вы их слушаете (а если не слушайте, эппы для вашей платформы гуглятся в два счёта).

    • Heavyweight: один из моих самых любимых. Джонатан Голдштейн разговаривает с людьми с грузом разочарований из прошлого. После этого он пытается вместе с ними вернуться к причинами этих разочарований и то ли исправить их, то ли как-то осознать и принять. Терапевтический, искренний и чуть-чуть неловкий и забавный благодаря личности ведущего.
    • This American Life: очень известный и популярный подкаст с самыми разными историями из жизни американцев. Смешные, драматические, грустные, но всегда высокого качества. Некоторые настолько хороши, что я плакал, а ещё купил их эпп, потому что такое количество эмоций должно оплачиваться. 
    • Cautionary Tales: подкаст о больших, исторических фэйлах и о том, почему они произошло и чему мы можем из них научиться. Очень высокий уровень продакшна, очень классный голос у ведущего — и хорошо утверждает мысль, что люди, блять, идиоты. А ещё он короткий, всего восемь эпизодов, все — отдельные истории, и с него можно начать.
    • Rough Translation: подкаст про то, как о похожих вещах по-разному говорят по всему миру, и как мы, на самом деле, плохо понимаем и не видим другие культуры. История https://www.npr.org/2019/04/16/713962747/d-i-y-mosul про то, как в Мосуле группа местных жителей ездила по городу и разминировала невзорвавшихся после войны смертников, меня сильно впечатлила.
    • Factually: подкаст с чуваком, которого вы можете знать по серии видео с ютуба "Adam Ruins Everything". Интервью с экспертами на самые разные темы, но в основном про социум и науку. Интересные интервью и крутая заглавная песня.
    • Hardcore History: чертовские длинные подкасты на самые разные исторические темы: от Цезаря до историй о переживших Хиросиму и Нагасаки. Если интересуетесь историей — маст листен.
    • Lore: это истории о кораблях-призраках, привидениях, проклятьях, но с твистом: все они (claimed to have been) взяты из реальных исторических источников. Не проверял, да и я в любом случае не верю в мистику, но слушать такие истории — интересно. Этот подкаст очень подходит под готовку, потому что эпизоды всего по 20—30 минут, и ты делаешь пасту, а тебе рассказывают про кровь из стен.
    • 80,000 hours: это... довольно сложный подкаст о больших проблемах человечества, как люди стараются их решать в ходе своих карьер, а также науке и рациональности. Я понимаю процентов 60-70, особенно когда они начинают говорить о вероятностях. Но когда он интересный — тогда он правда интересный, и слушать его в кайф.

Это далеко не всё, что я слушаю (заметьте, я не включил ни одного про видеоигры!), но, пожалуй, лучшее. Если есть ещё интересные по-вашему, можете посоветовать их в чатике канала.

6. Начните медитировать.

Сейчас для этого существует куча эппов, навскидку посоветую Headspace и Balance . Мне не оч нравится Хэдспэйс своим стилем, а вот у Балэнс очень спокойный и хороший дизайн, и ощущение прогрессии лучше сделано. Медитация в 2020 — это часть личной гигиены. Это вовсе не какая-то эзотерика: то, что медитация в такой форме полезна, доказывает и наука, и субъективно это тоже так. Когда, как не в карантин, заняться своим душевным здоровьем? 

это главный экран Balance

7. Ограничьте потребление новостей.

Идеально — читать их раз в несколько дней, нормально — раз в день, и лучше днём или вечером. Максимум — два раза в день. Не больше, не кидайтесь в соцсети за каждым обновлением, а запланируйте на это время и придерживаетесь его. 

Ваше знание новостей ничего не изменит. Узнаете ли вы их сразу, через день или через пару дней — не имеет отношения к решениям в вашей конкретной жизни. Зато новости отлично умеют занимать мозг ненужной информацией, поднимать уровень стресса и отвлекать от другой деятельности, и это всё плохо. 

Я читаю китайские новости, Лентач (каюсь: я делаю это с утра, пока валяюсь в постели), а также несколько левацких новостных рассылок, включая Expresso. Советую её главным образом потому, что там есть подобные пассажи:

Психологи говорят, что публичный шейминг помогает новым социальным нормам быстрее укрепиться, то есть сейчас он оказывает нам хорошую услугу. Представь, ты вышел из подъезда, а бабульки из окон на весь двор: «И куда ты идёшь? Куда собрался? Позорник! Ковидиот! Мозгов нет! Руки, небось, не моешь! Вот поколение — только о себе и думают! Да чтоб ты вирус этот подхватил сегодня же! Дома тебе не сидится!». И бросают в тебя картошкой (это в Беларуси так). Одна картошка попадает тебе в ногу, другая в плечо, а потом ты поворачиваешься и особенно крупная картофелина попадает тебе прямо в лоб. Ты падаешь. Из подъезда выбегают бабульки в защитных костюмах из пакетов и втаскивают тебя обратно в подъезд. В следующий раз ты хорошенько подумаешь, выходить тебе из дома или уж как-нибудь перетерпеть две недели.

Очаровательно. Но и без таких пассажей: отличная информативная рассылка, которая главные новости захватывает, а больше на самом деле и не надо. Подписаться можно и в Телеге.

окей, это самая дурацкая картинка на этой странице

8. Карантин — это хорошее время, чтобы заняться самообразованием.

Так как при работе дома вам не надо столько же времени, сколько в офисе, потому что уходит время на дорогу, на общение с коллегами и (надеюсь) на тупление в телефон. Да и туалет ближе. Помимо того, давайте тут будем откровенны: восьмичасовой рабочий день — это полная хуйня, и никому не нужно столько времени. Большая часть работников справляются со своими задачами за чистые 4-5 часов. Потом эффективность неизбежно падает. По этому поводу можно послушать вот этот подкаст

Энивэй, самообразование! Тут просто огроменное количество вариантов, и я вам подкину несколько

    • Coursera знают все, а вот удобный список бесплатных курсов:  I uncovered 1,400 Coursera courses that are still completely free (англ.)
    • Khan academy: лично я там бесплатно учу физику.
    • Brilliant: тоже неплохой вариант, несколько более практический, стильный и современный, но уже требует какой-то платы. Но я его бросил, потому что со временем стало слишком сложно. Возможно, мне нужно сдаться и перестать стараться быть больше чем просто сраным гуманитарием (но мам, я хочу понимать тервер чтобы слушать 80,000 hours!).
    • Free Code Camp: тут можно бесплатно научиться кодить.
    • На Т-Ж есть курс по инвестированию: скорее всего, в старости государство вам помогать не будет, и чем раньше вы начнёте думать о накоплениях, тем лучше. Инвестирование — это явно лучший вариант, чем счёт в банке. Да, грядёт кризис, но это одним поводом больше думать о том, как лучше организовывать финансы после него.
    • Bang Bang Education открыли доступ к нескольким курсам по дизайну и рисованию. Я вот уже нарисовал смотрите что.
задание было просто расчертить лист А4 линиями как можно ближе друг к другу, но я его зафэйлил и врисовал детей и паука
    • я ежедневно пользуюсь Elevate, и это, пожалуй, мой самый любимый эпп в мире.
разминка языковых и математических частей мозга каждый день

9. Карантин — это время не только для образования, но и для ваших личных экспериментов вообще.

Я думаю, что у вас куча того, чем вы бы хотели заняться в этот специальный период, и мои идеи вам необязательно подходят, но всё же:

    • Попробуйте поскучать. Не медитировать, не тупить в телефон, не работать, не спать, а именно — поскучать. В 21 веке это почти потерянный скилл, а он важен для нашего мозга. Зачем? Посмотрите, что произойдёт: возможно, вы просто заебётесь скучать.
    • Поделайте скрининг дня. Для этого разбейте всю свою деятельность на типы (пример: работа, рутина, активный отдых, пассивный отдых, хобби, организационная работа, и т.д.). Сделайте таблицу в Excel и записывайте туда, чем занимались, по минутам (я округляю до 5 минут). Делайте так минимум дней пять, а лучше неделю. Зачем? Потом проанализируйте данные, поймёте, на что уходит время. Возможно, ужаснётесь и пересмотрите приоритеты, а может наоборот: поймёте, что эффективный молодец. 
    • Записывайте свои эмоции в конце каждого дня. Для этого можно использовать Moodscope, можно многочисленные приложения в эппсторе, наподобие Mood Meter, а можете и сделать свою таблицу эмоций в том же Excel и выставлять себе оценки по каждой, а затем собирать их в общий рейтинг для каждого дня. Зачем? Удобный инструмент, чтобы следить за своим настроением и видеть паттерны, если вы из наших, низкомотивированных и депрессивных (впрочем, если вы из наших, то это не эксперимент, а часть поддерживающей терапии). А если нет, то просто задумаетесь об эмоциях и лучше начнёте себя чувствовать и понимать, а это приведёт к более высокому качеству жизни. 
    • Если играете и прошли уже всё, поиграйте во что обычно не играете. Любите экшены? Попробуйте стратегию. Казуал? Идите в Dark Souls или Celeste. Играете только на мобильном? Попробуйте что-нибудь серьёзное на консоли или ПК. Предупреждаю честно: вовсе не факт, что вам зайдут эти новые жанры (я попробовал поиграть в X-COM часов пять, и это точно не моё), но это интересный эксперимент. В других жанрах другие игровые условности и другой конечный опыт.
    • Сходить в музей онлайн! Мои коллеги вот сделали подборку. Добавлю к списку: в последних двух Assassin's Creed есть специальные режимы, в которых можно бродить по мирам Древней Греции и Древнего Египта без врагов и прокачки, и просто больше узнавать об этих цивилизациях через аудио и тексты. Не бесплатно, но погружает на ура. 

10. Что ещё? Блиц!

  • Не паникуйте и не разводите панику.
  • Не скупайте туалетную бумагу, потому что блять что вообще, вы ебанулись там? Я думал, китайцы не всегда адекватные, но я теперь я за них горд.
  • Не целуйте чьи-нибудь кости. А если целуете, отпишитесь от моего канала нахуй.
  • Не выходите из дома без антисептика. Мыло и спирт – это наши главные орудия в этой войне.
  • Не кушайте летучих мышей.
  • Не кашляйте на стариков. И вообще ни на кого не надо кашлять, это не очень красиво.
  • Не обзывайте людей азиатской наружности сраными китайцами.
  • А ещё не думайте, что это закончится скоро и нормальная жизнь вот-вот за углом. Нет, это надолго. В разных степенях интенсивности, но, скорее всего, пока не создадут вакцину через год-полтора года — глобально ничего не изменится.