June 4, 2019

История номер шесть. Life-Work balance.

Уверен, что тема баланса между жизнью и работой всплывала в ваших головах. Если нет, то вы либо уже счастливы, либо еще счастливы.

Уже - встретились с этим и нашли комфортное для себя решение.

Еще - вас тема конфликта между работой и жизнью только ждет.

Либо что-то третье, о чем я просто еще не в курсе)

Так что эта статья будет полезна всем. Кто-то найдет в ней что-то ностальгическое. Кто-то увидит рецепты для здесь и сейчас. А кто-то возьмет ее на заметку для будущего. Шучу, конечно. Последних не существует)))

Итак, эта история будет не про какую-то конкретную компанию. Она про каждого. И про меня в том числе. В ней много личного, как и в предыдущих статьях. Но в этой, конечно, больше всего.

Эта история не дает ответа на вопрос “как найти баланс”. И вы поймете, почему. Возможно, это вас как-то опечалит. Или обрадует.

Эта история содержит одну очень важную ошибку. Вы можете написать о ней в комментарии или отправить мне личное сообщение. И на эту ошибку я пошел осознанно. Ради той самой идеи, которую хочу донести этой статьей. Будет круто, если помимо самой ошибки, вы расскажете свои мысли по поводу той идеи, которую я спрятал в этой ошибке. А я в ответ расскажу свои мысли.

К истории.

Б - баланс.

Работа и Жизнь. Жизнь и Работа. В балансе. Давайте разберемся, как же его достичь? Зачем его достигать? Нужно ли его достигать?

Почему этот пресловутый баланс так нужен? О нем говорят HRы международных и Российских корпораций. Это звучит как какая-то мантра. Баланс между жизнью и работой… В моей голове присутствует такая мысль, что Жизнь содержит в себе все. И работу в том числе. Но вот история поиска баланса строится из того, что есть некая граница, водораздел Жизни и Работы.

Ж - Жизнь. Это все, что не относится к работе: любимый человек, дети, увлечения, пьянки, путешествия, спорт, домашние животные, хобби, экстрим, чтение книг, “кино вино и домино”.
Р - работа. Это карьера, сроки, планы, задачи, отчеты, собрания, командировки, пьянки с коллегами, переговоры, отчеты, стратегические сессии, бизнес-литература, тренинги, собеседование (как в одну, так и в другую сторону), презентации, выступления, ответственность, конкуренция, премии, бонусы, переработки и ненормированный день.

Давайте представим, что Работа это как бы не часть жизни. А жизнь не часть работы. И попробуем найти между ними баланс.

Работа

Как и в любой другой системе, чем больше времени я уделяю работе и всему вот этому, что там выше перечислено, тем больших результатов я добиваюсь. Это не теория, а железобетонный факт. Киньте в меня ссаными тряпками, если это не так.

Больше результатов=выше уровень дохода/выше должность/подставьте свой вариант, что там у вас выше.

Растет ли удовлетворенность в связи с этим? Да, чёрт побери, растет! Я, сцуко, герой социалистического труда! Обеспечил 100 млн, 1 мрд, 10 млрд, (#свойварианткакдохрена) выручки в этом месяце/квартале/году (или годе?)). И эти заслуги офигенно поощряет моя компания. Руководители ставят меня в пример, дают премии и другие нематериальные плюшки. Коллеги завидуют. Огонь! Пушка! Красава!

Растет ли потребность в рабочем времени? Да! Я же если еще чутка поднажму, то и ракету в космос отправить могу!!! Я же, мать его, достигатор! “Это Спарта!” А я - Спартанец!

Да и руководство с радостью накидывает! А я с радостью принимаю!

Жизнь

В это время в оставшейся жизни происходит обратный процесс. Количество времени - ресурс конечный. Так что, например, на семью остается все меньше и меньше. И ведь обоснование тому есть нормальное. Результаты растут, ответственности больше, в компании ценят. “Я же ради семьи и стараюсь!”

В конечном итоге отношения ухудшаются и уже это начинает оказывать влияние на работу. Постепенно становится ясно, что основной мотив, ради которого были все эти сверхусилия, на самом деле благодаря этим усилиям и разрушается. И тут выгорание, поломка, переосмысление...

С точки зрения компании - сотрудник потерян, сгорел. Ну вы же помните про способы, как можно заставить скакать мертвую лошадь?

С точки зрения самого человека - кризис, апатия, переосмысление.

Историческая справка.

Эта ситуация присутствует в тех или иных смыслах повсеместно, не только в части поиска баланса между работой и жизнью. И наибольшей плодородностью в корпоративном секторе представлена благодаря чувству вины, которое фактически и является катализатором развития этих сложных петель обратной связи.

Я не могу уйти с работы вовремя. Надо поработать дома. Я не могу подвести коллектив. Мысли все время на работе. Все это может быть как здоровым рвением, так и следствием чувства вины. Чаще всего - не очень осознаваемым.

Прелесть этого в том, что через вину очень удобно управлять людьми. На определенных отрезках времени. Но вы уже заметили, что такой подход приводит на более длинных временных отрезках к плачевным последствиям. Ведь выгоревшего сотрудника надо заменять, обучать. А это серьезные затраты времени и денег.

Можно ли избежать такого исхода от поиска баланса между работой и жизнью?

Мой ответ - Да!

  1. Никакого баланса фактически не существует. Это просто жизнь. И каждый осознанно определяет, как и на что будет потрачено её время. Как только почувствовали, что тратите время из-за того, что чувствуете какие-то обязательства, вину - насторожитесь! Вы этого точно хотите или нет? Это точно ваше персональное желание?
  2. Руководителям, директорам, владельцам компаний: жизнь за пределами компании - это то, что нужно обязательно культивировать, развивать и поощрять. Там - новая энергия, новые инсайты, новые ресурсы и источник продолжительного эффективного функционирования. Это важно осознать в первую очередь для самих себя. А уж потом транслировать на команду.

Я - сотрудник. И у меня все это сейчас происходит. Как мне быть?

Радостная новость, в том, что у нас в отличие от деревьев есть:

  • Рот, чтобы сказать о своих границах и потребностях руководству
  • Ноги, чтобы встать и уйти, если после разговора стало понятно, что изменений не будет

Я - руководитель. И я понимаю, что мы радостно поощряем переработки и вот это вот все, чтобы у сотрудников было ощущение, что за пределами компании жизни нет. Что делать?

Хорошая новость в том, что наличие конфликта является источником решения. Нужно лишь взглянуть на ситуацию с новой точки зрения и подобрать решение, которое будет в данной ситуации контринтуитивным (будет казаться алогичным).

Представляете, если сотрудник меньше тратит времени на работу, а больше на жизнь? К чему это приведет?

Правильный ответ номер раз - к тому, что результаты компании от его деятельности упадут.

Еще один правильный ответ - на коротком отрезке времени предыдущий ответ казался правильным. Однако, при увеличении периода анализа, становится очевидно, что через определенный интервал времени сотрудник начинает за меньшее время приносит больше результата.

С одной оговоркой. Если компания создала такие условия и распространила по всем уровням управления. Если же сотрудник сам осознал проблему и смог перестроиться и добиться бОльшей эффективности, то, скорее всего, это уже не ваш сотрудник. Возможно, предприниматель или фрилансер.

Существует ли баланс между работой и жизнью?

Я думаю, что нет. Есть лишь осознанный выбор лучшего для себя способа прожить жизнь. И я искренне радуюсь, когда вижу появление компаний, в которых культивируется новая модель управления. Модель, в которой время сотрудника за пределами компании ценится. Это происходит лишь благодаря тому, что руководство таких компаний комплексно осознает реальную значимость этого времени. Вторым фактором этих изменений точно выступает каждый человек, который каким-то образом смог достаточно четко сформулировать свои персональные границы, осознать себя. Иногда это про одних и тех же людей, кстати. Ведь человек, который осознает свои границы, скорее всего не станет вторгаться в чужие. А в таком случае вопрос поиска баланса отпадает сам собой.

Вместо итогов

Неделю назад увидел в инстаграме моего знакомого такую фразу:

Всем моим ошибкам есть одно оправдание: Я живу в первый раз