November 10, 2019

Суспирия / Suspiria (2018)

Раз уж сейчас все хайпуют на Кодзиме как могут, я хайпану тоже - узнала я о "Суспирии" через Кодзимин инстаграм, он опубликовал пост с ярким промо этого фильма около года назад. Мой глаз очень уж зацепился за эту черно-красную гамму и я пошла гуглить, что за "Suspiria" такая. Сюжет показался интересным и я отложила фильм в список "Посмотреть". И вот, почти через год, настало его время.

Мы попадаем в серый Берлин 70-х, вместе с некой американкой Сьюзи. У девушки есть благородная цель - она приехала танцевать в знаменитой труппе Tanz. А тут как раз у них загадочно появилось свободное место - одна из танцовщиц куда-то пропала. Сьюзи оказалась очень талантливой, её навыки и упорство быстро позволили пробиться на роль примы. Но школа танца - не то, чем кажется, а в её подвале тихо скребется древнее зло...

Фильм развивал события очень медленно, но, как во многих крутых произведениях, главное - пережить первые 40 минут. Это время ты проникаешься атмосферой, пытаешься по обрывкам выдаваемой информации выстроить какую-то теорию о том, что здесь, собственно, творится. Мне, кстати, не удалось. Оригинал 197.. какого-то года я не смотрела, поэтому все сюжетные повороты становилось сюрпризом. По большей части такой эффект был достигнут потому, что "Suspiria" базируется на своей собственной мифологии. И это огромный плюс, эксплуатация одних и тех же тем в ужастиках уже надоела несколько лет назад.

Далее мы окунаемся в океан жестокости и странности. Травмы и мучения героев сняты довольно натуралистично, многих это отталкивает, но в то же время они переданы так... изящно? Мне не находится иного слова. И это не потому, что раз дело идет о танцах, то обязательно нужно говорить клишированное "изящно".
Кстати, весь фильм труппа репетирует фирменный танец "Volk" (Фольк), и вот его иначе как жестким, диким, первобытным не назовешь. Ну, оно и не удивительно, ведь в итоге оказывается, что это - доведенный до совершенства древний ритуал.

И вся эта динамика танца, серость Берлина, загадочность преподавателей школы образуют такую сильную гармонию давящей атмосферы, что от фильма не оторвешься, несмотря на его приличный хронометраж (2,5 часа).

Мне очень понравилась картинка и постановка кадров. Ночные кошмары главной героини нарезаны в лучших традициях пугающей видеозаписи из "Звонка", оставляют немного неловкое и пугающее послевкусие.

Понравился подбор актеров - очень разнообразные внешние типажи, даже я не путалась.

Динамика фильма похожа на "Реинкарнацию" - сначала все медленно, давяще, пугающе, а под конец внезапно много сюрреалистичного экшена, выжимающего из тебя последние соки. Но при этом финал "Суспирии" проявляет милосердие, как бы гладя по голове и говоря - "Тише, тише, это не с тобой".

***

Смотреть или не смотреть?

Если восхищение вызывают слэшеры, загадочные психоматы и маньяки, то не стоит, "Суспирия" определенно не зайдет. А вот любителям мистики, красивых кадров и АТМОСФЕРЫ - очень и очень. Лично я осталась в восторге.