Философия целеполагания
December 14, 2019

Вступление. Человек телеологический

Дождливым сентябрьским вечером я неспешно продвигался вверх по Профсоюзной улице в сторону снятой на ночь квартиры моего близкого друга. Он был в беде, я шёл беседовать с ним, чтобы узнать, насколько всё плохо.

Дорога скользила подо мной разлившимися красками, но я её не замечал. По своему обыкновению, чуть понурившись, я был полностью захвачен думами.

В этом созерцательно-задумчивом состоянии мой взгляд упал на впереди идущую женщину преклонных лет. Ковыляя вдоль улицы, она, видимо, возвращалась домой с работы. Как и положено, в ее руках были сумки с купленной в Пятерочке едой. Обыденная картина.

Вдруг меня осенило. Словно в эффекте обратной перемотки, я увидел ее обратное движение до магазина, потом более ранний путь до работы, потом еще более ранние события. Абстрактные события ее жизни мелькали передо мной вихрем представлений: её трудные жизненные ситуации, моменты радостных переживаний, горьких сожалений, тяжелого выбора, компромиссов и уступок, разветвления сделанных и не сделанных ею действий, принятых и не принятых решений.

Вспышка. Вот она, сию секунду. Вот она, прорезающая реальность, результат совокупности всех её личных событий, выборов, решений.

Возвратившись из своих фантазий, я продолжал наблюдать за ее мерным шагом. Теперь за ней следовал воображаемый шлейф ее предыдущих действий.


Помимо этого, я понял, что она ещё и куда-то направляется. Что-то ей движет. Зачем-то она прорезает реальность, зачем-то каждый день ходит за покупками, поднимается вверх по улице. Только представьте на секунду, если бы у неё не было бы этой направляющей. Она встала бы как вкопанная, посыпались бы продукты из сумки, она бы ошарашено смотрела по сторонам, произошёл бы system error.

Каждый встречающийся тогда мне человек представал передо мной не каким-то шагающим телом, но трехмерной фигурой — со шлейфом былых свершений, точкой в текущем моменте, и воображаемым пространством будущего, его движущей силой.

«Человек, это не дискретно выделенное тело».

Ф. Гиренок

Телеология человека

В тот вечер я также окончательно для себя закрепил, что человек — существо телеологическое.

Телеология в философии — учение о целесообразности бытия. О том, что есть конечные пределы, конечные цели мироздания. У бытия, соответственно у человека, или, наоборот, у человека, соответственно у бытия есть направленность к конечной точке.

Это один из главных принципов существования человека.

Что важно. Человек может быть ведом целями, сформированными из обстоятельств, внешних факторов, воли других, личностной импотенции или сформировавшегося безразличия, а может быть актором бытия, формировать свою реальность с помощью целей и решений, которые создал он сам, либо в добровольном и разумном содружестве с другими.

Такой человек идёт по пути самоосуществления, проявляя свою волю и решимость следовать своему внутреннему зову, идее себя.

В первом случае человек становится продуктом своей личной истории, во втором — её творцом. В череде постоянно формирующегося выбора, человек-актор осознает свой выбор, направление и ход своего развития, человек-конформист его не чувствует, сетуя на сложившиеся обстоятельства и рок судьбы.

Отличное отображение совокупности и результата выбора представлено в игре Detriot: Become Human

Целеполагание

Стать творцом своей истории, актором бытия поможет нам целеполагание — дисциплина, изучающая всю широту вопроса постановки и достижения целей.

В следующей статье мы углубимся в понимание того, что такое цель, рассмотрим её составляющие, разберём, как действует цель в перспективе жизненного пути.

Приступим.