June 30, 2020

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СОФЬИ АНДРЕЕВНЫ ТОЛСТОЙ-ЕСЕНИНОЙ

Письмо к матери.

Мардакяны-Баку , 13 августа 1925 года.

Мама моя , дорогая , милая...Ты скажешь, что я влюбленная дура, но я говорю положа руку на сердце , что не встречала в жизни такой мягкости , кротости и доброты. Мне иногда плакать хочется , когда я смотрю на него . Ведь он совсем ребенок наивный и трогательный. И поэтому , когда он после грехопаденья- пьянства кладет голову мне на руки и говорит , что он без меня погибнет , то я даже сердиться не могу , а глажу его больную головку и плачу , плачу. Ну вот я и в сентименты пустилась. Так уж к слову пришлось...У моего Сергея две прекрасных черты- любовь к детям и животным.

________

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА ТОЛСТАЯ-ЕСЕНИНА (12 (25) апреля 1900, Ясная Поляна, Крапивенский уезд, Тульская губерния — 29 июня 1957, Малаховка, Московская область) — советский музейный деятель, внучка Льва Толстого, последняя жена и вдова Сергея Есенина, директор Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве. Похоронена на Кочаковском кладбище, близ Ясной Поляны.

Познакомилась с Есениным в марте 1925 года. С исключительной бережностью относилась ко всему , связанному с жизнью и творчеством Сергея Есенина , сохранила много документов последнего периода его жизни. По существу она явилась организатором музея Есенина , существовавшего в 1926-1929 гг. Собранные в этом музее рукописи и документы были переданы в государственные хранилища. Софья Андреевна сохранила мемуарные свидетельства, подчас являющиеся единственным источником сведений об обстоятельствах созданий некоторых произведений Есенина .В 1940 г. она готовила (с участием Е.Н. Чеботаревской) к изданию сборник стихотворений и поэм Есенина, к которому написала обширный комментарий.

ФАКТ

В первые месяцы Великой Отечественной войны, когда над Ясной Поляной нависла угроза оккупации, Софья Андреевна организовала эвакуацию экспонатов дома Толстого, завершившуюся за две недели до вторжения немецких войск в толстовский музей. Через три с половиной года экспонаты вернулись на прежнее место, и 24 мая 1945 года Софья Толстая-Есенина вместе со своим будущим мужем литературоведом А. Д. Тимротом официально в торжественной обстановке снова открыла музей.