January 14, 2023

Западные ЭВМ в СССР. Список

Я до последнего времени был абсолютно уверен, что западных ЭВМ в Союзе (речь идёт о периоде с конца 1950-х до конца 1970-х годов) не было и быть не могло.

Компьютер тех времён – это несколько больших шкафов, просто так его не купишь и не привезешь. Нужно было организовать обучение, логистику, монтаж, передавать документацию. Если предположить, что даже если Союз и хотел бы приобрести какие-нибудь западные ЭВМ, то для этого надо было бы создавать целые структуры для налаживания поставок, оформления документов, растаможивания, организацию оплаты и т. п. Не будем забывать про санкции, ограничения, «железный занавес». Понятное дело, что столь плотного сотрудничества Союза со странами Запада быть не могло по определению!

Или могло?..

Я нашёл несколько статей в журналах Computerworld, TIME и в газете The New York Times [1], где упоминалось сотрудничество американских компьютерных фирм с Союзом.

Параллельно я изучал Викиликс. Но пока писалась эта статья, поиск на сайте Викиликс перестал работать и сохранённые ссылки на найденные документы больше не открываются. Документы в pdf я предусмотрительно скачал, но их надо ещё переводить и анализировать.

Из западной периодики выяснилось, что в Союзе были филиалы (!) американских фирм, той же IBM. Шло активное сотрудничество Союза и с европейскими фирмами – не только из стран СЭВ, но и с Англией, Францией и Германией.

Я узнал имя главы представительства IBM в СССР в 80-х годах. Он жив, здоров, свободно говорит по-русски и у него есть аккаунт в ныне запрещённом Фейсбуке! Ничего другого не оставалось, как написать ему и расспросить. Что я и сделал.

Читать продолжение на сайте.