August 21, 2021

Интервью с последователем древнеегипетской религии

Здравствуйте, Артём! Насколько понимаю, ваш религиозный опыт и практика так или иначе связаны с богами египетского пантеона. Расскажите, пожалуйста, как правильно назвать вашу религиозность и что-нибудь о её истории?

Вопрос куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны - да, я почитаю древнеегипетских «богов», с другой стороны выражение «египетский пантеон» намекает на шаблон древнегреческого политеизма, а у древнеегипетской религии есть очень существенные, концептуальные отличия от древнегреческой. Я никогда не стремился стать каким-то эталонным носителем древнеегипетской религиозности в условиях современности, но так вышло, что в сообществе неоязычников я получил признание именно в этом статусе.

Термин «кеметизм» я откопал в англоязычном интернете в 2007 году и я вовсе не собирался «надевать» его на себя, но его так быстро подхватило русскоязычное сообщество, что бороться с этим просто не было смысла. Окей, если вы хотите называть современное исповедание древнеегипетской религии кеметизмом - пусть будет так. Термин, откровенно говоря такой себе. Он восходит к названию Древнего Египта на древнеегипетском, то есть «Та Кемет», что буквально переводится как «чёрная земля».

То есть «кеметизм» можно перевести как «чернизм», мне не нравится, но ничего не поделать. Вообще этот термин возник в Африке внутри панафриканского политического движения, там была такая фракция, которая считала, что все африканские культуры имеют те или иные заимствования из древнеегипетской. Эта точка зрения и получила название «кеметизм».

В современном Египте есть ещё так называемые «фараонисты», они выступают за провозглашение древнеегипетской религии в качестве государственной и постепенный отказ от ислама. В то же время панафриканисты создали свои движения в США и там стали популярны реконструкции древнеегипетской религии под названием кеметизм. Большой центр таких реконструкторов находится в Чикаго. Я с ними не дружу, но и не враждую. Я профессиональный религиовед, профессиональный исследователь, у меня свой взгляд на то, как стоит и как не стоит исповедовать древнеегипетскую религию в современности.

Сам я не придаю особого значения тому, как это называть. Всё равно называть будут термином «кеметизм» и «кеметист» потому что это удобно. Пусть будет так. Когда меня просили сделать сайт на тему, я даже взял адрес www.kemetism.ru

Как вы пришли к этим взглядам? Был ли у вас какой-то альтернативный опыт до того?

У меня нет однозначного ответа на то, почему у некоторых людей есть привязка к далёкой и чужой, казалось бы, культуре, настолько сильная, что они готовы отказаться от всех своих корневых национальных традиций ради этого. Но это именно мой случай. Я просто знал, что нет никакого меня в отрыве от Древнего Египта и всё.

При этом всем интересующимся я всегда говорю, что если вы хотите достичь успехов в постижении Древнего Египта, но смотрите на современный Египет сверху вниз, то ничего у вас не получится. Это не значит, что древнеегипетская религия важна только для тех, кто имеет к ней субъективную предрасположенность. Авраамические религии имеют массу концептуальных заимствований из Древнего Египта и эта тема хорошо раскрыта в трудах египтологов.

Насколько я знаю (а знаю я ну очень мало, так что смело поправьте меня) — под термином «древний Египет» скрывается ооочень большой период истории, во время которой религиозная жизнь выглядела по разному. Так ли это? И если да, то к какому периоду вы относите свои взгляды и почему к нему?

Всё верно. Древнеегипетскую историю я предпочитаю делить на три больших периода: додинастический, династический (власть фараонов-египтян) и постдинастический (после падения 30-й династии в середине первого тысячелетия до н.э.). Внутри династического периода сами египтяне выделяли периоды так называемых древнего, среднего и нового царств, разделённые переходными периодами децентрализации власти.

Безусловно, религиозная мысль не стояла на месте, а развивалась и менялась. Иногда это был концептуальный прогресс, а иногда - изменения с целью объяснить смену очередных династий. В истории Древнего Египта нет какого-то такого «золотого» периода, который можно было бы взять за эталон. В моём понимании, огромное значение имеют доктрины, касающиеся звёздного неба, они были сильны в эпоху Древнего царства и Текстов пирамид, а потом, увы, постепенно теряли своё значение. Этот поворот мне видится трагическим. Тем не менее, богословские концепты эпохи Нового царства так же очень важны. Но это очень большая тема.

Правильно ли сказать, что вы, как профессионал-религиовед, исследователь, самостоятельно (вос)создаёте то, что сейчас исповедуете? Или же вы опираетесь на какую-то более близкую традицию \ общину \ труды других людей?

Нет, это не так. Религиоведческий бэкграунд скорее помогает мне, как говорится, отделять зёрна от плевел, а мух - от котлет. Помимо изучения массы материалов по египтологии и египетской археологии, я неизбежно сталкиваюсь с материалами от американских «кеметистов» и мне нужно их как-то оценивать. Древние тексты и представления тоже нужно подвергать осмыслению, но создавал или воссоздавал их, определённо не я. При этом я не являюсь продолжателем какой-то иной существующей традиции. Я не являюсь ничьим учеником и персональным последователем.

Вы говорите, что не являетесь чьим-то учеником, но у вас самого уже появились ученики? Как в целом вы видите развитие сообщества древнеегипетского политеизма в России, если видите?

Нет-нет, я не являюсь ни учителем, ни жрецом. У нас таковых нет. Я что-то подсказываю, объясняю, облегчаю процесс понимания, но за собой я не веду. Что касается развития кеметизма в России, то я не думаю, что нужно развитие. Я рассказываю об этом всем, кто сам спрашивает. Уверен, все интересующиеся рано или поздно найдут меня или иные источники информации. Я не люблю термин политеизм в отношении Древнего Египта, он греческий. Египетские боги совсем не то же самое, что древнегреческие. Они легко «перетекают» друг в друга.

Вопрос может показаться бестактным, но всё же задам: как в древнегипетском политеизме относятся к тому, что множество древнеегипетских артефактов растащены по музеям мира и выставляются публично? Сюда же — недавний переезд мумий в Египте в новый музей и устроенное для этого шоу. В целом, играют ли эти артефакты или останки культуры значимую (какую-то) роль в вашей практике \ теории религии?

Мне очень понравился «Золотой парад фараонов», прошедший в Каире 3 апреля сего года. Он говорит о том, что влияние фараонистов на египетские власти растёт, а мусульман - уменьшается. Культ всяких предметов очень характерен для европейцев, но чужд религии древних египтян. Да, многие найденные в 19-м и первой половине 20-го века предметы заупокойного инвентаря утекли в музеи других стран. Религиозной трагедии в этом нет, древние так далеко вперёд не смотрели.

На сегодняшний день многие люди, относящиеся к язычеству, заявляют о сложностях и давлении на себя со стороны общества \ государства. Сталкивались ли вы с чем-то подобным или это касается скорее славянских и северных язычников?

Не сталкивался по нескольким причинам. Во-первых, я враг миссионерства как явления. Я не считаю, что нужно проповедовать, убеждать и так далее. Кому интересно - те сами найдут. Во-вторых, никакой ритуальной деятельности на территории России моим сообществом не ведётся. Это связано исключительно с географическими и астрономическими особенностями. Для ритуалов важно, чтобы расположение звёзд на небе было как в Египте или примерно как в Египте, иначе это не работает. Надеюсь, с государством мы и дальше будем существовать словно в разных мирах.

Включает ли отсутствие ритуалов отсутствие молитвенной жизни? В целом, что из себя представляют ритуалы вашей религии и ваша обычная жизнь как религиозного человека? В том плане, что в повседневности отведено вашей религии, а что нет? (насколько, конечно, это не слишком личный рассказ)

Я бы не назвал это молитвами, но некоторая ежедневная индивидуальная практика есть. Даже если бы я рассказал подробно, а кто-то из прочитавших захотел бы это повторить, в этом не было бы смысла.

Египет - это не дружественное пространство, которое принимает всех заинтересованных, идущих с открытым сердцем и благими намерениями. Установление личной связи с божественным иногда требует суровых обстоятельств и далеко не самых приятных переживаний. В то же время ничего особенного в моей ежедневной практике нет, всё довольно рутинно. Это не значит, что я предпочитаю рутину, просто она гармонизирует происходящее.