November 21, 2018

Сильная мысль ноября 2018

Посмотрел ролик Владимира Тарасова - "Борьба за настоящее, прошлое и будущее". Суть в том, что существует 3 вида управленческой борьбы - за прошлое, настоящее, будущее.

Борьба за прошлое

Когда что-то случилось в прошлом и мы устраиваем разборки - мы боремся за прошлое. Эта борьба не имеет смысла.

Ребёнок разбил тарелку, мама его ругает: "Ну как ты мог? Почему ты такой неуклюжий?" Факт уже случился, ситуацию уже не исправить.

Яркий пример борьбы за прошлое - месть.

Борьба за будущее

Это самый мягкий, интеллигентный вид борьбы. Просим сотрудника позвонить сложному клиенту, сотрудник ссылается на занятость - и мы с легкостью переносим эту задачу на завтра. В этой борьбе нет сложности, потому что мы обсуждаем некое неопределенное будущее.

Борьба за настоящее

Самый жёсткий, трудный вид борьбы. Именно в борьбе за настоящее проявляется истинная картина мира человека.

Пример с тем же сотрудником и звонком сложному клиенту.

— Так ты точно ему позвонишь?

— Позвоню, позвоню!

— А когда?

— Завтра и позвоню.

— Слушай, а чего он прямо сейчас не позвонит?

— Да, а почему сейчас не позвонишь?

— Да там сейчас обеденный перерыв!

— А ты попробуй! — И рука непроизвольно пододвигает телефонный аппарат к обещавшему.

— Да брось ты! У меня и номера с собой нет! — И рука непроизвольно отодвигает аппарат.

— А я ему дам! У меня записан! — Аппарат снова пододвигается.

— Слушай, а почему я вообще обязан звонить?! Чего ради! Ты заинтересован, сам и звони! — Не буду я звонить, и все! — И аппарат, преодолевая сопротивление чужой руки, решительно отодвигается.

То есть он и не собирался звонить, только обещал! Как только мы вступили в борьбу за настоящее, сразу стало всё понятно.

Борьба за настоящее - это осознанно пойти на конфликт, обострить ситуацию. Сделать кому-то неудобно. Возможно, задеть чьи-то интересы или чувства. И к этой борьбе не все готовы. Но именно в этой борьбе проявляется требовательность и нацеленность на результат.

"Тот не умеет по-настоящему руководить людьми, кто не умеет вести борьбу за настоящее." - так считает Тарасов. И я думал над этим тезисом несколько дней. Вспоминал ситуации, в которых я боролся за настоящее (как мне казалось), а на самом деле это были разговоры "а давай завтра ты сделаешь так-то" - по сути борьба за будущее. И мои самые жёсткие зарубы на работы были как раз борьбой за настоящее - "Я не принимаю твой ответ, мы договаривались на сегодня, ты не выполнил... делай прямо сейчас... нет, не завтра, давай сейчас...", и т.д.

Стал замечать, как я реагирую на невыполнение задач. Сдвигаю ли сроки? Принимаю ли невыполнение? Сдвинуть дедлайн - просто и ненапряжно. Добиться выполнения здесь и сейчас - уже сложнее, потому что это не так комфортно. Несколько раз сознательно включился в борьбу за настоящее - и результаты стали лучше.

Какие выводы я сделал.

Борьба за прошлое - не имеет смысла, избегать.

Борьба за будущее - полезна, когда нужно снизить градус конфликта ("Уступи брату компьютер - завтра будешь только ты за ним сидеть").

Борьба за настоящее - самая трудная, но и самая полезная борьба. Хорошо проявляет картину мира участников.

21.11.2018