January 8, 2021

Люди прошлого и настоящего

Много лет назад стою, курю около урны. Рядом метёт асфальт дворник-дебил. Кому-то это покажется обзывательством, поскольку ныне популярно налево и направо называть людей дебилами. На этот случай поясню, что дебильность – одна из степеней выраженности олигофрении, являющейся следствием генетического заболевания трисомия-21, явные внешние признаки коего наблюдались у дворника.
Докуриваю, прицеливаюсь бычком в урну, а дворник говорит:
– Не надо в урну бросать.
– А куда же тогда?
– Вот сюда, на асфальт.
Его предложение, как казалось, соответствовало его облику.
– Зачем, – спрашиваю, – на асфальт?
– Я смету и потом выброшу, а если в урну бросить, мусор загореться может.
Конечно, вероятность возгорания ничтожна, но было в его соображениях рациональное зерно. Для меня стало ценным опытом, что даже человек с дебильностью может иногда подсказать мне что-нибудь разумное. С тех пор я следую его совету и тушу бычок прежде, чем бросить его в урну.

История №2. Сегодняшняя. Обращаюсь к молодой продавщице мясорыбного отдела с просьбой взвесить в пределах килограмма ветчины. Она, недоумённо:
– В пределах?
– Да, в пределах килограмма. Можно 0,8.
– А, полкилограмма! – «схватывает налету» продавщица, которой не откажешь в сообразительности, и приступает отрезать кусок от палки.
Я сначала предположил, что про полкилограмма мне просто показалось, ведь я, согласно моим представлениям, доступно изложил, что мне нужно. Однако нет, именно полкилограмма она и взвесила, из чего проясняется, что «пределы» она истолковала слишком свободно, а «0,8» ей ни о чём внятно не говорит.
И что-то – не возьму в толк, что именно – подсказывает мне, что иной дебил, получивший образование и воспитавшийся в Советском Союзе, бывает разумнее некоторых обычных людей, выучившихся в современной России.